Казахская культура всегда строилась вокруг движения и свободы. В двадцать первом веке этот кочевой дух адаптировался: вместо лошадей она выбирает гибкость в выборе транспорта, будь то такси, автобус, велосипед или арендованное авто. В этом есть продолжение старой традиции: не быть «привязанным к железу», а пользоваться тем транспортом, который нужен именно сейчас. Так родилось течение современных кочевников — людей, осознанно отказывающихся от личного транспорта.
Они не считают автомобиль символом статуса и предпочитают вкладывать деньги в путешествия и впечатления, а не в авто и недвижимость. Так «обязательный атрибут взрослой жизни», которым был личный транспорт ещё десять лет назад, превратился в неразумную трату финансов. Добавив к ним пробки мегаполиса, мы получим ещё и трату времени. Редакция Esquire Казахстан решила поисследовать феномен новых казахстанских кочевников и разобраться, как с ним связан образ жизни современных людей.
Успех «новый» и «старый»
Пожалуй, новые взгляды и ценности объясняются сменой поколений. Сейчас активно работает и строит свою жизнь поколение зумеров, выросших в экономике, где недвижимость и транспорт стали дорогими активами. Если их родители получили жильё в условиях низкой стоимости и господдержки, и имели возможность легко приобрести автомобиль, то для самих зумеров ипотека и автокредиты превратились в долговую ловушку. Проценты стали выше, а сроки длиннее, тогда как доходы населения особо не выросли. Часто это означает десятилетия выплат.
Также сместились сами ценности. Для старших поколений квартира и автомобиль были символом успеха и стабильности. Для зумеров важнее мобильность, свобода и возможность инвестировать в себя: образование, здоровье, бизнес, впечатления. Машина для зумеров скорее обычная услуга, а не статусная собственность. Миллениалы же, как показывает статистика, хотели бы иметь свою недвижимость и авто, но экономические условия часто им этого не позволяют. Из этого выходит, что сейчас работают и зарабатывают два поколения людей, благодаря которым видна тенденция перехода от частной собственности к аренде.
Что выбрать современному номаду?
Изменились и условия жизни. Рынок аренды стал более развитым: можно снимать квартиру в разных районах или даже странах, подстраиваясь под карьеру или личные планы. Вместо личного авто есть удобные альтернативы: каршеринг, такси, общественный транспорт, которые часто дешевле в совокупности, чем содержание машины.
Согласно данным Rentacars, траты на «среднюю машину» с мотором 2.0 составят более миллиона тенге в год (85+ тыс. в месяц) без учета кредита и амортизации. Эта сумма включает:
- Транспортный налог — 23 600 тенге в год
- ОГПО — 20 000–25 000 тенге
- Техосмотр — около 5 000 тенге
- Парковка в центре Алматы или Астаны — около 66 000 тенге
- Страховка КАСКО — 550 000 тенге в месяц
- Топливо — 660 000 тенге при 20 000 км пробега в год
- Сервисное обслуживание — 150 000 в год
- Автомойка — 5 000–10 000 тенге в неделю при посещении раз в неделю
- Ремонт и ТО — 100 000 тенге
- Шины и непредвиденные мелочи — около 50 тыс. тенге.
Для многих молодых людей это звучит как лишний, зачастую неподъёмный груз, и они выбирают общественный транспорт, пешие прогулки, самокаты, велосипеды и аренду автомобилей.
Такси на первый взгляд кажется удобнее, но цифры показывают, что это дорогое удовольствие. По данным Finprom, Казахстан лидирует в СНГ по стоимости такси – 0,78 доллара за километр (~420 тенге/км). В Алматы – около 370 тенге/км, в Астане – 400 тенге/км. Поездка в 10 км обходится примерно в 3 700–4 000 тенге, а регулярные поездки быстро превращаются в ощутимую статью расходов. Это объясняет, почему больше молодых людей делают выбор в пользу аренды.
Сервис Rentacars, например, позволяет взять автомобиль только тогда, когда он действительно нужен: на пару дней для поездки в горы, на неделю для путешествия по Казахстану или на месяц для деловых задач. При этом не нужно платить за страховку, налог или парковку, когда машина простаивает. Каршеринг удобен для дел по городу, и в эту систему органично встроился Rentacars – сервис для тех, кому нужна машина на день, неделю или месяц. Это тот самый гибкий элемент, который дополняет экосистему городской мобильности.
Согласно моделям Международного транспортного форума, массовый переход на совместное пользование транспортом может сократить городской автопарк до 10–15% от текущего. Мы движемся от идеи «иметь» к идее «пользоваться». Для Алматы это означало бы уменьшение пробок и улучшение экологии, а для Астаны – возможность озеленить город и построить больше общественных пространств. В пору таких изменений аренда через такие сервисы, как Rentacars, становится символом нового образа жизни, где гибкость ценится выше собственности.