На прошлой неделе в Казахстане состоялась премьера драматического фильма «Материнский инстинкт». Картина заинтересовала зрителя своим сильным актёрским составом в виде двух обладательниц статуэтки «Оскар» Джессики Честейн и Энн Хэтэуэй. Помимо этого трейлеры давали понять, что публику ожидает необычная, пугающая картина о последствиях потери ребёнка.
Несмотря на все вводные, лента не оправдала ожиданий аудитории. Об огромном потенциале «Материнского инстинкта» и причинах провала фильма рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Адаптация
Картина 2024 года является ремейком бельгийской ленты 2018 года, которую снял режиссёр Оливье Массе-Депасс. Оригинальный фильм был показан на известном международном кинофестивале в Торонто, а позже проект был удостоен девяти статуэток престижной бельгийской премии Маргита. Поэтому то, что права на адаптацию фильма были выкуплены в США, не вызывает вопросов. Тут стоит отметить, что обе картины являются экранизациями одноимённого романа 2012 года.
Сюжет
Фильм крутится вокруг отношений двух соседствующих семей. За долгие годы жизни буквально на одной лужайке Элис и Селин успели сдружиться: они постоянно ходят друг к другу в гости, а их дети посещают одну и ту же школу. Картина начинается со сцены проникновения Элис в дом Селин. Эпизод обставлен как нечто таинственное и даже нелегальное, как бы намекая на дальнейшие события картины. Пока Элис находится в чужом жилище, Селин забирает своего сына Макса и ребёнка Элис Тео со школы. Когда она наконец возвращается домой, то обнаруживает, что Элис устроила ей вечеринку-сюрприз, по случаю её дня рождения. Все близкие девушки собираются вместе, поздравляют её и просто приятно проводят время.
Фильм даёт зрителю достаточно времени, чтобы погрузиться в мир «Материнского инстинкта», узнав побольше об отношениях между двумя семьями и о том, насколько тяжело для Селин далось рождение Макса. Американская идиллия начала 1960-х продолжалась бы и дальше, если бы одним прекрасным утром Макс не остался дома по причине болезни. Пока Селин занималась бытовыми хлопотами, Макс по неосторожности выпал с балкона. Элис по случайности оказалась свидетельницей трагического происшествия, но она не успела добежать до ребёнка, чтобы уберечь его от падения. Далее картина начинает приобретать мрачные тона, показывая новую стадию отношений между Элис и Селин.
Актёрские работы
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй — это главные движущие силы фильма. Обе актрисы отлично справляются со своими ролями, легко переходя от тихих тонов к вопящей истерике и наоборот. Героиня Честейн в течение фильма медленно теряет рассудок, постоянно обвиняя свою соседку в попытках отомстить за смерть Макса. Благодаря прекрасной работе Честейн невозможно не оторваться от того, с какой точностью и подходом к деталям она показывает этот процесс. Вместе с этим натянутые улыбки Хэтэуэй, граничащие с нервным срывом, также приковывают глаз. Их партии доходят до своего пика ближе к концу картины, когда обе героини вступают в прямую конфронтацию.
Тем не менее фильм не в состоянии пойти дальше, в полной мере исследовав ментальные проблемы Элис и маниакальность Селин. Поэтому актрисам постоянно будто бы не хватает пространства, чтобы показать всё своё мастерство на экране.
Фильм нуар
«Материнский инстинкт» отсылает к прошлому не только своим сеттингом из 1960-х, но и выбором жанра. Основной референс картины — это старые нуарные детективы, по типу тех же работ Джона Хьюстона и Орсона Уэллса. Главная загадка фильма: что сделает Селин после потери единственного сына? В течение всей ленты зрители пытаются понять, являются ли события, случившиеся после похорон Макса, серией совпадений или же кусочками пазла в хитроумном плане Селин. Из-за того что Элис потихоньку теряет рассудок, загадка становится лишь интереснее, ведь до определённого момента у публики есть достаточные основания верить обоим девушкам. В какой-то момент эта своеобразная игра в кошки-мышки начинает внедрять в себя элементы психологического триллера, где каждое новое появление Селин пугает аудиторию.
Самоповторение в сценарии
Основная проблема «Материнского инстинкта» кроется в его сценарии. В то время как актрисы на главных ролях отлично справляются с поставленными задачами, а режиссёр Бенуа Дельомм прекрасно передаёт атмосферу Америки 1960-х, смешанную со всеми визуальными канонами фильмов-нуар, именно сценарные недочёты не дают ленте раскрыться.
Проблемы в тексте появляются уже в начале второго акта, когда Элис начинает подозревать Селин в попытке отомстить ей за смерть Макса. Большинство ситуаций, намекающих на это выглядят по-детски наивно, отчего процесс наблюдения за отдельными полудетективными сценами не вызывает никакого интереса. Вместе с этим, все эпизоды, в которых Элис начинает обвинять Селин во всех смертных грехах, построены практически одинаково и происходят внутри одной и той же локации. Поэтому отличить перепалку из середины фильма от конфликта из конца картины становится практически невозможно, даже несмотря на все попытки актрис сыграть сцены по-новому.
Проблема «Материнского инстинкта» заключается именно в недоделанном сценарии, а не в чём-то другом. Ведь все те же ошибки были допущены в работе 2018 года. Поэтому и оригинал, и американская версия оказываются не в состоянии довести историю о горюющей матери до нужного состояния.
Вывод
«Материнский инстинкт» — это не ужасное кино, но у него отсутствует сильный сценарный фундамент. Из-за этого все позитивные элементы, построенные вокруг столь слабой основы, не имеют должного эффекта. Так, Честейн и Хэтэуэй не имеют возможности полностью раскрыть себя даже в самых драматических сценах, а отличная режиссура меркнет на фоне сырого текста. В итоге, «Материнский инстинкт» можно посмотреть ради атмосферы и исполнителей главных ролей, но никак не из-за захватывающей истории.
Автор: Oraz Kereibayev