12 апреля отмечается День космонавтики. В этот день в далеком 1961 году Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый полет человека в космос. По этому поводу мы решили вспомнить самые захватывающие и зрелищные фильмы о межпланетных путешествиях, внеземных исследованиях и борьбе за первенство во вселенной.

Неизведанные миры и полет через черную дыру: 10 самых захватывающих фильмов про космос
«Интерстеллар» (2014)

«Космическая одиссея 2001 года»

Шедевр Стэнли Кубрика 1968 года – без сомнения лента «на все времена». А заодно один из самых важных фильмов в истории. Поскольку он задал не только вектор развития фантастического кино как жанра, но и оказал влияние на кинематограф в целом. Все последующие фильмы, начиная со «Звездных войн» и «Соляриса» и заканчивая «Гравитацией» и «Интерстелларом», так или иначе, копируют или ссылаются на визуальные решения Кубрика.

2001: A Space Odyssey
Источник фото

Однако помимо технической составляющей, в фильме присутствует большой пласт размышлений режиссера о Боге, красоте Вселенной и следующей ступени человеческой эволюции.

Несмотря на то, что с момента выхода «Одиссеи» прошло более 50 лет, ее неоднозначный финал до сих пор вызывает споры среди критиков и обычных зрителей. А совершенно потрясающая сюрреалистическая эстетика восхищает не меньше, чем самые крутые современные спецэффекты.

Поэтому неудивительно, что картина до сих пор остается недостижимой планкой. Приблизится к которой, пожалуй, удалось только Кристоферу Нолану с его «Интерстелларом».

«Интерстеллар»

Фильм Кристофера Нолана многие называют самым научным в современной кинофантастике. Неудивительно. Режиссера консультировал специалист в области теории гравитации, астрофизики и квантовой теории измерений, один из главных мировых экспертов по общей теории относительности, а также близкий друг и коллега Стивена Хокинга Кип Торн. Лента вполне может стать примером того, что подлинная наука может быть куда интереснее самого изощренного и фантастического вымысла.

Interstellar
Источник фото

Все это на фоне бесконечного космоса, загадочных планет и потрясающего полета через черную дыру. Плюс ненавязчивые рассуждения о вечном – о любви, о смысле жизни, о месте человечества во вселенной…

И – да! – именно «Интерстеллар» многие критики сравнивают с «Одиссеей» Кубрика. К слову, сам Нолан и не скрывал, что черпал вдохновение, в том числе, и в ней.

«Солярис»

«Солярис» считают лучшей картиной в карьере Андрея Тарковского – изысканная в своей красоте и прекрасная в своем минимализме. Работая над фильмом, он значительно перекроил оригинальный сюжет Станислава Лема. Вернее, даже не перекроил, а сместил акценты. Вместо научной фантастики как таковой, познания мира, исследования неизведанного, на первом плане у Тарковского оказалась моральная и этическая составляющая. Режиссера больше волновали эмоции героев. А благодаря неожиданному финалу фильм и вовсе кажется настоящим откровением.

Solaris
Источник фото

Такая трактовка крайне не понравилась Лему. Впрочем, это не помешало «Солярису» Тарковского занять достойное место в умах как у фанатов собственно научной фантастики, так и у поклонников авторского кино.

«Скрытые фигуры»

Откровенно говоря, космоса как такового в этом фильме нет. Более того, картина Теда Мелфи, скорее, совсем о другом. О дискриминации. Рассовой и гендерной. Не зря ее слоган «У гениальности нет расы. У силы нет пола. У мужества нет границ». Тем не менее события развиваются в 1960-е годы прошлого века, а это разгар холодной войны. Две супердержавы — СССР и США — бьются за первенство в космической гонке. И если, к примеру, «Время первых» — это взгляд со стороны СССР, то «Скрытые фигуры» — взгляд на события сточки зрения американцев.  

Hidden Figures
Источник фото

Итак, главная битва за космос началась. Лучшие умы планеты наперегонки думают, как успешно запустить человека в космос и не угробить его. «Скрытые фигуры» показывают, как готовили свой первый пилотируемый полет в NASA. И как ради успеха миссии руководители наступают на горло собственной гордости и старым предубеждениям.

В идеале после «Скрытых фигур» стоит посмотреть «Время первых».

«Время первых»

Итак, та самая космическая гонка. Пока СССР впереди (Гагарин опередил американских астронавтов). Но на очереди — выход человека в открытый космос. Команды противоборствующих держав идут практически ноздря в ноздрю. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Однако времени на выявление причин нет. Советский космонавт должен быть первым…

Время первых
Источник фото

Фильм Дмитрия Киселева основан на реальных событиях. И, конечно же, на воспоминаниях Алексея Леонова. Кроме легендарного космонавта, над проектом работал сотрудник РКК «Энергия» Виктор Благов, один из руководителей запуска «Восхода-2».

В итоге на экране зрителя ждут потрясающие виды и напряженный сюжет, который даже не пришлось приукрашивать. Как сказал Алексей Леонов, прототип одного из героев: «На самом деле было еще страшнее».

«Человек на Луне»

А вот фильм Дэмьена Шазелла повествует о том моменте, когда американцы отвоевали право первенства. Тот самый триумфальный полет к Луне «Аполлона 11».

First Man
Источник фото

Восемь лет американский астронавт Нил Армстронг шел к этому путешествию, потратил много физических и душевных сил. И никто не мог гарантировать, что он вернется домой к жене и детям. Это стало главным событием в его жизни — быть первым человеком, который ступил на поверхность Луны. И произнес историческую фразу: «Это маленький шаг одного человека и гигантский скачок для человечества».

В основу фильма легла книга Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга».

«Марсианин»

Красная планета в последнее время пользуется успехом у землян. Perseverance колесит по ее просторам и отправляет фото и видео с видами марсианских пустынь, а Илон Маск вовсю планирует колонизацию планеты. На фоне всего этого фильм Ридли Скотта по одноименному роману Энди Уира становится особенно актуальным. Мало ли, вдруг кого-нибудь, как и Марка Уотни забудут на планете. А тут – пожалуйста! – практически инструкция по выживанию.

The Martian
Источник фото

Впрочем, даже если вы не собираетесь в ближайшее время на Марс, посмотреть «Марсианина» стоит. Ридли Скотт, как никто другой, умеет выстроить атмосферу другой планеты, накрутить саспенс и приправить всю эту роскошь прекрасной музыкой.

Плюс, в отличие от многих других фильмов о выживании в условиях космоса, это все же очень позитивная и оптимистичная история.

«Салют-7»

На дворе 1985 год. Неожиданно происходит авария на советской космической станции «Салют-7». Туда посылают двух опытных космонавтов, чтобы те починили неполадку. Но они ещё не знают, насколько сложной будет миссия.

Салют-7
Источник фото

Работа над картиной строилась на воспоминаниях настоящих космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Фильм нередко сравнивают с «Гравитацией», причем вполне заслуженно. Лента смотрится действительно не менее впечатляюще, чем космический триллер Альфонсо Куарона, а операторская работа Сергея Астахова поражает воображение.

«Гравитация»

Раз уж мы заговорили о «Гравитации», то не будем обходить ее стороной. Вообще Альфонсо Куарон вместе со своим сыном задумали эту картину много лет назад. И, как и в случае с фильмом его коллеги и близкого друга Джеймса Кэмерона «Аватар», реализация была отложена именно потому, что на тот момент не хватало технических средств для того, чтобы воплотить задуманное на экране.

Gravity
Источник фото

И оно того стоило. Хотя бы потому, что «Гравитация»  — это визуальный экстаз. С технологической точки зрения картина представляет собой настоящие чудеса кинематографии и компьютерной графики. Космос, Земля, перемещения космонавтов, их общение в космосе, спутники, космические станции, катастрофы — это все сделано действительно потрясающе. Даже при домашнем просмотре на большой панели это все производит очень сильное впечатление.

«Звездный путь»

Ни один список фильмов о космосе нельзя считать полным, если в нем нет медиафраншизы Star Trek. Оригинальный телевизионный сериал, созданный Джином Родденберри и положивший начало масштабной вселенной «Звездного пути», вышел в 1966 году. В нем из серии в серию экипаж корабля «Энтерпрайз» геройствовал на просторах галактики.

Star Trek
Источник фото

Но сейчас мы говорим не о сериале, а об одноименной полнометражке 2009 года. Или перезапуске франшизы, ответственность за который взял режиссер Дж. Дж. Абрамс. Надо сказать, он пошел на рискованный ход — не стал снимать непосредственный приквел к оригинальному сериалу, а предпочел создать альтернативную историю с теми же героями. 

В центре сюжета — приключения курсанта академии Звездного флота Джеймса Т. Кирка и его друга Спока, которым предстоит спасти Галактику от ромуланца Нерона, умеющего путешествовать во времени.

Поделиться: