В казахстанский кинопрокат вышел триллер Куаныша Бейсек «Дәстүр», который обещает стать настоящим прорывом в отечественном кино. Впервые в Казахстане проблема домашнего насилия и абьюза, в частности третирования келинок, поставлена не в комедийном ключе, а в жанре драмы-хоррора. О сложных темах в кино, о творческих поисках и о казахстанском обществе Куаныш рассказал в эксклюзивном интервью Esquire

Куаныш Бейсек: «Зло в кинематографе может служить во благо»

Куаныш, у нас было несколько фильмов о насилии над женщинами, но они либо проваливались в прокате, либо их качество было настолько низким, что всерьез их никто не воспринимал. Исключением стал, наверное, только «Бақыт» Аскара Узабаева. Почему вы считаете, что «Дәстүр» достучится до аудитории?

В целом в Казахстане только комедии не проваливаются в прокате. Так что любой жанровый фильм — уже смелость для создателей фильмов. «Дәстүр» поднимает социально важную тему ущемления женских прав в обществе. Это происходит на таком глобальном уровне, что создателями фильма подобное отношение к представительницам женского пола называется «традициями», чему даётся явная негативная оценка. Несмотря на это, всё же стоит отметить, что в самом фильме нет точечной повестки бытового насилия. В нашей промокампании часто поднималась и освещалась данная тема, и мы только рады пользоваться этим вектором маркетинга фильма, намереваясь сделать общество хоть немного ближе к решению, при этом призывая говорить, смотреть и становиться частью решений столь актуальных проблем. В то, что «Дәстүр» достигнет зрителя, остаётся только верить. Вся съёмочная команда приложила все усилия для создания качественного конечного продукта. Команда маркетинга старалась охватить наибольшую аудиторию. В контексте нынешней повестки дня ожидания от аудитории относительно фильма высоки, но настоящих результатов мы ждём только от наших готовых к переменам, видящих и мыслящих зрителей.

Как связан выход фильм с убийством Салтанат Нукеновой? Что вообще послужило толчком для съемок?

Громкое дело об убийстве Салтанат Нукеновой – только один из тысячи случаев наглядной гендерной несправедливости, происходящей в быту, на правовом и законодательных уровнях, с которой женщины, к сожалению, сталкиваются в Казахстане ежедневно. Фильм напрямую связан с каждой подобной освещённой и другими такими же не рассказанными, не услышанными социумом историями жертв дискриминации.

Куаныш Бейсек: «Зло в кинематографе может служить во благо»

Как меняется казахстанское общество по-вашему? Есть ли признаки изменения ситуации в лучшую сторону?

Безусловно, есть. Нашему покалеченному поколению придется прервать эту цепочку агрессии и попробовать стать классными отцами и воспитать новых казахстанцев с открытым мышлением и добрыми сердцами.

Когда вы работали над картиной, вы сами для себя поняли в чем природа насилия? Не может же быть так, что каждый мужчина обязательно тиран! Или зверь есть в каждом из нас?

Думаю, природа насилия есть во всём том, что мы потребляем как общество. Проблема есть в людях, думающих, что у них больше прав над чьей-то свободой, но и это является последствиями взглядов, транслируемых в семье, работе и в социуме.


Не каждый мужчина тиран, но, к сожалению, в патриархальном обществе тяжело не вырасти таковым без усилий со стороны родных и самоосознанности в становлении.


Вы запустили целую серию роликов, где поднимаете подобную проблематику. Как создавались ролики, сложно ли было привлекать героинь для них? Как вы отбирали их для участия?

Ролики создавались относительно социальной повестки, о которой мы наслышаны благодаря социальным сетям, новостям, рассказам ближайших знакомых и о том, что, к сожалению, знаем не понаслышке. Сценарии, поднимающие проблематику дискриминации женщин в обществе, были адаптированы под популярные и авторские форматы. Зачастую старались связывать инфлюенсерок в коллаборации с нами с присущими для них форматами или приглашать открытых в своих позициях героинь, тем самым связывая идеи маркетинга с их настоящими видениями жизни. Хотели быть максимально «трушными» в этом плане. Рады, что сложностей в их привлечениях не появлялось. Героини в жизни поддерживают то, о чём вещают их образы в роликах.

Кто-то считает, что путь к устранению проблемы насилия над женщинами в ужесточении законодательства, кто-то в воспитании. А как вы считаете, это явление можно если не победить, то минимизировать?

Начинать, считаю, нужно с самого воспитания, но роль законодательства в этом не меньше. Важно подкреплять понятия уважения свободы и неприкасаемости каждого вне зависимости от пола. Во взрослой жизни законом, в детской — воспитанием.

Как вы ответите критикам и скептикам, которые говорят, что поднятие темы насилия над женщиной, насилия в обществе, разрушает семьи? Какую реакцию вы ожидаете от мужчин после премьеры?

В целом у нас уже достаточно плохая статистика с разводами. Поднятие темы насилия дает долгосрочный эффект. Только в обществе, где любая форма насилия не принимается как должное может в будущем появится ментально здоровое поколение. А там еще чуть-чуть и может даже «Жаңа Қазақстан» наступит. От мужчин я ожидаю реакцию в виде принятия проблемы. Это уже наполовину решение.

Куаныш Бейсек: «Зло в кинематографе может служить во благо»

Если коротко: в чем по-вашему мораль фильма, в чем его ценность?

Мораль проста и ясна и наш слоган фильма «қолыңмен істегенді, мойныңмен көтер» тому подтверждение. Человек должен понести наказание за содеянное. А культурная ценность фильма определяется критерием, насколько это отражение действительности. Вряд ли кто-то скажет, что мы где-то утрировали либо приврали.

Ваш фильм снят в жанре триллера-хоррора. Этот жанр имеет довольно сложную судьбу в Казахстане. Как вы считаете, почему он с трудом приживается на нашей почве?

Да, фильм — это сеттинг в виде хоррора. Ключевым решением тут является скример в виде религии. Оно обусловлено реальностью нашего общества. Это то, что близко нашему зрителю. Любой другой скример был бы чем-то инородным. Опять-таки возвращаемся к вопросу отражения действительности. Мне кажется, сложная судьба этого жанра кроется в этом вопросе.

А не кажется ли вам, что в фильмах, где условно третирование келинки енешкой решено в комедийном ключе, подобная проблема нивелируется или даже пропагандируется?


Как только проблема принимает шуточную форму и человек начинает рефлексировать, градус напряженности моментально снижается.


Помню, как Алексей Навальный очень просил не превращать в мемы его повестку. Так что я против комедий, где подобное нормализуется с помощью юмора.

Подписали ли вы петицию за ужесточение ответственности за бытовое насилие? Как думаете, какое будущее ждет закон?

Да, подписывал, не с первой попытки конечно. На момент записи интервью закон все-таки не приняли. Если мы, как общество, не перестанем говорить и будет больше репрезентации во всех сферах, в том числе и в фильмах, это приведет нас к результату.

Куаныш Бейсек: «Зло в кинематографе может служить во благо»
Исполнитель главной мужской роли Ермек Шынболатов

Что для вас зло в жизни и зло в кинематографе?

Зло в жизни недопустимо. Но вот зло в кинематографе может служить во благо, смотря как подашь. В целом в мире кино без зла невозможно строить конфликт. А без конфликта не получится построить интересную историю. Хотя в нашем мире тоже как будто без зла отчасти пропадает смысл жизни.

Вопрос насущный: что и кому должна женщина в Казахстане?

Конечно, женщина не только в Казахстане, но и во всем мире, относительно стандартного образа свободного человека в своем представлении не должна ничего и никому. Несмотря на очевидные расхождения мнений с реалиями нашего общества, я на самом деле в это верю. Возможно, именно поэтому создаются подобные фильмы, пишутся статьи и создается резонанс вокруг этой проблемы. Нам остается лишь поддерживать, высказывать свою позицию, обсуждать и стремиться стать лучше, что, по моему мнению, является неотъемлемой частью решения любой социально важной проблемы.

Куаныш Бейсек: «Зло в кинематографе может служить во благо»

А если немного расширить горизонты: любите ли вы свою страну и как менялось отношение к родине за время вашего взросления?

Люблю сильно, точно не смогу жить в другой стране. Хочу, чтобы мои дети жили здесь. Сейчас без юношеского максимализма использую эту любовь во благо, в первую очередь в работе. Очень хочется снимать исторические фильмы, но без этой государственной повестки, показать их живыми, с такими же проблемами в разных жанрах. Хочется экспериментировать.

Что для вас творчество? Могли бы вы прожить без него. И если да, то что могло бы заменить его?


Творчество есть во всем. Без творчества любая работа превратится в рутину, даже режиссура.


Операторы могут снимать оскароносное кино, либо снимать одинаковые новостные сюжеты. Съемки новостей я, конечно, не принижаю, но там ты в принципе не экспериментируешь. Так что не важно, чем я буду заниматься, я в последнее время вообще ударился в образование, но без творчества точно не смогу.

Самое первое ваше воспоминание о детстве, семье, первой влюбленности, первого успеха.

Детство – это родной Тараз. Несмотря на то, что город славился своим криминалом, у меня исключительно теплые воспоминания. Сразу вспоминаю своих соседей. Может, отчасти из-за того, что сейчас вообще не общаемся с теми, кто живет рядом. Всю свою семейную жизнь, жизнь моего брата и сестры описал, кстати, в фильме «отыздан асып барамын». Первым успехом, наверное, стала успешная сдача ЕНТ. Для меня тогда было важно поступить на грант. Университет, кстати, я потом бросил. А осознанный масштабный успех – это клип «5000». Наш хулиганский молодежный проект стал внезапно народным. Это не может не радовать.

Считаю, что в мире кино не хватает вызовов, открытий. В нашем фильме перед нами стояла задача — синхронизировано с оператором крутить на 180 градусов наш построенный дом. В будущем хочу попробовать снять непрерывную массовую сцену, если история позволит. Потому что форма всегда должна работать на содержание. А смысл должен быть во всем. Это я стараюсь реализовать в своих работах.

Куаныш Бейсек: «Зло в кинематографе может служить во благо»

Беседовал Константин Козлов

Фотограф Данил Ярощук @yaroshuk
Гафер Данил Ребро @rebrodanila
Стилист Асылхан Каныбаев @ya_asylkhan_a_ty_net
Ассистент стилиста Салима Калиева @hey_salli
Hair Самал Сариева @sam.sarieva
MUA Акмарал Маралбаева @maralbayeva_Бренды :
Tatyana Yan @tatyanayan_official
Anima @anima.ala
COMO @como.world

Поделиться: