Сегодня исполнилось ровно 60 лет с того дня, когда Юрий Гагарин сказал свое знаменитое «Поехали». По этому поводу мы решили вспомнить самые интересные фильмы про космос.

10 самых захватывающих фильмов про космос
Энн Хэтэуэй в фильме «Интерстеллар» (2014)

«Космическая одиссея 2001 года»

Шедевр Стэнли Кубрика 1968 года – без сомнения лента «на все времена». А заодно один из самых важных фильмов в истории. Поскольку он задал не только вектор развития фантастического кино как жанра, но и оказал влияние на кинематограф в целом. Все последующие фильмы, начиная со «Звездных войн» и «Соляриса» и заканчивая «Гравитацией» и «Интерстелларом», так или иначе, копируют или ссылаются на визуальные решения Кубрика.

2001: A Space Odyssey
Источник фото

Однако помимо технической составляющей, в фильме присутствует большой пласт размышлений режиссера о Боге, красоте Вселенной и следующей ступени человеческой эволюции.

Несмотря на то, что с момента выхода «Одиссеи»  прошло более 50 лет,  ее неоднозначный финал до сих пор вызывает споры среди критиков и обычных зрителей. А совершенно потрясающая сюрреалистическая эстетика восхищает не меньше, чем самые крутые современные спецэффекты.

Поэтому неудивительно, что картина до сих пор остается недостижимой планкой. Приблизится к которой, пожалуй, удалось только  Кристоферу Нолану с его «Интерстелларом».

«Интерстеллар»

Фильм Кристофера Нолана многие называют самым научным в современной кинофантастике. Неудивительно. Режиссера консультировал специалист в области теории гравитации, астрофизики и квантовой теории измерений, один из главных мировых экспертов по общей теории относительности, а также близкий друг и коллега Стивена Хокинга Кип Торн. Лента вполне может стать примером того, что подлинная наука может быть куда интереснее самого изощренного и фантастического вымысла.

Interstellar
Источник фото

Все это на фоне бесконечного космоса,  загадочных планет и потрясающего полета через черную дыру. Плюс ненавязчивые рассуждения о вечном – о любви, о смысле жизни, о месте человечества во вселенной…

И – да! – именно «Интерстеллар» многие критики сравнивают с «Одиссеей» Кубрика. К слову, сам Нолан и не скрывал, что черпал вдохновение, в том числе, и в ней.

«Солярис»

«Солярис» считают лучшей картиной в карьере Андрея Тарковского – изысканная в своей красоте и прекрасная в своем минимализме. Работая над фильмом он значительно перекроил оригинальй сюжет Станислава Лема. Вернее, даже не перекроил, а сместил акценты. Вместо научной фантастики как таковой, познания мира, исследования неизведанного, на первом плане у Тарковского оказалась моральная и этическая составляющая. Режиссера больше волновали эмоции героев. А благодаря неожиданному финалу фильм и вовсе кажется настоящим откровением.

Solaris
Источник фото

Такая трактовка крайне не понравилась Лему. Впрочем, это не помешало «Солярису» Тарковского занять достойное место в умах как у фанатов собственно научной фантастики, так и у поклонников авторского кино.

«Скрытые фигуры»

Откровенно говоря, космоса как такового в этом фильме нет. Более того, картина Теда Мелфи, скорее, совсем о другом. О дискриминации. Рассовой и гендерной. Не зря ее слоган «У гениальности нет расы. У силы нет пола. У мужества нет границ». Тем не менее, события развиваются в 1960-е годы прошлого века. А это разгар холодной войны. Две супердержавы — СССР и США — бьются за первенство в космической гонке. И если, к примеру, «Время первых» — это взгляд со стороны СССР, то «Скрытые фигуры» — взгляд на события сточки зрения американцев.  

Hidden Figures
Источник фото

Итак, главная битва за космос началась. Лучшие умы планеты наперегонки думают, как успешно запустить человека в космос и не угробить его. «Скрытые фигуры» показывают, как готовили свой первый пилотируемый полет в NASA. И как ради успеха миссии руководители наступают на горло собственной гордости и старым предубеждениям.

В идеале после «Скрытых фигур» стоит посмотреть  «Время первых».

«Время первых»

Итак, та самая космическая гонка. Пока СССР впереди (Гагарин опередил американских астронавтов). Но на очереди — выход человека в открытый космос. Команды противоборствующих держав идут практически ноздря в ноздрю. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Однако времени на выявление причин нет. Советский космонавт должен быть первым…

Время первых
Источник фото

Фильм Дмитрия Кисилева основан на реальных событиях. И конечно же на воспоминаниях Алексея Леонова. Кроме легендарного космонавта, над проектом работал сотрудник РКК «Энергия» Виктор Благов, один из руководителей запуска «Восхода-2».

В итоге на экране зрителя ждут потрясающие виды и напряженный сюжет, который даже не пришлось приукрашивать. Как сказал Алексей Леонов, прототип одного из героев: «На самом деле было еще страшнее».

«Человек на Луне»

А вот фильм Дэмьена Шазелла повествует о том моменте, когда американцы отвоевали право первенства. Тот самый триумфальный  полет к Луне «Аполлона 11».

First Man
Источник фото

Восемь лет американский астронавт Нил Армстронг шел к этому путешествию, потратил много физических и душевных сил. И никто не мог гарантировать, что он вернется домой к жене и детям. Это стало главным событием в его жизни — быть первым человеком, который ступил на поверхность Луны. И произнес историческую фразу: «Это маленький шаг одного человека и гигантский скачок для человечества».

В основу фильма легла книга Джеймса Р. Хэнсена «Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга».

«Марсианин»

Красная планета в последнее время пользуется успехом у землян. Perseverance вовсю колесит по ее просторам и отправляет фото и видео с видами марсианских пустынь, а Илон Маск вовсю планирует колонизацию планеты. На фоне всего этого фильм Ридли Скотта по одноименному роману Энди Уира становится особенно актуальным. Мало ли, вдруг кого-нибудь, как и Марка Уотни забудут на планете. А тут – пожалуйста! – практически инструкция по выживанию.

The Martian
Источник фото

Впрочем, даже если вы не собираетесь в ближайшее время на марс, посмотреть «Марсианина» стоит. Ридли Скотт как никто другой умеет выстроить атмосферу другой планеты, накрутить сапсенс и приправить всю эту роскошь прекрасной музыкой.

Плюс, в отличие от многих других фильмов о выживании в условиях космоса, это все же очень позитивная и оптимистичная история.

«Салют-7»

На дворе 1985 год. Неожиданно происходит авария на советской космической станции «Салют-7». Туда посылают двух опытных космонавтов, чтобы те починили неполадку. Но они ещё не знают, насколько сложной будет миссия.

Салют-7
Источник фото

Работа над картиной строилась на воспоминаниях настоящих космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Фильм нередко сравнивают с «Гравитацией», причем вполне заслуженно. Лента смотрится действительно не менее впечатляюще, чем космический триллер Альфонсо Куарона, а операторская работа Сергея Астахова поражает воображение.

«Гравитация»

Раз уж мы заговорили о «Гравитации», то не будем обходить ее стороной. Вообще Альфонсо Куарон вместе со своим сыном задумали эту картину много лет назад. И, как и в случае с фильмом его коллеги и близкого друга Джеймса Кэмерона «Аватар», реализация была отложена именно потому, что на тот момент не хватало технических средств для того, чтобы воплотить задуманное на экране.

Gravity
Источник фото

И оно того стоило. Хотя бы потому, что «Гравитация»  — это визуальный экстаз. С технологической точки зрения картина представляет собой настоящие чудеса кинематографии и компьютерной графики. Космос, Земля, перемещения космонавтов, их общение в космосе, спутники, космические станции, катастрофы — это все сделано действительно потрясающе. Даже при домашнем просмотре на большой панели это все производит очень сильное впечатление.

«Звездный путь»

Ни один список фильмов о космосе нельзя считать полным, если в нем нет медиафраншизы Star Trek. Оригинальный телевизионный сериал, созданный Джином Родденберри и положивший начало масштабной вселенной «Звездного пути», вышел в 1966 году. В нем из серии в серию экипаж корабля «Энтерпрайз» геройствовал на просторах галактики.

Star Trek
Источник фото

Но сейчас мы говорим не о сериале, а об одноименной полнометражке 2009 года. Или перезапуске франшизы, ответственность за который взял режиссер Дж. Дж. Абрамс. Надо сказать, он пошел на рискованный ход — не стал снимать непосредственный приквел к оригинальному сериалу, а предпочел создать альтернативную историю с теми же героями. 

В центре сюжета — приключения курсанта академии Звездного флота Джеймса Т. Кирка и его друга Спока, которым предстоит спасти Галактику от ромуланца Нерона, умеющего путешествовать во времени.

Поделиться: