Записки безработного. Сгорел на работе

A
adminPMG Автор
23 августа 2016

Яркий персонаж алматинской богемы Мади Мамбетов будет рассказывать читателям Esquire.kz о том, как можно жить, и неплохо, нигде не работая.
Записки безработного. Сгорел на работе Семь лет назад я пришел в издательский дом, где работал главным редактором глянцевого журнала, и заявил в курилке эйчару: а да, кстати, имейте в виду – я ухожу зимой. Уезжаю в Штаты отдыхать. На несколько месяцев, не меньше. Да, ищите замену. Уезжать я всерьез и не планировал, но ощущение свободы, которое мне дало это заявление, позволило продержаться на работе еще несколько месяцев. А в декабре 2009 я, к своему великому удивлению, и правда уехал в США на полгода с двумя близкими подругами. Летом следующего года вернулся, пару раз возвращался в офис на постоянную работу, а осенью 2011 года покинул ряды здравомыслящих граждан, которые трудятся пять дней в неделю с 9 до 6, и пустился в свободное плавание. И уже пять лет не знаю, чем именно понедельники отличаются от суббот, и почему внезапная поездка на пару месяцев заграницу может стать проблемой для человека. Работать я начал в 13 лет, и пять лет писал статьи, снимал сюжеты для ТВ и вел телепередачи, параллельно учась в школе. Закончив школу в 17 лет, я недобрал буквально пять баллов, чтобы поступить на грант(на весь Казахстан в далеком 1999 было всего 2 грантовых места на журфак КазГУ), у родителей не нашлось денег, чтобы я мог позволить себе платное отделение, - и я отложил вуз на пару лет, продолжив работать. Моя мама, которая растила меня в одиночку, художница – последний раз, когда она работала «полноценно», всю неделю с утра до вечера, был, когда еще существовал Советский Союз. После 1991 года рухнуло все – в том числе и мастерская художников-оформителей в парке им. Горького, где работала родительница. Началась какая-то лихая жизнь, полная сюрпризов, случайных маминых заработков и долгих периодов безработицы, когда мы с матерью ели ржаной хлеб с солью и жареным луком. Это была одна модель выживания: когда то пусто, и мама неделями сидит дома, то густо, и тогда матушка сутками пропадает на объектах, или днями и ночами корпит над какой-нибудь вывеской для ресторана на кухне нашей однокомнатной квартиры. Другая модель демонстрировалась бабушкой, отцом, тетей и дядей, - но ее подлинным воплощением была покойная ажешка, суровая, монументальная женщина, которая хоть и была всю мою жизнь пенсионеркой, но всем своим существованием отстаивала ценности стабильности, достатка, занятости и последовательности. Этот стиль жизни подразумевал полноценную работу, загруженность на рабочем месте, расписанную по часам неделю, зарплату и пенсионные отчисления, профессиональные связи и карьерный рост. Именно покойная мама моего отца предложила мне, когда я не поступил после школы, выйти в ее КСК дворником. Я сделал круглые глаза, упомянул мою аллергию на пыль и тот факт, что я уже лет пять публикуюсь в республиканских изданиях и веду программы на республиканском же ТВ, - но посыл запомнил. И стал работать. В день моего восемнадцатилетия в моей родной детской газете подписали приказ о приеме меня в штат. Я отработал ровно три года в «Дружных ребятах», потом перешел во взрослое издание, затем в другое, после в третье. Параллельно снимал программы, писал в дюжину изданий, разрывался между редакциями, где сдача полос, типографиями, где я был дежурным редактором, мероприятиями, с которых надо было «делать материалы», консультировал локальных поп-звезд по пиару, спал по пять часов в сутки, ел раз в два дня, - и это продлилось десять лет. Мои ровесники беззаботно учились в вузах, тихонько находили практику, бегали на свидания, - а я «работал». Восемь часов в день, пять дней в неделю – и даже нет, семь дней в неделю, 15 часов в сутки. Бабушкина модель казалась мне более привлекательной, чем мамина – поскольку «работа» приносила деньги и ту самую вожделенную стабильность. Мамина «свободная занятость» несла с собой бедность на грани с нищетой, вечную тревогу о завтрашнем дне и ощущение того, что завтра готовит тебе катастрофу. К 24 годам я стал главным редактором крупного издания из международной сети, получил финансовые гарантии, статус и возможность курить в своем кабинете и распекать подчиненных (числом 28 человек). А еще через три года мне стало ясно, что я так помру просто. Работа сожрала все, что во мне было. Я выкручивался, как мог. Собрал команду из талантливых молодых женщин (они лучше работают, чем парни), переложил львиную часть работы на двух чудесных заместительниц (обе они последовательно сменили меня в кресле главреда), но остановить угасание интереса к зарплате, стабильности, статусу, - короче, к «работе», - уже не мог. Где-то в ту пору, на пороге 28-летия, после полутора декад суеты с целью заработать, я наткнулся в интернете на термин «профессиональное выгорание». И понял, что со мной эта самая фигня и происходит. Наступало время перемен – и это было страшно. Было понятно, что жить (и «работать») как прежде уже нельзя, - но как можно по-другому, я понятия не имел. Знал только, что в художническую нищету по маминому примеру я впадать тоже никак не желаю. Продолжение следует...
Автор Мади Мамбетов Фотограф Марина Карпыкова
Не забудьте подписаться на текущий номер
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше