Наблюдая за постоянными успехами отечественного кино, кинокритик Ораз Керейбаев решил составить список из успешных и интересных казахстанских фильмов, вышедших в последние годы.
Казахстанский кинематограф уже несколько лет не сходит с новостных радаров, то попадая на главные мировые фестивали, то хвастаясь миллиардными сборами в отечественном прокате. Так, фильмы Адильхана Ержанова показывались в Каннах, Венеции и Роттердаме, а «Бақыт» Аскара Узабаева получил «Приз зрительских симпатий» на фестивале в Берлине в 2022 году. Одновременно с этим за последние четыре месяца аж пять лент смогли преодолеть отметку в миллиард тенге, включая седьмую часть «Бизнеса по-казахски», «Жездуху», «Дәстүр», «Брат или брак 3» и «Таптым-ау сені».
5 лучших казахстанских фильмов
«Приговор» реж. Диас Бертис
Начнём с недавнего релиза Диаса Бертиса. Постановщик наиболее известен массовому зрителю за сериал «Чёрный двор», который стал одним из главных интернет-хитов 2023 года. Бертис продолжает работать в рамках «пацанской» тематики и в своём новом фильме рассказывает историю о захвате судебного здания двумя подростками. События картины происходят в Кыргызстане, около Иссык-Куля. Главные герои, сыгранные Рауаном Ахмедовым и Дамиром Амангельдином, по неосторожности оказываются втянуты в криминальный мир, отчего молодым парням приходится принимать не по годам взрослые решения.
Через свой фильм Бертис говорит о противостоянии маленького человека системе. Постановщик вкладывает множество различных социальных идей, показывая их через призму подростков. Всё это сдобрено крайне профессиональной операторской работой Автандила Батырбекова и неплохой игрой Айбара Салы, примеряющего на себя очень неоднозначную роль. Фильм определённо имеет ряд сценарных недостатков, но в качестве массового жанрового кино картина справляется с поставленными задачами, заставляя женщин плакать, а мужчин с интересом прильнуть к экрану.
«Дәстүр» реж. Куаныш Бейсек
«Дәстүр» — это наверное одна из самых громких и противоречивых работ 2023 года. Картина по сборам приблизилась к двум миллиардам тенге и породила тысячи дискуссий в интернете. Бейсек определённо привлёк внимание казахстанской общественности ещё во время промокампании, в которой поучаствовали буквально все отечественные селебрити. Сам постановщик в итоге оказался на обложке декабрьского номера Esquire Kazakhstan. Своим необычным продвижением Бейсек доказал, что грамотная маркетинговая стратегия может завлечь аудиторию не только на попкорновые комедии, но и на социально направленный хоррор.
Тем не менее сам фильм оставляет множество вопросов со стороны зрителей и претензий со стороны критиков. В то время как реклама «Дәстүр» была направлена на разговор о домашнем насилии, сам фильм скорее фокусировался на религии. Несмотря на не до конца раскрытые идеи и определённо слабые моменты, «Дәстүр» стал одним из наиболее успешных представителей хорроров в Казахстане. Возможно, такой пример даст дорогу другим фильмам ужасов. Вместе с этим «Дәстүр» следует похвалить за неплохие визуальные эффекты, операторскую работу и монтаж.
«Хотя бы в кино» реж. Тимур Дулатов
В то время как большинство казахстанских комедий не отличаются интересными идеями, работа Тимура Дулатова поднимает темы коррупции через призму традиционного роуд-муви. Фильм крутится вокруг продажного чиновника Кайрата, который обещает сделать ремонт в городской больнице, но тратит все деньги на строительство особняка. Когда мужчину ловят с поличным, он имитирует инсульт, чтобы отложить заседание суда, а позже сбежать из страны. На удивление героя его привозят не в обычную больницу, а именно в ту, которую он обещал отремонтировать. Из-за этого у Кайрата появляется целый ряд проблем, которые ему предстоит решить с помощью местного санитара.
«Хотя бы в кино» — это очень простая, но цепляющая картина, где есть место нетривиальному юмору и пронзающим историям. Во время путешествий главных героев до запада страны зрители имеют возможность увидеть красоты Казахстана, заодно проникнуться персонажам. А финал картины, оправдывающий название «Хотя бы в кино», поражает своей поэтичностью. Поэтому среди всей той кучи казахстанских комедий именно работа Тимура Дулатова заслуживает наибольшее внимание зрителей.
«Бақыт» реж. Аскар Узабаев
«Бақыт» — это прежде всего коллаборативный проект режиссёра Аскара Узабаева, сценаристки Асем Жапишевой и продюсерки Баян Алагузовой. Картина была представлена на Берлинале в 2022 году, где работа получила «Приз зрительских симпатий». Фильм попадает в нерв казахстанцев, ведь он говорит о проблеме домашнего насилия. Картина пугает буквально с первых кадров всей той безнадёжностью, с которой часто сталкиваются женщины, выходя замуж за абьюзивных мужчин.
Создатели фильма красиво показывают то, что это не единичная проблема главной героини, а буквально болезнь, передающаяся из поколения в поколение. Многие эпизоды ленты навсегда отпечатываются в памяти как самые страшные кадры, которые когда-либо видел зритель. После фильма остаётся лишь чувство опустошения и горечи. Всё это достигается благодаря проработанному сценарию и невероятной актёрской игре Лауры Мырзахметовой и Ерболата Алкожи.
«Қаш» реж. Айсултан Сеитов
Ещё один хоррор, прорабатывающий одну из самых тяжёлых страниц истории Казахстана. Дебютная картина Айсултана Сеитова говорит со зрителем о голоде 1930-х годов. Сюжет крутится вокруг могильщика Исатая, который покидает свою деревню и отправляется за помощью в город Сарканд. По пути ему и его маленькому брату Алиму встречается странник Тепе, который обещает довести героев до места назначения.
Фильм цепляет зрителя уже в открывающей сцене, а после продолжает нагнетать напряжение в зале благодаря сильным визуальным образам. Картина Сеитова, хоть и неидеальна, вполне умело поднимает социальные проблемы прошлого, отражающиеся и в сегодняшнем Казахстане. Работа актёров и техническое исполнение также не вызывает никаких вопросов, а напротив позволяет поставить «Қаш» в один ряд с нынче популярными хоррорами студии А24.
Итог
Суммировав, хочется сказать, что казахстанский кинематограф продолжит расти и добиваться успехов как у отечественных зрителей, так и на мировых фестивалях. Всё чаще мы наблюдаем за тем, как сложные и интересные работы отражаются в сердцах нашей публики, а независимые авторы становятся всё более узнаваемыми среди синефилов всего мира. В этом году нас ожидает ещё много интересных работ, как, к примеру, «Братья» Дархана Тулегенова, «Степной волк» Адильхана Ержанова и «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова. Помимо них можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время отечественное кино откроет ещё немало громких имён, выведя казахстанские картины на новый уровень.
Автор: Oraz Kereibayev