Учительская. #Хурижаблище

A
adminPMG Автор
05 сентября 2017

Скульптор и учитель изобразительного искусства Юлия Яковлева открывает на Esquire.kz свою рубрику, в которой будет рассказывать о реформе образования прямо из своего класса.В первой колонке она рассказывает о странном гибриде, который будут преподавать детям со следующего года. Юлия Яковлева   Итак, за 10 минут до звонка на урок в учительскую зашла завуч: – Юля, я тебе тут программу распечатал для 5-9-х классов. Подхожу к столу, вижу листы с иллюстрациями – девочки с личной гигиеной и шитьем, мальчики с электрическими инструментами… – Не-е-е, это не мне! Вы что-то перепутали! – говорю ему. Проходит неделя. В учительской опять появляется завуч: – Юля, я все программы пересмотрел, все перевернул – там больше ничего нет, это единственная программа по новому предмету «Художественный труд» 5-9 классы, которую Министерство Образования собирается запускать со следующего учебного года! Делать нечего, сажусь за стол и начинаю читать календарный план программы. Все еще надеясь на ошибку. Читая, прихожу в ужас. «Вы это читали?» – Спрашиваю у завуча и трясу перед его носом бумагами. – Да, читал! И теперь не знаю, кто, какой педагог должен вести предмет, есть ли такой гений на свете и нужен ли нам вообще такой предмет… и такой человек, - слегка запутавшись, ответил завуч. И вот я сижу и прикидываю, как будет реализован данный проект в частных школах. С учетом всего оборудования, которое необходимо приобретать, с учетом того, что этот предмет придется вести трем разным специалистам, вряд ли его оставят в частной школе. Частные школы не приносят столько прибыли, чтобы закупать все необходимое оборудование для ведения этого предмета. Даже если одну зарплату педагога делить на троих, это не решит вопроса. У родителей учеников частных школ не принято обеспечивать своих детей художественными материалами и инструментами, ученики приходят на урок с пеналом, в котором лежат ручки, карандаш и ластик, да и пенал только в начале учебного года. А как же будет реализовываться новая программа в государственных школах? За чей счет? Обычная история, родители покупать не будут, попробуй из них что-нибудь вытрясти, им бы на пропитание заработать. Государство? Всплывают воспоминания моего детства еще благословенных 80-х годов. На труды мы приносили из дома посуду и продукты и как-то справлялись, у меня даже осталась пара рецептов, которыми я до сих пор пользуюсь. А вот ненависть к шитью уроки труда мне прочно привили. В нашем классе стояли две швейные машинки более или менее работающие после очередного ремонта, остальные починке не поддавались и стояли ненужной громоздкой декорацией. Нас, девочек, на две машинки было пятнадцать человек, потому сесть и что-то пошить удавалось лишь тем,  кто успевал растолкать одноклассниц локтями или огреть кого по башке. Остальные получали тройку, так что сегодня мне даже сложно судить, что же это был за урок у нас – труда, физкультуры или развития воли. От уроков труда у меня остались воспоминания в виде простроченных пальцев одноклассницы, хлещущей из раны крови и наши усилия по спасению руки, которую мы пытались вытащить из машинки. Думаю, новый школьный предмет – гибрид труда и Изо – в государственной школе продолжит славную советскую традицию. Дети будут работать на сломанном оборудовании или все обернется фарсом, как с информатикой в 80-х, которая на доске преподавалась, а в компьютерный класс детей и близко не подпускали. Но главное даже не это. Каким образом воображение чиновника соединило эти два предмета – изобразительное искусство и труд? Конечно же, это идет от пренебрежения к обоим. Насколько же далеко отношение министерства образования от тенденции современной педагогики, которая возводит в приоритет развитие творческих способностей, всего того, что включает в себя ART. Учитель труда будет рассказывать казахстанским детям о портрете и пейзаже, об истории искусств и великих художниках, он будет объяснять им про цвет и палитру, про то, что импрессионисты любили жить и работать на юге Франции не из-за хорошего вина и тамошней кухни, а по причине неповторимого света… Ни одни курсы повышения квалификации не научат трудовика рисовать, он никогда не сможет показать последовательность ни на доске, ни на бумаге. А дети посмотрят и скажут: «Эй, дядя или тетя, вы сами ничего не умеете, еще нас учить будете?!» Дети они такие, их не проведешь. Я как-то имела разговор с одной учительницей младших классов 45-й школы. На мой вопрос, кто у них ведет изобразительное искусство, она ответила честно: « Мы все ведем сами, сейчас же все в интернете есть, ну образцы там есть». – А вы последовательность на доске показываете? Вы вообще пробовали учить детей рисовать? – спрашиваю. – Нет, у нас же в дипломе написано, что мы имеем право, вот и отстаньте от меня! Это произошло пару лет назад, я тогда хотела устроиться в государственную школу. Позвонила в районный отдел образования – мне сказали вакансий учителя изобразительного искусства нет, можете пройтись по школам. Когда я прошлась по школам микрорайонов «Орбита», поняла, почему вакансий нет: все они прибраны учителями началки, с попустительства директоров. А учителя младших классов, набрав непрофильные предметы, потом, как правило, не проводят их вовсе. У моей подруги сын учится в 68-й школе – за два года Изо у них было два раза. Только в 37-ой школе мне сказали, что могут дать 5 и 6 классы, но вас вряд ли устроят два часа в неделю. Я отказалась, поскольку это не реально – научить подростка в 11 лет рисовать за один час в неделю, после того как в младших классах его ничему не научили, а по программе в этот период – гипсовые части лица Давида. Так с идеей работать в государственной школе я завязала. А теперь «Изо» вообще отдают трудовикам, которых модно называть учителями «технологии», но ведь сути дела название не меняет. Я представляю их преподающими, особенно в таких тонких разделах как «визуальное искусство» или «декоративно-прикладное искусство» и не знаю, плакать мне или смеяться. Я на своем кружке учу мальчиков пилить и вкручивать шурупы, когда это необходимо для создания скульптуры или для организации выставки. Да, я умею пользоваться молотком, гвоздями, дрелью, пилой и даже болгаркой – но я скульптор. Я готова научить мальчиков пользоваться этими инструментами ради искусства и красоты, а уж более простую бытовую вещь, типа сарая, с такими сложными навыками они тем более смогут сделать. Но электричества я боюсь. Опасные инструменты в руках подростков чреваты последствиями – увечьями и отрубленными пальцами – лично я пас, не возьмусь. Из всего нашего потока художественно-графического факультета я знаю только одну девушку, которая умеет шить, и вовсе не с отделения текстиля, как можно подумать, а с живописи. Нас не учили шить, даже наших текстильщиц – они занимались батиком, гобеленом и коврами. Все изучили классическую школу – рисунок, живопись, композицию, пластическую анатомию, и профилирующие предметы в зависимости от отделения. У нас как скульпторов из декоративно-прикладного была только керамика. Черчение – один семестр. Декоративно-прикладное может вести каждый художник, пару раз поэкспериментировав с материалом, ведь мы все великолепно работаем руками, да и создавать любое произведение искусства – каждый раз новый опыт, тут нет одного шаблона, рецепта или схемы, тут нет ни одного повторения. Поэтому для нас привычно работать без схем, шаблонов и инструкций – это специфика нашей работы. А трудовики и технологи могут и должны работать только по инструкции, шаблону и схеме – это специфика уже их работы. Я на 13 лет уходила из школы работать в рекламу – я отлично знаю графические редакторы, я была дизайнером, я могу научить основам компьютерного дизайна, но я не вижу этого в новой программе. У предмета «Искусство» и у предмета «Технология» – разные цели! А новым предметом «Художественный труд» мы формируем искаженное мировоззрение, и это самое худшее, что дает новый предмет. Трагикомический мутант как кривое зеркало нашего общества. Продолжение следует…
Автор Юлия Яковлева
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше