На фестивале современной и модернистской фотографии F4 были представлены работы нью-йоркского фотографа Майкла Сомороф – яркие и глубоко личные портреты ряда величайших фотографов 20 века.
C 1977-го по 1983 год Майкл Сомороф, тогда юный, но уже весьма одаренный фотограф, встречался и работал с известными фотохудожниками мира, исполнявшими первые роли в формировании медийного пространства того времени, в числе которых - Брассай, Еллиотт Ервитт, Андре Кертеш, Дуэйн Майклс, Хельмут Ньютон и Жак-Анри Лартиг. Многим из этих идолов фотоискусства Майкл был представлен своим отцом Беном Сомороф, известным фотографом-натюрмортистом, учеником культового Алексея Бродовича (пионер графического дизайна, человек, создавший прообраз современного глянцевого журнала о моде. – Esquire). Глубоко персонализированные образы никогда не рассматривались мастером как материал для публикации и были забыты на многие годы. И только тридцать пять лет спустя дополненные более поздними снимками работы «вышли в свет».
Альфред Эйзенштадт (1898–1995)
В работе сочетал репортажность и художественность, почти 60 лет был фотожурналистом журнала Life, на обложке которого работы Эйзенштадта размещались ни много ни мало 90 раз. Более всего известен как автор фотографии «День Победы над Японией на Таймс-сквер».
«Я могу часами наблюдать за каплей дождя. Я все время вижу фотографии – я думаю образами будущих фотографий»
Нью-Йорк, 1980
Мэри Эллен Марк (1940)
Мэри Эллен Марк родилась в 1940-м, признана лучшей женщиной-фотографом США за всю историю фотографии этой страны. Наркоманы и цирковые актеры, демонстранты и трансвеститы – люди всегда главная тема ее фотографий. С 1969 года работает на съемочных площадках известнейших режиссеров мира, снимая продакшн-кадры.
«Работы фотографов, которых я особенно уважаю, всегда связаны с одной темой. Фотограф гнет свою линию, и все его снимки следуют ей. Я думаю, это важно»
Нью-Йорк, 2011
Корнелл Капа (1918-2008)
Специализировался на социальной и политической фотографии, работал фотокорреспондентом в СССР, Палестине, Латинской Америке. В 1974 году учредил, а затем долгое время возглавлял Международный центр фотографии в Нью-Йорке.
«Мои фотографии подобны словам, которые объединяются в предложения, а те в свою очередь создают рассказ»
Нью-Йорк, 1978
Лиллиан Бассман (1917-2012)
Была ассистентом легендарного Бродовича, одной из первых fashion-фотографов обнажила моделей до белья, позднее определила свой стиль как «абстрактный импрессионизм», соединив в своих работах два любимых увлечения – живопись и фотографию.
«Я всегда хотела создать образ, отличающийся от того, который находился перед камерой»
Нью-Йорк, 1983
Хельмут Ньютон (1920-2004)
Своими работами в стиле ню изменил представление о моде, сексуальности и красоте. Его фотографии украшали страницы Playboy, Elle, Vogue, Queen, Harper’s Bazaar. Чести позировать фотографу удостоились Сигурни Уивер, Катрин Денев, Мик Джаггер, Дэвид Боуи, Стинг, Шаде, Серж Гинзбур.
«Чьи-то фотографии – это искусство. Но только не мои. Если они когда-либо будут выставляться в галерее или музее, я не возражаю. Но я делаю их не для этого. Я – наемный пистолет!»
Монако, 1983
Берт Штерн (1929-2013)
Определил лицо современной модной и селебрити-фотографии. Самой культовой работой мастера стала коллекция из 2500 снимков Мэрилин Монро, сделанных незадолго до смерти актрисы.
«Я был влюблён в каждого, кого снимал»
Нью-Йорк, 1979
Робер Дуано (1912-1994)
Мастер гуманистической фотографии, не вписался ни в один из стилей, сближался с сюрреалистами и авангардистами, пробовал себя в пикториализме, неотъемлемой чертой его работ был юмор.
«Я пытался показать мир, в котором мне было бы хорошо, где люди дружелюбны, где я смогу найти те добрые чувства, к которым всегда стремился»
Париж, 1983
Хорст П. Хорст (1906-1999)
Один из родоначальников fashion-фотографии и эротического фотоискусства в его современном виде, создатель культового снимка «Корсет Мейнбохер». Разработал новаторский для своего времени способ создания светового рисунка, который придавал фотографии трехмерность и особый драматический эффект. Хорсту позировали Марлен Дитрих, Кэтрин Хепберн, Коко Шанель, Лукино Висконти, Грета Гарбо, Гертруда Стайн.
«В моих лучших фотографиях всегда есть небольшой беспорядок: например, грязная пепельница»
Остер Бэй, Нью-Йорк, 1980
Жанлу Сьефф (1933-2000)
Мастер портретной, репортажной и fashion-фотографии. Двумя темами, к которым Сьефф неоднократно обращался в своем творчестве, были танцы и ню. В его портфолио огромное количество знаменитостей: Ив Сен-Лоран, Джейн Биркин, Лайза Миннелли, Джейн Фонда, Серж Гинзбург, Катрин Денев, Жан-Люк Годар, Француаза Саган и многие другие.
«Фотография похожа на многослойный пирог, каждый слой которого обладает определенным вкусом»
Нью-Йорк, 2011
Брассай (1899-1984)
Известен своими снимками парижских кафе, танцевальных площадок, публичных домов и уличной жизни 1930-х годов. Создал галерею фотопортретов современников – Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жан Жене.
«Чтобы не закостенеть, вы должны забыть свое профессиональное видение и вновь открыть для себя неискушенный взгляд любителя. Не теряйте этого взгляда, не теряйте самого себя»
Париж, 1983
Герман Ландсхоф (1905-1986)
Известный fashion-фотограф, сотрудничал с Vogue, хотя модой не ограничивался, под прицел его объектива попадали как знаменитости, так и различные архитектурные объекты.
«Я взял в руки фотоаппарат, когда мне было 24. С тех пор я ем и сплю в проявочной комнате»
Нью-Йорк, 1979
Фрэнсис МакЛафлин-Джилл (1919)
Стала первой женщиной-фотографом, с которой Vogue заключил постоянный контракт, вдохнула новизну в fashion-фотографию, избавив ее от нарочитости поз.
«Я предпочитала выбирать моделей, которые могли играть. Все мои любимицы могли импровизировать внутри сюжета, который я создавала»
Нью-Йорк, 1978
Дуэйн Майклс (1932)
Азы ремесла осваивал самостоятельно, занимался концептуальной фотографией, его работы – некая смесь философии и поэзии.
«Я отражение, фотографирующее отражение внутри отражения. Фотографировать реальность все равно что фотографировать НИЧТО»
Нью-Йорк 1980
Арнольд Ньюмен (1918-2006)
Создал особый жанр фотографии – портрет в естественной обстановке. Стремился сделать изображение мини-биографией, описывающим и личные качества, и атмосферу жизни человека. Эта идея была заимствована им из живописи.
«Мы делаем фотографии не камерами. Мы делаем их нашими сердцами»
Нью-Йорк, 1979
Арт Кейн (1925-1995)
Был одним из самых модных fashion- и музыкальных фотографов США и Европы, подарив миру снимки The Who, The Rolling Stones, Боба Дилана, The Doors и многих других легенд мировой музыки.
«Я не могу снимать реалистично, в лоб. Мне всегда необходимо оторваться от того, что является общепринятой нормой»
Нью-Йорк 1979