Стоит отметить, что криминально-пацанская тема в отечественном кино поставлена едва ли не лучше, чем комедийная. Поэтому на волне популярности «Слова пацана» уместно вспомнить и отечественные киноленты на подобную тематику.
«Рэкетир», 2007
Когда-то с этого фильма началась новая история казахстанского кино. Именно этот фильм после долгого летаргического сна пробудил и наше кино, и интерес нашего народа к нему.
В основе фильма – история типичного представителя поколения слома эпох. В центре сюжета криминального боевика биографическая история бывшего боксера Саяна, который в 90-х годах, отчаявшись найти работу, связался с криминалом. Парень стал рэкетиром, собирающим деньги с мелких торговцев, а вскоре превратился в одного из влиятельнейших бандитов. У него появилось все, о чем он раньше не мог и мечтать: деньги, красивые женщины, вечеринки. Но может ли это продолжаться вечно или когда-то за все придется заплатить?
История, что называется, попала в нерв. Это был период популярности русских бандитских саг. К слову, чтобы подчеркнуть эту преемственность, режиссер Акан Сатаев позвал на одну из ролей звезду «Бригады» и «Бумера» Владимира Вдовиченкова. Расчет оправдался вполне – «Рэкетир» породил целую волну в новом кино и на протяжении нескольких лет конца нулевых и начала 2010-х доморощенные режиссеры пытались повторить успех. К слову, самому Сатаеву успех своего первого фильма повторить не удалось. Сиквел «Рэкетира» в 2015 году вызвал куда более скептическую реакцию у людей.
«Районы», 2016
В какой-то степени именно с этим фильмом Акану Сатаеву удалось повторить успех «пацанского» кино. Интерес к этому фильму дважды возникал после его широкого проката. Первый раз, когда его в положительном ключе упомянул известный блогер BadComedian, обозревая фильм Данилы Козловского «На районе». Да и сейчас, в связи с ажиотажем вокруг «Слова пацана» вновь вспомнили историю «районовских движений» 80-х.
В частности, эта история об алматинском школьнике Арсене, который из пригорода переезжает в центр города и идет в новую школу. Там он заводит дружбу с одноклассниками, активными участниками так называемых «районовских движений». Вместе с этим Арсен сталкивается с уличной подростковой иерархией и насилием. И перед ним встает выбор – стать как все или остаться верным самому себе.
«Пацаны», 2023
Это совершенно недавняя история от режиссера Абделя Фифтибаева. О том, как создавалась картина Абдель рассказывал нам в эксклюзивном интервью0,.
По сюжету лидер местной банды пацанов Муха прочно удерживает авторитет на своём районе. Убеждённый в своей правоте он беспощадно расправляется с теми, кто живет не по понятиям. Независимость и смелость Мухи вызывают восхищение у его младшего брата Адиля, который уже тоже сделал свой выбор. Но совершённое Мухой со своими друзьями разбойное нападение разделяет дороги братьев.
В основе фильма - история, произошедшая с братом режиссера. Было это в нулевые годы, когда в городе промышляла банда аферистов, которые якобы изобрели аппарат для размножения денежных купюр.
«Сказ о розовом зайце», 2010
Данный фильм можно тоже считать порождением эстетики, внедренной «Рэкетиром». Здесь нет непосредственно «пацанской движухи» – здесь она показана уже на другом уровне, не на городских улицах, а в элитнейших клубах, где тусуется золотая молодежь. На поверку оказывается, что ее нравы и замашки недалеко ушли от повадок «районовских пацанов». Фильм стал культовым для молодежи рубежа десятилетий, о чем свидетельствовало множество любительских пародий, снятых для соцсетей.
По сюжету провинциальный Ерлан, студент 3-го курса одного из алматинских вузов приехал в город в надежде добиться успеха в будущем. Среда «золотой молодежи», куда он попадает, оказалась непростой. У неё свои законы, собственные порядки, и для того, чтобы сохранить свои моральные принципы, многое придется заново пережить и испытать. Он встречает парня под псевдонимом Локо, который предлагает ему выгодное предложение для него и для себя — отсидеть чужой срок. Ерлан отказывается, но помогает ему найти такого человека.
«Балкон», 1988
Ретро-драма об Алма-Ате 40-50-х как раз и рассказывает о рождении тех самых уличных группировок. Собственно, в ней важен сам слепок времени, блестяще сделанный режиссером Калыбеком (Константином) Салыковым. Ну а легендарные артисты в эпизодах - Анатолий Равикович и Валентин Никулин, сыгравший великого художника Сергея Калмыкова.
Главные герои Жанна и ее младший брат Айдар остались без родителей. Во время войны муж Жанны пропал без вести. Взывая о помощи, беспомощная и доверчивая молодая женщина ежедневно пишет письма маршалу Жукову. Младший брат, в перерывах между «районовскими» драками стенка на стенку, подтрунивая, поощряет ее действия. По его совету Жанна пишет письмо Монтгомери, который мог случайно встретить ее мужа в Германии. Это письмо становится достоянием местного почтальона и теперь детям "врага народа" грозит выселение...