4 февраля 1940 года родился Джордж А. Ромеро — культовый американский режиссер, фильмы которого сформировали канон зомби-хоррора, сохраняющий актуальность по сей день. По такому случаю вспоминаем наиболее знаковые фильмы ужасов о живых мертвецах, оставившие заметный след в истории жанра.
Ночь живых мертвецов
Молодая девушка Барбара приезжает со своим братом Джонни на старое кладбище. Там на них нападают незнакомцы странной наружности, питающиеся человеческой плотью. Джонни погибает на месте, но Барбаре удается скрыться в небольшом доме, расположенном неподалеку. Вскоре выясняется, что на территории здания, казавшегося пустым, она вовсе не одна.
«Ночь живых мертвецов» — фильм, благодаря которому термин «зомби» навсегда перестал ассоциироваться с культом вуду. Более того, уже здесь выдвигаются ключевые правила жанра: любой, кого укусили, сам превращается в ходячего мертвеца, убить которого можно исключительно выстрелом в голову. Именно благодаря черно-белому малобюджетному хоррору Джорджа А. Ромеро зомби стали такими, какими мы их знаем сегодня.
Пусть мертвые лежат в могилах
Торговец антиквариатом Джордж мчит на своем мотоцикле в соседний город, а когда его транспортное средство ломается, присоединяется к случайной попутчице Эдне, согласившейся подбросить его до пункта назначения. Вскоре они оказываются в сельской глуши, где творятся странные вещи.
Несмотря на коммерческий успех «Ночи живых мертвецов», бума не случилось. Среди фильмов ужасов начала 1970-х, выдержанных в том же ключе, можно выделить разве что испано-итальянскую ленту «Пусть мертвые лежат в могилах» — одну из первых европейских вариаций на тему зомби. Кинокартина режиссера Хорхе Грау отличается тягучей атмосферой, а финал его хоррора получился даже более мрачным, нежели в шедевре Ромеро.
Рассвет мертвецов
По США стремительно распространяется таинственный вирус, превращающий людей в живых мертвецов. Армия отстреливает зомби пачками, однако ситуация в стране лишь усугубляется. Главные герои — беременная женщина, двое солдат и журналист, которые скрываются от ходячих трупов в огромном супермаркете, где всего в избытке.
После «Ночи живых мертвецов» Джордж А. Ромеро пытался снимать другое кино, но поклонники требовали мертвечины. В 1978 году режиссер сдался и набросал идею очередного зомби-хоррора «Рассвет мертвецов», реализовать который ему помог итальянец Дарио Ардженто, выступивший продюсером. Именно «Рассвет» популяризировал жанр по обе стороны океана, после чего ежегодное производство зомби-хорроров стало исчисляться десятками.
Зомби 2
Посреди Нью-Йорка дрейфует яхта. Местный патрульный поднимается на борт, где на него нападает агрессивный мужчина, напоминающий живого мертвеца. Узнавший об инциденте журналист Питер решает докопаться до истины, в чем ему помогает Анна, дочь владельца судна. Вместе они отправляются на тропический остров, где уже много недель бушует эпидемия.
Чаще прочих концепцию «Рассвета мертвецов» эксплуатировали итальянцы, где производство аналогичных лент сразу же было поставлено на поток. Первым на хите Ромеро нажился Лючио Фульчи, в 1979 году выпустивший на экраны фильм ужасов «Зомби 2». В итальянском прокате кинокартина выдавалась за сиквел «Рассвета мертвецов» (в Европе «Рассвет…» прокатывался под названием «Зомби»), при этом ничего общего с хоррором Ромеро, конечно же, не имея. Основной акцент у Фульчи делался на бьющую через край жестокость, а новаторский грим позволил «Зомби 2» обрести культовый статус.
Город зомби
Военный самолет совершает аварийную посадку недалеко от маленького итальянского городка. Жители еще не догадываются, что внутри не пассажиры, а безжалостные зомби. Телерепортер Дин, ставший случайным свидетелем происшествия, вступает в неравный бой с монстрами.
Еще один фильм ужасов из Италии, в 1980 году задавший новый вектор в концепции кино о зомби. Именно здесь мир впервые узрел иной вид живых мертвецов — они не брели, словно пьяные вусмерть алкоголики, а шустро бегали за своими жертвами и обладали достаточным количеством ума, чтобы пользоваться оружием. Нечто подобное затем можно будет встретить в мейнстримных зомби-фильмах «28 дней спустя» и «Война миров Z», тогда как в 80-е задумка особо не прижилась.
Ночь кометы
Проснувшись рано утром, молодая девушка Реджи с ужасом обнаруживает, что улицы ее родного города опустели. Пытаясь понять, куда подевались все местные жители, она возвращается домой, где встречает младшую сестру Сэм. Объединившись, они отправляются в путешествие по вымершему мегаполису, сталкиваясь на своем пути со всевозможными опасностями.
«Ночь кометы» — настоящая жемчужина 80-х, вобравшая в себя все характерные атрибуты эпохи. Номинально заявленная как зомби-хоррор, на деле картина представляет собой молодежную комедию в постапокалиптическом сеттинге, где нет ничего жуткого. Эту веселую и динамичную ленту с легкостью мог бы снять, к примеру, Джон Хьюз, прославившийся благодаря схожим по духу фильмам вроде «Шестнадцати свечей». Тихий шедевр, который порадует ретроградов и в особенности поклонников сериала «Очень странных дел», ведь именно подобными произведениями вдохновлялись его создатели.
День мертвецов
Человечество практически полностью истреблено. По улицам пустующих городов снуют живые мертвецы, в то время как немногочисленные выжившие скрываются в подземном бункере, где ученые пытаются изобрести вакцину. Однако главную опасность в охваченном хаосе мире представляют отнюдь не зомби, а обезумевшие люди, готовые на все ради спасения собственной шкуры.
«День мертвецов» — заключительная часть оригинальной трилогии Ромеро, увидевшая свет в 1985 году. Сегодня фильм считается классикой жанра, однако в год выхода публика, утомившаяся от однотипных ужастиков, встретила новинку без особого энтузиазма. Коммерческая неудача «Дня мертвецов» ознаменовала собой конец золотого века зомби-хоррора. после чего жанр настиг серьезный спад, длившийся вплоть до наступления XXI века.
Максим Федоров
Фото: kinopoisk.ru