Жан-Люк Годар поспособствовал изменению кинематографа и сделал его таким, каким мы знаем его сегодня. Работами Годара вдохновлялись как и режиссеры американской новой волны 1970-х, так и главные творцы нашего времени. Но что же именно сделал Годар, от чего он стал иконой для любителей кино по всему миру? В статье мы отвечаем на этот вопрос, а также рассказываем, о чем снимал Годар, против чего он выступал и насколько огромен его вклад в историю мирового кино.

Границ не существует. Как Жан-Люк Годар повлиял на кинематограф?
Источник фото

Годар — критик 

Начиная работать кинокритиком для журнала Cahiers du Cinema (Кайе дю синема), Годар яро отрицал традиционное французское кино. Для Годара фильмы тех лет являлись безыдейными и до ужаса условными. Годар и его коллеги были уверены в том, что они бы могли снять более экспериментальные и живые фильмы, имея достаточный бюджет. И, как показала история, они были правы. 

Первым критиком, превратившимся в режиссёры, стал Франсуа Трюффо, представивший в 1959-м году на Каннском кинофестивале свою картину «400 ударов» (1959). Вскоре очередь дошла и до Годара и его культового фильма «На последнем дыхании» (1960). Таким образом, Годар вместе с такими одаренными режиссерами-критиками, как Клод Шаброль и Жак Риветт, создали самое главное течение в истории кино — Французскую новую волну 1960-х. 

Первый фильм Годара

«Границ не существует. Люди сами их придумывают, а значит — их можно разрушить»,

Жан-Люк Годар.

Первый фильм Годара «На последнем дыхании» является энциклопедий того, как успешно нарушаются правила кино. Фильм рассказывает историю о бандите Мишеле, роль которого исполнил Жан-Поль Бельмондо, скрывающемся от полиции на улицах Парижа. Несмотря на интересную завязку, сюжет в этом фильме уходит на второй план, выдвигая вперед необычную операторскую работу. 

Так, не имея большого бюджета, Годар снимает свой фильм на улицах Парижа в противовес студийным проектам французского кино того времени. Для этого Годар отказывается от громоздких камер и вместо них использует ручную, позволяя оператору снимать разговор персонажей в машине, находясь на заднем сидении автомобиля.

Помимо ручной камеры, Годар знакомит широкого зрителя с джамп-катом (техникой монтажа, в которой склеиваются два кадра, отличающихся друг от друга во времени и пространстве). Позже этот приём начнут использовать популярные американские режиссеры, работавшие в 1970-х (Деннис Хоппер, Стенли Кубрик). 

Годар создавал «На последнем дыхании» как дань уважения американским фильмам о гангстерах. Так, Мишель постоянно ходит в костюме с пистолетом в кармане и сигарой во рту, имитируя героев боевиков тех лет. Однако, как и французский фильм не может быть историей об американских гангстерах, так и Бельмондо не может быть голливудским актером. Соответственно, фильм осознанно является имитацией. 

Годар показывает понимание этой имитации в сцене, где Бельмондо смотрит на постер с изображением известного голливудского актера 1940-х — Хамфри Богарта — и сравнивает себя с ним. Стоит отметить, что хоть «На последнем издыхании» и вдохновлён Голливудом, фильм в итоге повлиял на молодых режиссеров в Америке, позже приведя к созданию движения «Новый Голливуд» в 1970-х, отрицавшее устои классических американских фильмов. 

Другие работы Годара

Эксперименты Годара не закончились на джамп-катах и прямых упоминаниях американских актёров. Годар продолжил деконструировать саму форму кино. Так, в фильме «Женщина есть женщина» (1961) персонажи Годара ломают четвёртую стену, кланяясь перед зрителями, прежде чем начать ссору. А в фильме «Банда аутсайдеров» (1964), находясь в баре, один из персонажей просит посидеть минуту в тишине, после чего аудиодорожка обрывается. Такие приёмы напоминают зрителям о том, что они смотрят кино и что все в этом фильме условно. 

https://www.youtube.com/watch?v=7nTvuUDvHh4

Годар за свою карьеру снял более 130 фильмов. И в каждом из них он продолжал экспериментировать. Его самые известные работы «Безумный Пьеро» (1965) и «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1967) пришлись на 1960-е годы. Однако Годар не прекращал творить до конца 2010-х, постоянно меняясь в стиле и продолжая идти против устоев кино. 

Несмотря на свой титул живого классика, который преследовал его ещё с 1960-х годов, Годар навсегда остался экспериментатором. Последним его фильмом была «Книга с картинками» (2018), где режиссёр показал кризис кино как искусства через собрание несвязанных фотографий, видеоклипов и видео из личных архивов. За это режиссёр получил специально придуманную для него премию Special Palme d’Or на Каннском кинофестивале. И до конца своей жизни Годар продолжал доказывать, что режиссёр — это автор, и что свобода в создании кино стоит превыше всего. 

Влияние Годара

«Когда я был молод, я верил, что кино вечно, но только потому, что считал вечным себя»,

Жан-Люк Годар.

Как уже было сказано, Годар, наряду с другими французскими режиссёрами того времени, повлиял на практически всех режиссеров, работавших после 1960-х. От Квентина Тарантино до Уэса Андерсона, режиссеры высказывали свою любовь к Годару. Многие даже цитировали его. Так, персонажи фильма «Мечтатели» (2003) Бернардо Бертолуччи воспроизводят сцену бега по Лувру, показанную в фильме «Банда аутсайдеров» (1964). Другим примером является сцена с открывающими титрами фильма «Бёрдмэн» (2014), которая полностью повторяет такую же сцену из фильма «Безумный Пьеро» (1965). 

https://www.youtube.com/watch?v=wfqZw9LGrFU

Однако влияние Годара не заканчивается цитированием в фильмах и упоминанием режиссеров в своих интервью. Обычный зритель может увидеть влияние Годара в каждом фильме, снятом на ручную камеру, в каждом кинокомиксе, где герой ломает четвёртую стену и в каждом молодом режиссере, который снимает свой первый фильм безо всякого бюджета. Более того, по-настоящему прочувствовать влияние режиссера мы сможем лишь спустя годы от сегодняшнего дня, когда новые режиссеры откроют для себя Годара 1980-х и 1990-х. Лишь в тот момент, когда мы догоним стиль Годара, вечно опережающего развитие кино, только тогда мы сможем понять, как именно на нас повлиял великий французский режиссёр Жан-Люк Годар. 

___________________________

Автор: Oraz Kereibayev 

Поделиться: