Казахи в Каннах-2019: что пожали и что посеяли

A
adminPMG
28 мая 2019

В конкурсе 72-го Каннского кинофестиваля в этом году не было казахстанских фильмов, не показали работ отечественных режиссеров и во внеконкурсных программах. Однако в этом году у страны другое мерило видимости в Каннах: павильон Казахстана на кинорынке стал одним из самых активных. Кинорынок Каннского кинофестиваля – Marché du Film – один из крупнейших в мире. Он проводится с 1959 года, и одним из его подразделений является Village International – это «деревня» павильонов стран и проектов, которые создаются для продвижения локального кино, а также культур и институций. [caption id="attachment_42510" align="aligncenter" width="1000"]Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция Посетители казахстанского павильона[/caption]

Снимай, пока молодой

В 2019 году Казахстан при поддержке Минкульта в третий раз подряд открыл свой павильон на Marché du Film и стал одной из 114 стран, представленных в Каннах. Количество участников маркета, по оценкам организаторов, превысило 12 тысяч человек, и не меньше нескольких сотен из них побывали в казахстанском павильоне. Кинорынок в сравнении с фестивалем в целом – мероприятие молодое, как по длительности своего существования, так и по возрастному составу участников. Казахстан тоже представлял молодежный состав – в основном, это были студенты и молодые преподаватели Казахского национального университета искусств: этот вуз отвечал за организацию павильона, и на флажке над шатром под указанием страны – Kazakhstan – значилось название университета. Молодое кино Казахстана в павильоне кинокритики и кинематографисты представили в формате презентаций – картины, о которых говорили спикеры находятся в разных стадиях работы: от проекта до постпродакшна. Столичный режиссер Аян Найзабеков презентовал свой полнометражный дебют – картину «Толгау». Ее короткометражная версия получила несколько фестивальных призов внутри страны, и теперь авторы ищут финансирование для создания большого кино. [caption id="attachment_42514" align="aligncenter" width="1000"]кинорынок Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция Аян Найзабеков[/caption] «Толгау» – это история человека, попавшего в круговорот двух параллельных вселенных. Найзабеков обещает уникальную визуальную работу с временем и пространством и стремится к тому, чтобы «никто не понял, как это было снято». Проектом уже заинтересовались в Италии: на презентацию картины итальянский режиссер и педагог Джованни Робиано привел своих коллег и соотечественников, чтобы поговорить о совместном производстве. С Робиано Найзабекова связывает фестиваль студенческого кино «Ушкын», который уже два года как проводится в столице Казахстана. Аян Найзабеков – программный директор кинофестиваля, Джованни Робиано в 2019 году был там председателем жюри. Самому «Ушкыну» тоже посвятили отдельный день работы павильона: создатели фестиваля рассказали о планах на будущий год, в частности о том, что третий «Ушкын» может стать своеобразным кемпом на базе университетского пансионата в Боровом. Природу Борового можно было рассмотреть на снимках на стенах павильона, и виды на гору Окжетпес для потенциальных конкурсантов тоже стали важным поводом поучаствовать. К третьему заходу, судя по вниманию киношкол разных стран, география казахстанского фестиваля студенческого кино расширится в сторону Индии и Африки.

На дальних берегах

Индийские кинематографисты вообще были частыми гостями павильона. Дистрибуторы, к примеру, заинтересовались тем, чтобы купить для своего рынка «Казахское ханство» Рустема Абдрашова (режиссер специально прилетел в Канны, чтобы презентовать в павильоне эту свою работу) и «Томирис» Акана Сатаева. [caption id="attachment_42511" align="aligncenter" width="1000"]кинорынок Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция Рустем Абдрашов[/caption] Индийская сторона заинтересована и в копродукции с Казахстаном. С начала этого года, когда начал действовать закон о кино (той его части, которая касается иностранного инвестирования, тоже была посвящена отдельная презентация в павильоне), международные проекты получили право на государственное субсидирование. В случае, если инвесторы вкладывают в совместный проект от 800 тысяч долларов, им дается возможность вернуть до 30% затрат на производство. За прошлый год Индия создала более 500 одних только копродукций (для сравнения, общее число произведенных в Казахстане фильмов не превысило 70). Однако меморандума о сотрудничестве с Индией в области кинематографа у Казахстана пока нет, зато первый такой был подписан с Китаем. Итог этого договора – выход в китайский прокат совместного фильма «Композитор» о дружбе Си Синхая и Бахытжана Бакадамова с Бериком Айтжановым в главной роли. В кинотеатрах Казахстана фильм можно будет увидеть только осенью. Копродукцией заинтересовалась и латвийская сторона. После презентации кинокритика Карима Кадырбаева, который рассказал о самой успешной отечественной франшизе «Бизнес по-казахски», директор латышской киностудии Avantis Promo Илона Бичевская предложила идею продолжить историю и перенести героев в свою страну, чтобы получился «Бизнес по-казахски в Латвии». Примечательно, что эти планы пересказали французским дистрибуторам, и с их стороны интерес тоже обозначился. [caption id="attachment_42512" align="aligncenter" width="1000"]Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция Карим Кадырбаев[/caption] Еще одно знакомство в казахстанском павильоне может вылиться в любопытную копродукцию. В день окончания работы кинорынка к казахстанцам присоединился американский режиссер и продюсер Алекс Бендаан, который пришел на звуки казахской музыки. Он снимает киносериал о музыке, которую играют простые жители разных стран мира, и первые его работы посвящены островам Карибского бассейна. Серию из пяти фильмов Бендаан планирует закончить через два года, а после заинтересован в поиске героев в Казахстане, причем от топовых исполнителей вроде Димаша Кудайбергена, до обычных горожан и аульчан, которые не представляют своей жизни без песни. Самым же значимым международным событием по итогам кинорынка можно назвать встречу директора казахстанского павильона Анары Мусреповой с представителем фонда европейского кино «Евримаж» Франсин Равеней. «Евримаж» – это одна из крупнейших в мире институций по поддержке копродукций и международного проката, созданная в 1988 году при совете Европы. Всего в «Евримаж» состоит 38 европейских стран (в том числе постсоветские Армения, Эстония, Грузия, Латвия, Литва, Россия) и Канада – в качестве недавно присоединившегося ассоциативного участника. Для того чтобы началась предметная работа над проектом по вступлению в «Евримаж» Казахстана, переговоры должны продолжиться на уровне министерства культуры. В случае успеха это откроет для кино страны потенциально громадные географические, культурные и финансовые возможности. [caption id="attachment_42513" align="aligncenter" width="1000"]кинорынок Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция Франсин Равеней и Анара Мусрепова[/caption]

А что с конкурсом?

Все, что касается работы павильона, – это история «сеятелей»: связи налаживаются для того, чтобы в следующие годы пожинать плоды. Так, например, в 2018 году японских инвесторов для своего фильма «Конокрады» на кинорынке нашел режиссер Ерлан Нурмухембетов – сейчас его картина уже на стадии постродакшна. Копродукцией был и фильм-участник Канн-2018 «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, представленный во второй по престижности после основного конкурса программе «Особый взгляд». Ержанов два года подряд ездил в Канны со своими картинами (в 2017-м его «Хозяева» были показаны вне конкурса), и на третий случилась пауза, хотя у режиссера уже есть что снова показать международному жюри. Не исключено, что удачным для главного художника постновой волны казахского кино выдастся 2020 год. Вообще казахстанцев с Каннам связывает давняя история: еще Ермек Шинарбаев с фильмом «Месть» участвовал в «Особом взгляде» в 1991 году, буквально за несколько месяцев до принятия Казахстаном независимости. Уже после обретения страной суверенитета локальное кино на Лазурном берегу представлял Дарежан Омирбаев: за «Киллера» он взял главную награду «Особого взгляда» в 1998 году, четырнадцатью годами позже его «Студент» был представлен в программе, но остался без приза. В 2008 году фильм «Тюльпан» Сергея Дворцевого, казахстанского и российского режиссера, тоже был удостоен «Особого взгляда», а в 2018 уже в основном конкурсе показали «Айку», за которую казахская актриса Самал Еслямова получила награду за лучшую женскую роль. [caption id="attachment_42508" align="aligncenter" width="1000"]Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция Самал Еслямова и Сергей Дворцевой[/caption] В этом году главный приз Канн получила южнокорейская лента «Паразит» режиссера Пона Джун Хо, едва не единственный фильм основного конкурса, в котором не нашлось места упрямому морализаторству. По признанию кинопрофессионалов, за 72 года существования Каннский кинофестиваль стал одним из самых консервативных и принципиальных в мире, и от самого конкурса уже сложно ждать открытий или откровений. Впрочем, аура и флер Канн никуда не исчезают: здесь по-прежнему многочасовые очереди на конкурсные и внеконкурсные показы, подпольные продажи пригласительных на красную дорожку за тысячи, а то и десятки тысяч евро, кинозвезды класса А и все то, с чем вы ассоциируете главный кинофестиваль мира, даже если ни разу там не были.
Записала Ольга Малышева Фото Silk Road Production
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше