Существует  теория, что для профилактики и лечения болезней дыхательных путей, в том числе пневмонии, лучшим средством считаются занятия йогой, специальная гимнастика и даже игра на духовых инструментах. Так ли это на самом деле?

Источник фото

Вдох-выдох

Каждый уважающий себя специалист по йоге знаком с техникой пранаяма. Кроме того, что она работает на духовную очистку и преобразование жизненной энергии, с ее помощью можно также вполне успешно укреплять легкие.

«Есть различные дыхательные техники и подбирать их нужно в зависимости от потребностей отдельного человека, – рассказывает инструктор хатха-йоги в Алматы Ксения Миронова. – Регулярная практика пранаямы помогает справиться с тревогой, бессоницей, усталостью, улучшает когнитивные функции мозга. Есть три типа дыхания: ключичный, грудной и диафрагмальный. В основном люди дышат грудным и ключичным из-за сидячего образа жизни и стресса. Есть техники, которые научат дышать всеми тремя отделами. Когда мы правильно задействуем диафрагму, происходит массаж внутренних органов, улучшается кровообращение и венозный возврат из нижних конечностей, что помогает избежать варикозного расширения вен. Есть техники, которые очищают верхние дыхательные пути, с их помощью разрабатывается дыхательная мускулатура, они способствуют очищению легких и альвеол в частности от слизи, скопившейся из-за загрязненного воздуха, курения и малоподвижного образа жизни. Практика пранаямы улучшает капеляризацию тканей, укрепляет стенки сосудов, улучшает внутренне дыхание клеток».

Музыка лечит?

По силе воздействия на организм игра на флейте, саксофоне и других духовых инструментах также приравнивается к пранаяме. Американские специалисты Клинт Госс и Эрик Миллер выяснили: «музицирование» повышает вариабельность ритма сердца, лёгкие расправляются, человек дышит полной грудью, а его организм проще справляется с внешними стрессами. Специалисты считают, что особенно полезно заниматься игрой на флейте детям — она помогает победить астму путём тренировки лёгочной функции. В целом, музыкальные занятия с духовыми инструментами  включают неиспользованные ранее резервы организма. 

Источник фото

Эту теорию подтверждает преподаватель игры на саксофоне в школе House of Music и опытный саксофонист Бахтияр Темирбеков:

«Занятия на всех духовых инструментах (не только на саксофоне), очень полезны для легких, так как постоянные (правильные) занятия на инструментах укрепляют дыхательную систему в целом. Игра на духовых инструментах настоятельно рекомендуется медиками для лечения астмы и бронхита. Людям страдающим астмой, она особенно рекомендована, так как эти занятия сопряжены с работой над «профессиональным исполнительским дыханием». При игре на саксофоне или другом духовом инструменте создается сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это помогает хорошо раскрыться альвеолам (структурным единицам легких), развивает легочную ткань, увеличивает жизненный объем легких».

Но как быть, если у вас нет возможности посещать педагога, чтобы научиться играть саксофоне, трубе или флейте? В интернете выложено множество самоучителей. Конечно, оркестровый инструмент без руководства освоить вряд ли удастся, но блок-флейту — вполне.

Что советуют медики?

Интересно, что в научной среде к дыхательной гимнастике относятся очень и очень серьезно. Неравнодушные медики сейчас готовят целые программы по дыхательной реабилитации пациентов с COVID-2019, находящихся как в стационаре, так и проходящих лечение амбулаторно. Многие из них считают, что такая гимнастика способна снизить и сам риск заражения коронавирусом.

Метод Бутейко. Это передовая медицинская технология, основана на сложной поэтапной нормализации функции дыхания, что позволяет успешно бороться с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, аллергия и многими другими. Освоить ее можно самостоятельно. Схема упражнений выглядит так: вдох — две секунды, задержка дыхания — четыре секунды, выдох — четыре секунды. При этом само дыхание должно быть легким и бесшумным. 

Источник фото

Полезны также и статические упражнения. Например, ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе, и такое же — через одну ноздрю (вторую нужно зажать пальцем) попеременно по 3-4 раза. Продолжительность каждого подхода — 30-60 секунд. Еще один прием — равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2-3 приема, выдохом через рот. Повторять упражнение стоит 3-6 раз.

Медики отмечают, что практиковать можно разные типы дыхания — брюшное, грудное и полное. При брюшном во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, а грудную клетку нужно стараться держать неподвижной. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают. Во время грудного дыхания неподвижной нужно держать переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширять грудную клетку, а при выдохе энергично ее сжимать.

Полное дыхание — когда во время вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки.

При выполнении упражнений нужно дышать через нос, а для контроля одну руку держать на груди, другую — на животе. Начинать рекомендуется с четырехкратного повторения каждого упражнения, постепенно доводя количество «подходов» до дюжины.

В то же время, эксперты департамента профилактики неинфекционных заболеваний Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК рекомендуют специальные дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой. Это уникальный метод естественного оздоровления организма и изначально предназначался для восстановления певческого голоса. В 1972 году автор метода, педагог-фониатор Александра Николаевна Стрельникова, получила авторское свидетельство на свою разработку. Результативность этих упражнений доказана клиническими исследованиями, а ее подробное описание можно найти здесь.

Важно: дыхательной гимнастикой, как и любой другой, нужно заниматься в свободной удобной одежде. Комнату предварительно стоит проветрить, либо оставить открытым окно. Также стоит помнить, что упражнения следует делать осторожно, стараясь избегать дискомфорта и ощущения недостатка кислорода.