Как сельчане учились демократии и самоуправлению

A
adminPMG
31 января 2017

Бизнес тренер и общественный деятель Айнур Абсеметова была свидетелем первых шагов казахстанцев к местному самоуправлению и сегодня,  в связи с грядущими политическими переменами, вспоминает непростой опыт – как в одном селе распределяли бюджет.
Как сельчане учились демократии и самоуправлению Это было село в Семейском регионе Восточно-Казахстанской области. Обычное казахстанское село с крепко сбитыми, – а иначе никак в суровом климате, – но невзрачными домами, с хроническими проблемами с питьевой водой; село, где из социальных примет кое-как сохранилась только школа, а клуб давно развалился, и некогда асфальтированные дороги пришли в такое ужасное состояние, что каждую весну и осень село отрезает от остального мира, ни проехать ни пройти. И вот здесь на моих глазах вершился разгул демократии: впервые в жизни жители казахского аула на земле древнего Семея самостоятельно принимали важное решение – решение о местном бюджете, о деньгах. Как ими распорядиться? Люди голосовали. Это был пилотный проект по внедрению в Казахстане местного самоуправления. Международные организации во главе с ООН и ПРООН, USAID и EC вложили в него десятки миллионов долларов, само правительство – не менее пяти миллионов. В качестве экспериментальной площадки в 2010-2012 годах взяли Семипалатинский регион Восточно-Казахстанской области, а в 2015-2016 – всю Кызылординская область. Отчеты и проекты по следам этих пилотов до сих пор пишутся и обсуждаются, чиновники дают рекомендации и поправки в закон о МСУ, а президент уже выступил с историческим обращением, в котором прозвучало, что перераспределение власти началось. Поехали… Эксперимент в Семейском регионе охватывал пять районных центров и сёл. В течение двух лет пятьсот представителей местных исполнительных органов и около ста депутатов усиленно изучали основы демократии. Им объясняли, как работать с населением, как работать с бюджетом, как содействовать внедрению местного самоуправления. А своеобразным экзаменом стала обязательная демонстрация приобретенных навыков на общем собрании, где жители должны были решить, какие  проблемы  села являются главными, а какие могут подождать, и в зависимости от этого распределить местный бюджет. На каждую выявленную людьми проблему было решено выделить еще и малый грант в размере 500 долларов, кроме местного бюджета. В итоге сумма для села получалась не маленькая. В этом проекте я занималась оценкой эффективности и наблюдала разные сцены. Самым примечательным мне теперь по прошествии времени кажется пример села в Абайском районе, где на сходке все между собой разругались и разделились на два лагеря, поскольку не могли найти согласия в вопросе приоритетной проблемы села, на которую стоит потратить бюджетные деньги. Одна половина села считала, что надо поставить оградки для могил, а другая – купить танцевальные костюмы для школьного ансамбля. Сторонники кладбищенского забора утверждали, что село никогда не достигнет расцвета и благополучия без благословения аруахов, а благословения не видать, если живые не будут уважать мертвых. Партия противников требовала проявить внимание к юным дарованиями села, у которых старые танцевальные костюмы совсем обносились, и детям не в чем ехать на областной конкурс самодеятельности. В этой битве между прошлым и будущим застряло в тупике настоящее. Потому что в селе даже на взгляд постороннего приезжего есть очевидные вопиющие проблемы, без решения которых и духи предков останутся недовольны, и дети несчастливы, поскольку не смогут в своих новых костюмах доехать до областного центра. Это проблема дороги, размываемой в межсезонье до состояния непроходимости, и чистой воды. Но об этом никто не замолвил слова, победила в итоге партия будущего, и школьники получили свои новые танцевальные костюмы. В настоящем же по сей день остаются трудности по весне и осени, когда людям надо добраться до города, а невозможно, и вода становится опасной для жизни. Местное предпринимательство за годы, прошедшие после опыта демократии, не развилось, и это не удивительно без доступа хотя бы к районному рынку. А без предпринимательства и его налогов не вырос и местный бюджет. Хотя вторая партия традиционалистов села говорит, что все дело в недовольстве аруахов. Надо было поставить оградки на могилах! Я люблю полевые командировки на место: они позволяют понять многое из того, что в теории выглядит намного прекрасней. Только там можно увидеть, казалось бы, незначительные факты, которые спустя время обретают особый смысл и помогают сложить пазл в единую картину. Местное самоуправление в Казахстане пытаются внедрить с 2007 года. С середины нулевых Ак Орда периодически что-то говорит о том, что для диверсификации и усиления экономики нужна децентрализация политической власти, усиление местных органов власти, гражданское участие и вовлеченность, etc. Почему же местное самоуправление не приживается на нашей почве, как тропический цветок в пустыне Бетпакдала? Отсутствие политической воли, изъяны в системе управления, – все так, но, может быть, стоит признать, что также неготовность и неспособность людей участвовать в этом процессе? Начиная с тех, кто голосует за школьный танцевальный костюм и могильную ограду до самого сельского акима. Представьте себе сельского акима – человека, раньше не видевшего более серьезного документа, чем приказ о найме и увольнении или статистического отчета. И вот ему народным волеизъявлением делегируют ответственность за финансовое управление сельскими деньгами и кассовым аппаратом. Также именно он должен вести сельские сходки, где решение по бюджету принимают жители, а он, аким, отчитывается за каждый потраченный тенге. На тренингах по премудростям и тонкостям новых полномочий, сельские и районные акимы впервые взяли в руки маркеры и флипчарты, чтобы впервые отобразить планы по развитию села и сельского бюджета. Ведь отныне благосостояние села полностью зависело от налогов, которые они соберут и денег, которые село заработает. Акимам было чуждо и странно слышать такие слова, как разделение власти, подотчетность, прозрачный бюджет, проектирование, бюджет. Тренеры в частных разговорах признавались, что на бедных акимов жалко смотреть. Они чувствовали себя обманутыми и затянутыми в мир, где им не знакомы правила игры. Некоторые даже расхотели быть акимами! С ответственностью-то перед людьми не такой уж это сладкий хлеб оказался. В ходе экспериментов я увидела с одной стороны, отсутствие навыков у сельских и районных бастыков в управлении бюджетом и финансовым планированием, а с другой стороны, дефицит критического мышления и нежелание разделять ответственность за принятое решение у сельских жителей. Все это создало невозможную среду для внедрения простого инструмента – управления местными ресурсами. Политическая воля, даже если бы она была, оказалась бессильна перед невежеством. Что же нас ждет теперь, после заявления президента о перераспределении полномочий между ветвями власти? Об этом, о готовности самих людей, а не власти к демократии, к настоящим прозрачным выборам, к самоуправлению – не принято говорить в приличных кругах, чтобы не подвергнуться остракизму. Но я, признаться, с тревогой смотрю в будущее, где проблема не только в том, что верхи не могут, а низы не хотят, а в том, что они стоят друг друга.
Автор Айнура Абсеметова Фото Максима Рожина
Не забудьте подписаться на текущий номер
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше