Балет Адольфа Адана «Жизель» — один из самых известных спектаклей во всем мире. Для Алматы он имеет особую ценность, ведь впервые в Казахстане премьера этого балета прошла здесь, в 1943 году с великой Галиной Улановой в главной роли.

Жизель такая! ГАТОБ представил третью редакцию знаменитого балета
Фото автора

С тех пор сменилось две редакции этого балета. Вторая была осуществлена в 1978 году силами основоположника балетной школы Казахстана, народного артиста КазССР Александра Владимировича Селезнёва, балетмейстера-консультанта, народной артисткой СССР Натальи Михайловны Дудинской, и художника, заслуженного деятеля искусств КазССР Анатолия Ивановича Ненашева. Эта редакция шла на сцене театра в течение сорока пяти лет.

Третья постановка осуществлена благодаря не менее легендарным личностям заслуженного артиста РСФСР Юрия Васюченко, художника Вячеслава Окунева, народного художника России. 

К слову, Юрий Васюченко танцевал партию графа Альберта в премьере второй редакции. Ведь четыре года – с 1976 по 1980 он был ведущим артистом в балетной труппе ГАТОБа.

– Я танцевал все партии мировой и казахской классики. Например, Тулегена в «Кыз Жибек» и «Аксак Кулана». В Алматы родился мой сын, так что он у меня казах! – вспоминал Юрий Васюченко.

Вспомнили и легендарную первую исполнительницу Жизели на сцене ГАТОБа. Галина Сергеевна Уланова тогда станцевала премьеру, будучи тяжело больной тифом. Впоследствии она благодарила казахов, что те вернули ее к жизни, в том числе и средствами народной медицины. В 1991 году она приезжала в Казахстан с ностальгическими гастролями.

Жизель такая! ГАТОБ представил третью редакцию знаменитого балета

В новой редакции обновлены декорации, усилена оркестровая аранжировка второго акта.

– Помню, когда я хотел было подправить окончание второго акта и обнаружил, что медные духовые музыканты и арфисты уже ушли домой – их работа кончалась еще в первом акте. Теперь и им будет что играть во втором, — поделился впечатлениями дирижер-постановщик Ерболат Ахмедьяров.

– Впервые балет был поставлен в 1841 году в Париже и до нашего времени дошёл практически неизменным. Но за многие годы спектакль стареет, исчезают краски, притупляется точность движений – многое от себя добавляют артисты, педагоги. Наша задача – посмотреть на все свежим взглядом, рассказал Юрий Васюченко.

Постановщики отметили, что ГАТОБ – это довольно редкий театр, где до сих пор позволяются акробатические элементы и пролеты прямо над сценой. Во многих театрах мира это уже запрещено техникой безопасности. Поэтому грех было не воспользоваться случаем и сделать так, чтобы вилисы – лесные феи, души умерших невест у нас несколько раз пролетали прямо над сценой. Действительно, эти моменты очень завораживают. Особенно во втором акте, который гораздо меланхоличнее первого, и где многие зрители начинают откровенно скучать.  

Константин КОЗЛОВ

Поделиться: