Борис Лифшиц рассказал об алматинском смоге, экстриме в Чарынском каньоне, сожженных барабанах и первом сольном альбоме.
Фото: Александра Овчеренко
Казахстанской публике Борис Лифшиц известен как талантливейший барабанщик, который за свою 20-летнюю карьеру принимал участие в выступлениях таких легендарных групп и артистов, как Найк Борзов, Земфира, Tesla boy, Би-2. С 2019 года Борис создает шоу «Барабаны осознанно», а в этом году представил публике свой сольный проект LFSTZ. Но лишь истинные поклонники в курсе, что уже около года музыкант живет в Алматы. Esquire.kz выпала возможность побеседовать с Борисом, который рассказал много интересного о своей жизни в Казахстане и творческой карьере.
Поклонники Би-2 знают, что сейчас у группы большой тур «Аллилуйя», и ты только что вернулся из США и Канады. Как все прошло? Каково тебе вернуться в Алматы?
Концерты прошли шикарно! Очень понравилась Канада, особенно Ванкувер, удивительное место, оно вобрало в себя все лучшее, что есть в Америке, на мой взгляд. Хотелось бы там задержаться, погулять. Успел увидеть паровые часы и съесть лучший рамен в своей жизни.
Но по Алматушечке очень соскучился, у меня здесь студенты, друзья, студия и после такой долгой поездки хочется заземлиться и позаниматься своими делами.
Ты здесь живешь где-то около года. Расскажи подробнее про переезд.
Так получилось, что я приехал сюда и просто не смог улететь – проспал два самолета, а третий билет решил не брать. Оказалось, проще снять квартиру.
У меня сразу появились друзья, новые интересы. Можно сказать – как домой вернулся. Хотя летел на один день, сыграть концерт, а скоро пойду второе РВП оформлять...
То есть не было осознанного выбора?
Нет, я никогда не думал, что буду жить в Казахстане, но в Алматы прилетал с огромным удовольствием. Мне здесь всегда нравилось.
Насколько ты уже освоился в городе в плане бытовых вопросов, пользуешься какими-нибудь казахстанскими сервисами Kaspi, доставки продуктов, такси?
Пользуюсь Kaspi, да, но как раз здесь я немножко вернулся в прошлое и начал ходить по магазинам, носить пакеты… То, что в Москве давно забыто, – с 2020 года всегда пользовался доставкой.
Давай поговорим про город. Есть ли то, что не нравится?
Здесь у меня из окна открывается потрясающий вид на горы, которые иногда куда-то уходят, я на эту тему писал пару забавных постов со всякими фантазиями на тему предполагаемых маршрутов, путешествий, гастролей или подработки этих невероятных и могущественных седых вершин, одно могу сказать точно – у них есть своя личная жизнь. А я страшный эгоист и мне, конечно, это не нравится, потому что такую красоту хочется видеть ежедневно.
В общем, есть ощущение, что воздух в городе тяжеловатый, особенно в холода. Когда я только приехал, как раз начался отопительный сезон и всю зиму я не предавал значение смогу, нависшему над Алматы. Потом начал замечать одышечку. Ну, думаю, – это, наверное, от какой-нибудь простуды, но когда улетал на гастроли, одышка пропадала. Возвращался – и она вместе со мной. В общем, по моим наблюдениям, при всей потрясающей природе вокруг, в городе есть проблема с кислородом.
Ну еще о чем можно сказать – это мопеды и самокаты, которые гоняют по тротуарам. Тебя могут просто сбить, пока ты прогуливаешься с пакетами из ближайшего дукена. Хотя, наверно, в этом есть и плюсы – у меня улучшилась реакция!..
Фото: Ирина Кириенко
Что для тебя здесь стало открытием?
Чем меня совершенно поразил Казахстан, так это тем, что здесь все умеют ездить на мотоциклах.
Не раз наблюдал, как мой друг Семен паркуется на своем Harley-Davidson около бара. К нему подходят люди, которые, по своему виду, телосложению, одежде, даже близко к байкерству не имеют отношения. Например, маленькая миниатюрная девушка, может попросить прокатиться. И умчать на Харлее в закат. Я глазам не поверил в первый раз, когда это увидел. А потом выясняется, что девочка – чемпион Казахстана по мотокроссу! И так каждый раз, самые непредсказуемые, на мой взгляд, люди очень уверенно гоняют на всем двухколесном.
А вот Сёма не мог поверить, что я не умею ездить на байке. И даже никогда не пробовал. Но дело в том, что я человек осторожный, никаким экстримом не занимаюсь – руки, ноги берегу. В моей жизни концерты превыше всего! А он говорит: «Ты что, ничего страшного не случится – я всему тебя научу! Это же такой кайф! Без этого жить не интересно!». В общем, в этот раз я решил не отказываться.
Здесь всё располагает попробовать поездить. Целый культ мотопрогулок. Арендуются эндурики, снаряжение, собираются семьями или просто компанией. А дальше – горы, природа и прекрасные бесконечные и моментом непролазные трассы.
И вот, представляете, среди всей этой красоты меня посадили на байк, и это оказалась любовь с первого газа. Как только тронулся с места, понял – моё, на все 100!
[embed width="123" height="456"]https://www.youtube.com/watch?v=IteHHGUy73E[/embed]
В новый клип Би-2 на песню «Я двигаюсь дальше» твоя поездка очень органично вписалась.
Это я второй раз в жизни за рулем! Мы снимали на Чарынском каньоне. Я себя чувствовал достаточно уверенно за рулем. Но потом наш режиссер Евгений Ремизовский говорит: «Мне не хватает кадров! Нужно снять проезд по дороге!» Вот тут я немного занервничал. Такому меня еще не учили.
Мы выезжаем в район Черного каньона… Запускают дрон и говорят: «Погнали!» Ну я и поехал, машин вроде нет, раннее утро. И впервые хорошая асфальтированная горная дорога, серпантин. Как ты понимаешь, я до этого ездил только по земле и бездорожью. А тут все ровно, и я впервые прям втопил! У меня ощущение, что я гонщик World Superbike! До этого выше второй передачи мне еще не приходилось ускоряться, а я уже разогнался до четвертой! И вдруг замечаю в зеркале заднего вида автобус. Я даю ещё газу, «ну, думаю, ща оторвусь!..» Но понимаю, что ничего не получается. Впереди крутые повороты, а ему пофигу, он просто летит в меня. Я не понимаю, что делать, потому что, как оказалось, ещё никогда не выполнял никаких манёвров на проезжей части и на большой скорости, а, тем более, на узком серпантине.
Пытаюсь еще сильнее разогнаться, но ничего не меняется, автобус летит в меня как комета, с каждой секундой все ближе и ближе. Тогда я решил сдать вправо, но ощущение, что мы не разъедемся, не покидало – автобус нависал прямо надо мной как небоскреб, дышал и пыхтел мне прямо в затылок, и когда меня начало заносить на гравии, он фыркнул и все-таки меня объехал.
Съемочная группа в этот момент замерла перед монитором и седела. Готовы были закончить съемку, но когда поняли, что я выжил, заставили еще прокатиться раз шесть туда-обратно.
На мой взгляд, всё не зря – получилось отлично и уверенно.
А, кстати, на день рождения мне подарили сертификат в мотошколу! Хочу весной сдать на права.
[embed width="123" height="456"]https://www.youtube.com/watch?v=VMVlUj8rqdw[/embed]
Клип к твоему первому синглу Hang Breaks, который вышел в августе, вы тоже снимали в Казахстане. Расскажи, как всё прошло, какие впечатления, какие места понравились больше всего?
Ну, конечно, это, в первую очередь, Чарын. Влюбился в него ещё на первой съемке. Это место силы! Там невероятно медитировать и созерцать, можно просто сесть и бесконечно смотреть на этот разлом... здесь совершенно другая энергия – необычная, незнакомая и невероятно мощная! Я не знаю, что это, как такое могло случиться, что должно было произойти с Землей, чтобы возникло такое чудо, откуда вообще берутся такие каньоны?!... Раньше не возникало таких вопросов, теперь стало очень интересно.
Ты рассказывал у себя в соцсетях, что барабаны туда было очень тяжело поднимать. Может, есть еще какие-нибудь интересные истории, связанные со съемками?
Знаешь, мы хотели снимать последний кадр на свалке. Но так увлеклись съемками на каменоломне, что решили дать немного огня, а барабаны как вспыхнули... оказывается, они неплохо горят. В общем, пришлось всё добивать на каменоломне, потому что уже практически нечего было везти на свалку, только чтобы выбросить.
Вообще это первый такой опыт, каким-то образом я оказался не только главным героем, но еще и режиссером. Хочу сказать, что мне невероятно повезло. Съемочная команда была совершенно потрясающая, очень классные ребята, мега-профессионалы и фанаты своего дела. Работали просто на износ. Мы выезжали на точку в два часа ночи, с пяти утра выставлялись, съемка начиналась в районе 6:30. Два-три часа снимали. Собирались и ехали дальше на следующую локацию. И так до девяти вечера, пока солнце не заходило. Всё сняли за две смены. Двенадцать локаций, проехали 1300 километров. Совершенно новый опыт для меня. Было очень круто!
Буквально месяц назад вышел твой новый трек Writing My Fate в дуэте с Dipiphany. При этом информации о нем очень мало. Расскажи, как он создавался? Кто автор музыки, текста?
Музыка моя. Изначально этот трек задумывался как инструментальный, а стал песней, причем одной из моих любимых на будущей пластинке.
Самая первая демка появилась года три назад, а дальше я её бесконечно переделывал и привлекал самых разных музыкантов, чтобы довести её до идеала.
Пока не встретил Колю Иншакова. Совершенно гениального музыканта и мультиинструменталиста, а главное – он оказался фанатом старых аналоговых синтов, как и я! У меня в Москве достаточно большая коллекция раритетных синтезаторов, я настоящий фанат таких штуковин. У Коли тоже неплохая коллекция модульных синтов, и вот это всё мы объединили и засели в студию работать над альбомом.
Над этим треком мы работали дольше всего. Откладывали и возвращались много раз. Но когда работа была окончена, я понял, что здесь не хватает голоса. Причем, какого-то особенного – я долго не мог понять, какого, и начал экспериментировать, звать друзей спеть эту песню. Сначала её спел Александр Дьяченко, мой близкий друг, с которым мы вместе делали Антиго. Получилось очень интересно, но Саша очень реализованный актер и у него не хватило времени на весь процесс, поэтому я попросил спеть Шуру Би-2, но у нас получился «нечетный воин», а идея проекта совсем другая. Поэтому я попытал счастье с Максимом Кучеренко из Ундервуд – получился абсолютный шедевр на текст Корнея Чуковского! Но это было слишком новаторски, мир к этому еще не готов. Когда-нибудь может быть я выпущу такую версию.
Короче, всё время получалось что-то интересное, прикольное, экспериментальное, но не совсем то, что я чувствовал, а сам воспроизвести не мог. Петь и писать тексты абсолютно не умею.
И я решил, что нужно зайти с другой стороны. Поискать женский вокал.
В момент полного отчаяния мы встретились с моим другом – Антоном Севидовым – и я ему рассказал о своих поисках и мытарствах. Он задумался, а потом говорит: «Кажется, я знаю, кого ты ищешь!» И включил мне Dipiphany. Я слушаю и не верю. «Это просто божественно! Просто идеальный голос для моего трека!»
Ей, к счастью, понравилась музыка, она написала отличный текст и спела абсолютно гениально! О большем я даже и не мечтал!
Прекрасная история! Но если ты так долго готовил один трек, когда же нам ждать альбом Yellow Arrow?
Скажу по секрету, альбом Yellow Arrow готов, сведен и отмастерен, но я решил выпустить несколько синглов для начала. Создать небольшую интригу, чтобы поддерживать интерес, приучить к себе аудиторию и радиостанции. Потому что выпустить альбом и донести его до слушателя – две разные вещи. Вот, например, прошло больше месяца с момента релиза, а я все еще не разослал трек на все радиостанции. А как распиарить сразу целый альбом вообще не представляю, поэтому пока синглы.
Хорошая стратегия – публика подогрета, ждет новых релизов. Но, наверное, было бы классно ещё делать анонсы синглов.
Будут! Сейчас выдохну после всех этих поездок и вернусь к работе над своим материалом. Во время тура Би-2 невозможно ничем заниматься, особенно организацией процессов. Я же ещё не доделал клип на Writing My Fate. Он готов всего на 20%, потому что просто не хватает времени и энергии.
Но вообще клип будет?
Я не знаю. Надеюсь. Он очень экспериментальный. Надеюсь все получится. Это соединение живых людей и нейронки, непростая задача.
Даже более экспериментальный, чем AI-анимация на Hang Breaks, которая транслировалась на презентации клипа?
О, да! Клип мы делаем вместе с этим же человеком, его зовут Риз и он местный гуру по нейросетям! Получается интересная интеграция, но не хватает бюджета, энергии, а главное – времени, просто катастрофически!
А кто режиссер?
Опять я... Так же, как и с «Hang Breaks» – режиссер, сценарист, автор идеи... Хотя я вообще не создан для этого. У меня всё идет от сердца и эмоций. Я не умею сесть и спланировать, продумать, прописать. Так делают настоящие режиссеры! А я просто чувствую, что сейчас можно что-нибудь сделать, начать снимать – хотя бы на зеленом фоне или на улице, неважно, а там видно будет. Короче, импровизация – наше всё!
Но зато итог получается бомбический. Достаточно вспомнить презентацию клипа в «Меломане» и реакцию той огромной толпы людей, которые пришли, чтобы его увидеть.
Да, все очень поддержали. То, что было на презентации, – для меня совершенно новые эмоции. Особенно поразило, что когда я сыграл мои треки, которые ещё никто не слышал, их принимали так горячо и воодушевлённо! Это, кстати, возвращает нас к началу разговора, к вопросу о том, как меня принял Казахстан… О большем я и не мечтал!
Думаю, это прекрасная нота, чтобы закончить. Спасибо за интервью и успехов тебе в творчестве!
[embed width="123" height="456"]https://www.youtube.com/watch?v=4_I5KELXJjc[/embed]
Беседовала Элина Гринштейн
Фото Александра Овчеренко, Ирина Кириенко