Главный путешественник Esquire.kz Виталий Шуптар пишет о том, как миф о казахстанском гостеприимстве был развеян жадным желанием ободрать иностранного туриста, заработав на всю оставшуюся жизнь.

Каждый раз, натыкаясь в Сети на этот сюжет и читая комментарии пользователей, я испытываю что-то похожее на стыд, досаду и злость.Развитие туризма в любой стране ведет к переменам в характере аборигенов, и не в лучшую сторону. Считается, что люди год от года становятся все жаднее и, как следствие, изощреннее в способах законного, а то и нет, отъема денег у туристов. Причем не только простые люди, но и бизнес-структуры, и государство в целом. Полагаю, многие казахстанцы почувствовали это на себе в Турции, Египте, Индии и других живописных уголках земли, где туристов принято считать денежными мешками, которые надо трясти – чем сильнее, тем больше отсыплется. Казахстан в этом ряду удивителен тем, что до славы туристской Мекки ему еще очень далеко, но в алчном блеске взгляда, устремленного на редкого заезжего туриста, уже проглядывает чертовщина. Эта жадность проявляется по-разному – и в поведении людей, и в ценовой дискриминации, официальной или самостийной, когда решение принимает директор, кассир, уборщик. И если в целом высокие цены в стране еще как-то можно обосновать, то объяснить, почему одна и та же услуга или просто право на вход для казахстанца и неказахстанца стоят по-разному, невозможно.
Так не должно быть, ведь мы сами не платим за вход в Лувр или Британский музей больше, чем резиденты.Но дома устанавливаем неразумные правила, которые в перспективе не сделают нас богаче. Щипать по мелочи иностранцев – не самая умная стратегия. Кто выигрывает от того, что в Жезказганском историко-археологическом музее разница цены за вход составляет два раза, в Семейском историко-краеведческом – более чем в три, а в Аксу-Жабаглинском природном заповеднике – в 4 раза? Ну директора, может быть, выигрывают, которые еще любят запрещать фотосъемку, взимая и за это дело особую плату. А проигрывают все – вся туристская отрасль и пресловутый страновой имидж. И вопрос не только в дороговизне, но и принципе: обычные туристы, колесящие по миру в поисках впечатлений, не любят переплачивать; видя, что их обдирают, – злятся, настраиваются негативно и пишут потом в своих блогах неприятные вещи. Другое проявление жадности – это желание заработать на одном туристе или целой группе сразу на весь сезон или, если повезет, на всю жизнь. Таких случаев в практике – моей, коллег и клиентов – много. Можно привести в пример попытки зарезать для "дорогого гостя" барана, а потом возложить всю его стоимость на этого самого гостя, такое случалось и в Казахстане, и в Кыргызстане, и в Таджикистане. Или переоценить стоимость такси в десять-двадцать раз – этот размах, ненасытность даже удивляют: ну подними раза в два-три, но нет, нужно сорвать джек-пот. Есть классическая история про французскую бабушку, которая доехала от Тюлькубаса до Жабаглы за сотню долларов и потеряла веру в человечество. Кстати, иногда подобная жадность сразу и наглядно видна в разрезе ценовой политики, это когда стоимость чего-то является кратной 100 долларам или 100 евро. Тут сразу становится ясно, что цена взята с потолка и никакими калькуляциями не подтверждается. Это очень в нашем характере – стремиться один раз в год принять богатого путешественника, хрестоматийного арабского шейха например, а потом долгие годы ждать, что снова приедет такой же. Не факт, что дождешься, но ведь зарабатывать на больших объемах с нормальными ценами трудней – придется больше работать. "А я себя не на помойке нашел, чтобы размениваться по мелочам" – реальные слова одного человека из глубинки. Извращенное понимание того, какой должна быть обычная рентабельность, применительно к иностранцам принимает и вовсе абсурдные формы. Нельзя сказать, что Казахстан в своей жадности впереди планеты всей, по крайней мере до тех пор, пока на карте мира есть такие страны, как Индия. Но индусы хотя бы пляшут от своих грошовых цен. Поднимая цены даже в 50 раз, они просто приближаются к уровню, который может осилить нормальный западный кошелек. (Тем не менее, подобная политика в отношении иностранцев стала для меня одной из причин, почему я в Индию больше ни ногой.) Казахстан – совсем другое дело: здесь изначально высокие цены, шокирующие всякого новоприбывшего, а когда их начинают завышать, они становятся просто неподъемными для немиллионеров. И вообще, так нехорошо ведут себя с зарубежными туристами обычно абсолютно неразвитые страны, в которых уровень цен намного ниже европейских или американских. Подобает ли так вести себя Казахстану, который даже окончания «стан» стесняется, всегда хочет казаться круче всех на свете и рвется во всякие пятидесятки и тридцатки самых-самых? Ведь это не круто для таких ребят, как мы… А тот хозяин кафе-юрты в Большом Алматинском ущелье из «Орла и решки» мог завоевать себе популярность и сделать мощную рекламу, просто накормив клиента по чести. В комментариях к видеозаписи видно, что практически все зрители ожидали, что казах накормит гостью бесплатно, угостит по закону степного гостеприимства. Но это уж слишком: не обдирали бы до нитки странников в современной степи, и на том спасибо.
Автор: Виталий Шуптар, директор историко-географического общества "Авалон"
Не забудьте подписаться на текущий номер