«Субстанция» – кровавый и страшно смешной фильм ужасов с Деми Мур

Откройте для себя «Субстанция» – ужасный и смешной фильм с Демми Мур, который бросает вызов стандартам красоты и множеству социальных норм.


Источник изображения: kinopoisk.ru
Источник изображения: kinopoisk.ru

В казахстанский прокат вышла «Субстанция» – одна из самых ярких кинокартин года, получившая в Каннах приз за сценарий. Рассказываем, как феминистский боди-хоррор препарирует навязываемые обществом стандарты красоты.

Элизабет Спаркл – стареющая оскароносная кинозвезда, чье имя когда-то знал весь мир. Как и многие актрисы, с возрастом она перестала быть востребованной в Голливуде и к 50 годам пропала с больших экранов. Утратив славу, Элизабет теперь ведет утреннее фитнес-шоу на ТВ. Однажды ее увольняют и оттуда, потому что продюсерам канала требуется свежая кровь, способная привлечь новую аудиторию. Оставшись ни с чем, актриса узнает о таинственном препарате, который (буквально) извлекает из человека «лучшую версию себя».

Приняв пилюлю, Элизабет теряет сознание и падает на кафельный пол ванной комнаты. Вдоль ее спины формируется разрез, из которого выползает Сью – молодая и энергичная девушка неземной красоты. «Лучшая версия» с легкостью проходит кастинг в ту же программу и вскоре обретает популярность, которая некогда была у Элизабет. Фото с ее изображением украшают билборды и обложки Vogue, а от поклонников нет отбоя. Однако к чудо-лекарству, дарующему вечную молодость, прилагался свод правил, нарушение которых чревато серьезными последствиями. В частности, еженедельно Сью должна возвращаться в прежнее тело для восстановления вещества, необходимого для существования их обеих. Как водится, девушка начинает злоупотреблять своим временем, все реже уступая место Элизабет.

«Субстанция» – второй полный метр француженки Корали Фаржа, в 2017 году дебютировавшей с хоррором «Выжившая». В прошлый раз режиссерка переизобрела эксплуатационный жанр rape and revenge, пик которого пришелся на 1970-80-е. На первый взгляд та картина строго следовала канонам, существующим со времен лент «Триллер: Жестокий фильм» и «Я плюю на ваши могилы». Но акцент делался вовсе не на изнасиловании, оставшемся вне кадра, но возмездии, смаковавшемся в духе «французского экстрима». Посыл «Выжившей» в свою очередь сводился к незамысловатой, но по-прежнему неусвоенной многими истине о том, что женщине вправе одеваться и вести себя так, как ей хочется.

Спустя семь лет Фаржа взяла на вооружение другой классический жанр ужасов – боди-хоррор, где приветствуются всевозможные телесные трансформации. Крестным отцом направления, также сформировавшегося в 80-е, принято считать Дэвида Кроненберга, а его главной ученицей – Жюлию Дюкурно, чей «Титан» в 2021 году сенсационно победил в Каннах. Подобно своей соотечественнице, Фаржа вновь использует тропы боди-хоррора для разговора о проблемах женщин в современном мире. В данном случае – о внешности как единственном критерии карьерного успеха.

Постановщица выступает с критикой киноиндустрии, где красота возведена в абсолют. Неслучайно главную роль исполняет Деми Мур, которая в середине 90-х была секс-символом и самой высокооплачиваемой звездой Голливуда, но после череды неудач, как казалось, навсегда исчезла с радаров. Вопреки тому, что на экране разворачивается противостояние двух женщин (молодую версию играет Маргарет Куолли — секс-символ нынешнего поколения), злодеями в «Субстанции», само собой, являются мужчины. Руководители телеканала во главе с Харви показаны до гротеска омерзительными. Их физиономии, запечатленные на широкоугольный объектив сверхкрупными планами, заполняют собой все пространство. Появляясь в кадре, седые продюсеры в костюмах либо жадно поедают лобстеров, чавкая и измазываясь в жирном соусе, либо обсуждают женщин как бездушные объекты. И фанатичное стремление Элизабет соответствовать «идеалу» исходит именно из желания оставаться нужной в мире, построенном мужчинами.

Демонстрируя то, как под давлением социума женщины истязают собственные тела, Фаржа выкручивает градус экстрима на максимум: из-за препарата конечности Элизабет гниют, тогда как сама она медленно, но верно превращается в Джозефа Меррика из «Человека-слона». Заручившись поддержкой мастера по гриму Пьера Оливье Персена, Фаржа выдает одну мерзкую сцену за другой и эпатирует публику не хуже Гаспара Ноэ, о котором в «Субстанции» напоминают гигантские названия. Столь же охотно она ссылается то на Брайана Юзну, то на Де Пальму, то вообще на Кубрика. При этом реализовано все это по старинке – с помощью практических эффектов наподобие «Нечто» Карпентера.

Чем дальше развиваются события, тем безумнее становится происходящее. Так, в определенный момент Фаржа воплощает в жизнь сальную фразу кастинг-менеджера о том, что лучше бы у претендентки на месте носа была грудь. Впрочем, «Субстанция» критикует не только Голливуд и телевидение, но и все общество в целом, констатируя, что ценность любой женщины напрямую зависит от ее внешности. Недаром самый страшный фрагмент фильма связан отнюдь не с мутациями и, напротив, предельно реалистичен. Готовясь к свиданию, Элизабет наносит макияж и наряжается в роскошное платье, но так и не находит в себе силы покинуть квартиру. Смотрясь в зеркало, она видит себя глазами других людей, игнорируя красоту и замечая исключительно недостатки. В итоге Элизабет яростно стирает тушь и помаду до тех пор, пока ее лицо не начинает кровоточить. Кажется, с такой пугающей точностью страх женщин перед увядающей молодостью в кино никогда не отображали.

«Субстанция» — отталкивающий, чрезмерный и вместе с чертовски остроумный хоррор, реализующий свой сатирический потенциал. Это и цельное высказывание, и брутальный киноаттракцион, поражающий изобретательностью. Остается надеяться, что следующей работы французской режиссерки не придется ждать так же долго.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше