Александр Леонов: "Бар — это возможность смешивать весь мир в шейкере"


Александр Леонов — бренд-амбассадор компании Raimbek Group по премиальным портфелям, бармен и ресторатор. За 28 лет работы в общепите он успел стать победителем нескольких международных конкурсов по барменскому искусству. В интервью Esquire Александр рассказал о своей профессии, параллельной работе "психологом", любимых коктейлях и новых проектах.

О поиске призвания

Общепит — это государство в государстве, где можно расти как человек, добиваться поставленных целей, а можно опуститься ниже плинтуса. Это особый мир, сообщество, наверное, как и в любой сфере. Здесь все знают друг друга: как гости, так и коллеги.

Существует иерархия, возможность роста, однако все сугубо индивидуально. Я работал и официантом и админом, барбэком, барменом. Очень важно пройти весь путь и, наверное, это скорее неизбежно. В каждом подразделении ты впитываешь опыт и навыки, которые однозначно будут полезны. Определившись с тем подразделением, в котором ты начинаешь развиваться, ты уже не смотришь однобоко, ты можешь мыслить как любой твой коллега из другого подразделения.

Мне стал интересен бар, творческий подход в профессии, возможность создавать что-то своё, от чего твои гости получают удовольствие. Для меня бар — это возможность смешивать весь мир в шейкере. Ведь за спиной бартендера действительно весь мир. У каждой бутылки своя страна, регион, материк, история, легенда. Сколько исторических событий, которые переплетаются с алкоголем и его историей. Праздник — алкоголь, горе — алкоголь, грусть, сделка , отношения, событие, встреча, выходные и тд. Так или иначе в нас всех есть желание что-то отметить.

Я ни в коем случае не пропагандирую алкоголизм, но пить тоже можно по-разному. Можно  и нужно пить в меру! В меру возможностей или потребностей. Кто-то пьёт чтобы напиться, кто-то чтобы кайфануть от вкуса, насладить рецепторы, с сигарой, долго, наслаждаясь каждой каплей, чувствуя послевкусие, которое таится в каждом глотке. Все люди разные, как и алкоголь. Именно поэтому я и выбрал бар.

Об обучении

Учиться барменскому искусству, я начал именно в баре, уже работая. Можно сказать, что я самоучка. Само собой, за 28 лет было пройдено очень много тренингов, обучений: в России, в Европе, были поездки на производство в разные страны. Это всё накладывает отпечаток на знаниях и понимании профессии.

Конечно школы есть, их много, и есть стандарты сервиса, общепринятые, в том числе индивидуальные программы с учётом концепта заведения. К самоучкам отношусь замечательно! Как правило, это очень творческие и целеустремленные люди.


99% работников общепита это и есть самоучки, которые получают образование в «бою» , а не из книжек, сидя за партой


К примеру, где вы быстрее научитесь собирать картошку: когда прочтете книгу или с лопатой в поле? Однозначно в поле! Только там вы поймёте насколько это трудно и нравится ли вам это делать.

Как правило, люди думают что профессия бармена — это налить и всё. Это ошибочное мнение! Садитесь за барную стойку, понаблюдайте как работает бармен и вы поймёте что это действительно творчество, а не рутинная работа. Кофе, чаи, коктейли, фрукты, куча сортов пива, каждое даже наливается по-разному. Виски со всех континентов, со своей историей. И о каждой позиции бармен должен знать хотя бы поверхностную информацию. Плюс ко всему, основа работы в баре — это коммуникация. Если ты знаешь всё, но не можешь донести информацию, будет очень сложно быть в профессии.

О любимых и нелюбимых коктейлях

Самый любимый коктейль на протяжении пьющей жизни — однозначно виски сауэр, на бурбоне Maker’s Mark. Это однозначный топчик! С этим бурбоном у меня ассоциируется детство. Не в том смысле, что я "закладываю с пелёнок", а в смысле ассоциативного ряда вкуса. В детстве у меня было любимое лакомство: хлеб намазанный сливочным маслом. Его чуть грели на сковороде, чтоб масло впиталось, а затем мазали мёдом. Ели это лакомство всегда с чаем с молоком. И вот именно вкус Maker’s Mark, вызывает у меня эти ассоциации со вкусом детства. Сливочный, хлебный, сладковатый и очень ароматный.

Нелюбимых коктейлей у меня нет. Есть те, которые я не пью. Это вопрос вкуса. Если не нравится мне, не значит что он плох. Мы все индивидуальны. Каждый коктейль – это творчество и труд человека, который его делал для кого-то, значит есть те, кому он нравится.

Об отношению людей к алкоголю и моде

За время карантина, само собой, поменялось отношение людей к алкоголю. Нам всем было скучно, потребление стало более частым. Ну и появилось много «домашних барменов», которые вели свои онлайн-блоги о том, как сделать коктейль не выходя из комнаты. В карантин люди поняли прелести доставки до двери и стали больше экспериментировать. Мне звонили очень многие друзья, знакомые, которые сидя дома нашли заначки алкоголя, не зная как его применить. Я с радостью делился рецептами, даже в своём Инстаграме выставлял видео с приготовлением коктейлей.

Мода в барах, конечно же есть. Есть коктейльные заведения, куда ходят чтоб погламурить, показать себя, людей посмотреть. Есть пабы, в которые люди идут за элями, ипами, крафтовыми изысками. Есть винные заведения, где тоже присутствует мода. Так же есть народные заведения, куда люди идут за едой. Это всё и есть мода на увеселительные заведения. Каждый индивидуально придерживается своей моды, выбирая формат.

В целом, можно примерно на глаз определить то, что закажет человек. Но в большинстве случаев, только после начала общения. Внешний вид человека не всегда говорит о его предпочтениях. Бартендер подаёт карту, но очень важно обратить внимание на то, куда смотрит гость. Если он смотрит не в меню, а в сторону витрины с виски, уже легче понять предпочтения. Он взглядом ищет что-то любимое. В этом случае надо помочь или порекомендовать ему, основываясь на его предпочтениях. Именно поэтому ранее я говорил о коммуникации. Если ты не будешь говорить с гостем, не порекомендуешь, гость закажет то, что знает и после уйдёт, возможно, никогда не вернувшись в твое заведение.

О проекте «Толстый Jimmy»

Сейчас я занимаюсь проектом «Толстый Jimmy». Это мой бар, который как раз является народным, с умеренными ценами, хорошим ассортиментом алкоголя и блюдами на открытом огне, все готовится в хоспере. Это место для друзей и друзей моих друзей. Здесь три локации: первая — барный зал, где шумно, много людей, которые общаются между собой, даже не зная друг друга. В этом зале большой контактный бар. Общительные бармены точно не дадут вам скучать.

Второй зал – это лаунж, где вы можете чилить в полумраке слушая музыку или уединиться компанией.

Третий зал мы называем семейным, потому что сюда вы сможете прийти семьей, насладиться кухней, выпить вина, накормить детей пиццей из хоспера. В нем светло, уютно, тише, чем во всем заведении. Это некая зона покоя.

Заведению скоро два года. У нас каждую неделю проходят интеллектуальные игры (квизы), по пятницам латиноамериканские танцы, выступают группы.

В чем заключаются планы на будущее? Все просто. Я хочу жить тем, чем занимаюсь, получать удовольствие от того, что делаю. Буду продолжать давать людям праздник, заводить новые знакомства, и развивать новые проекты. В скором времени, надеюсь, будет новый проект, более концептуальный, более тёплый. Но это уже другая история...


Записала Дария Игнатченко

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше