Кому на сегодняшний день принадлежит праздник, который должен быть самым свободным и деполитизированным днем в году для всех казахстанцев, размышляет Гульнара Бажкенова.
В день независимости у нас все давно пошло не так. Праздник, идейно призванный объединять нацию, только подчеркивает проблемы и противоречия, существующие в стране. На события декабря 1986-го и 2011 годов люди смотрят с разных углов и судят со своих колоколен. Пока в Акорде и, по нисходящей, в акиматах одних граждан награждают орденами и медалями, другие скорбят и молятся, а иные копят злость.
Многое можно было бы поправить простыми человеческими жестами, иначе говоря, обыкновенной гуманностью – попросить прощения у невинно убитых, признать ошибки, выступить с пронзительной речью.
Но это потребовало бы не привычного паркетного официоза, а трудного разговора с согражданами, которые, в свою очередь, такой разговор могут счесть за слабость, поэтому все нужные слова остаются невысказанными, комплексы неизжитыми, болячки незамеченными, и каждый последующий День независимости снова и снова ставит ребром проклятые вопросы.
Два года назад Казахстан громко отмечал 25-ю годовщину независимости. Важная веха, пора зрелости. Молодую (все еще молодую) республику поздравляли зарубежные лидеры и даже королева Англии удостоила вниманием. В зарубежных посольствах Казахстана давали пышные приемы.
А в самой стране на героев (в глазах власти) пролился дождь наград и денежных поощрений: бюджетникам выдали тринадцатую зарплату, а нуждающимися по 50-60 тысяч тенге.
На главных площадях городов и сел шли народные гуляния, завершившиеся фейерверками. Упрямцев, решивших посреди веселья напомнить о годовщине скорбных событий в казахстанской истории, не тронули, дали собраться и спокойно возложить цветы к монументам независимости и прочитать молитву.
[caption id="attachment_32440" align="aligncenter" width="1024"] Источник фото[/caption]Год спустя полиция действовала так же, только наблюдала за десятком человек на площади Республики в Алматы, но никак не вмешивалась. Да и не во что было вмешиваться – люди возложили цветы, прочитали молитву и разошлись.
То, как страна отмечает День независимости, можно считать индикатором настроений, только это настроение не общества, а власти.
О незаконности задержания в День независимости нескольких десятков человек на улице и в собственных домах, говорить уже бессмысленно. Власть всегда позволяет себе ровно столько, сколько считает нужным. Но именно поэтому важным представляется вопрос: а почему? Почему в прошлом году можно было поминать жертв декабрьских событий, а в 2018 году нельзя? Ответ очевиден: именно к этому призывал казахстанцев на своем YouTube канале Мухтар Аблязов. Но разве те из них, кто пришел или собрался в День независимости на площади, делали это ради него?
Призывать людей на площадь, чтобы вспомнить жертв жанаозенских событий, в день, когда они это делают и без подсказки, – удачный политический ход. Вестись на это – ход негодный, недальновидный и, прямо скажем, глупый. Как и все, что делается в этом главном сейчас противостоянии. Сначала из-за одного Аблязова всю страну стали отрезать от великого достижения – интернета, ставя под угрозу собственные честолюбивые планы цифровизации (это как если бы режимы начала двадцатого века отказывались от электричества во избежание нежелательной активности граждан); потом запретили невинные голубые шарики (и ЛГБТ тут не при чем) и вот теперь отдали на откуп целый День независимости страны.
Власть сама, своими руками делает беглого банкира лидером протеста.
С тех пор как Мухтар Аблязов вышел на свободу из французской тюрьмы, его фигура выросла до исполинских размеров. Не обладающий особо притягательной харизмой бывший технократ, далекий от народа и народничества, не имеющий морального авторитета ни среди городских либералов, ни среди казахскоязычной среды, для которой он чужак уже потому, что не владеет казахским, Аблязов набирает политический вес, пропорциональный действиям охранителей.
Пытаясь противостоять ему без ума и задоринки, власть загоняет и себя, и всех казахстанцев в какую-то альтернативную реальность.
Вчера запретили шарики, сегодня празднование Дня независимости, а что будет завтра, невозможно представить. Тут все зависит от полета фантазии опального олигарха, который может пригласить сознательных граждан в кино или в театр, чтобы устроить, так сказать, массовый культпоход, а может и призвать проснуться утром и дружно идти на работу или глубоко и часто дышать. И кто-то обязательно откликнется.
Читайте другие статьи Гульнары Бажкеновой в рубрике "Бажкенова Weekly»