Вячеслав Ахунов

A
adminPMG Автор
25 декабря 2018

Художник, перформансист, 70 лет, Ташкент — Алматы

Вячеслав Ахунов правила жизни Алматы искусство

Эсэнбэшники следят за моим домом.

Дали визу, и я сразу поскакал по миру (художник-концептуалист Ахунов долгое время был невыездным. — Esquire).

Правила это устав, ритм, рефлексы на что-то, у меня не получается жить по правилам.

Не приемлю жить несвободным человеком.

Художники работают на общество. Одни – чтобы его законсервировать, другие —  чтобы оздоровить. Не то чтобы пророки, но, как говорил товарищ Сталин (смеется. – Esquire), инженеры человеческих душ.

В советские времена я часто писал Ленина под заказ. С одной стороны, деньги, с другой – головная боль. Он же маленький был с большой головой, а писать надо было по античным канонам. Жена вспоминает, я тогда ругался сильно, говорил: «Лучше бы медведя в детский сад нарисовать поручили».

Да нет у меня особого отношения к вождю. Я воспитывался на «Битлз».

Моя Лениниана, точнее Антилениниана — желание показать зрителям итог, к которому неизбежно приходит любой диктатор. А стремление страны к коммунизму вылилось у меня в проект «Пустыня забвения. Зыбучие пески».

Все больше прихожу к выводу, что единственный путь для нас нынешних — это опять-таки социализм. Но, разумеется, при условии отсутствия тоталитаризма, гегемонии любых диктаторов, неизменно загоняющих самих себя в символичную клетку.

В молодости мы говорили: нельзя одалживать любимую, жену и пластинки.

У меня было интересное «археологическое» детство (отец Вячеслава Ахунова, известный узбекский художник-акварелист Урумбай Ахунов, работал в археологических экспедициях и часто брал сына с собой. — Esquire).

Первая квартира в Оше у нас была в краеведческом музее, в здании медресе XV века, где работал папа, точнее келья, которую выделили нашей семье в силу отсутствия более адекватного жилья, и я счастливо рос среди музейных экспонатов: пики, копья, другое старинное оружие, скелеты какие-то — красота.

Мое первое впечатление от театра — испуг: слишком громко и излишне эмоционально актеры общались со зрителем. А когда папа за руку отвел меня за кулисы, я, увидев актеров вблизи в гриме, испугался еще больше. Примерно такой же эффект на меня произвел индийский фильм «Бродяга», я тогда даже сознание в кинотеатре потерял. После чего театр и кинематограф надолго потеряли зрителя в моем лице.

Однажды мы с пацанами играли, носились, я нырнул в кусты и со всего маху налетел на бетонную скульптуру энкавэдэшника с овчаркой, который из кобуры вытаскивает наган, правда с отбитым дулом — хулиганы постарались, такие скульптуры тогда по всему Союзу стояли, вот так я впервые столкнулся с властью.

Я нужный в школе человек был: играл в духовом и эстрадном оркестрах, за это мне прощалась тяга к веселому западному в противовес унылому советскому.

Мне с собой не скучно.

После посещения Пушкинского музея на Пречистенке, где я, попав на выставку импрессионистов и постимпрессионистов, увидел Пикассо, Ван Гога, Дерена, Вламинга, Марке, Анри Фужерона, Третьяковка показалась мне пресной.

Ты мракобес так меня называл папа.

Отец за меня боялся, думал, что меня посадят, и потихоньку уничтожал мои работы. Пришел в себя, только когда узнал, что Третьяковская галерея купила у меня четыре картины.

В 1979 году я окончил Суриковский институт, а в 1980-м ко мне пришел Игорь Витальевич Савицкий, создатель знаменитого Музея искусств в Нукусе, среднеазиатский Третьяков, и приобрел сорок пять работ. Вот тогда я гордился.

Перед смертью мама очень точно сказала, лучше всех искусствоведов: «Сынок, а ведь «Черный квадрат» Малевича — это могила». Могила прошлому искусству, ответил я тогда.

Искусство не только лечит, но и спасает. Умение рисовать уберегло отца от войны. После учебки приказом майора, который оценил его акварели, папа был распределен на афганскую границу. А все его товарищи до одного погибли под Сталинградом.

Отец учился у Александра Волкова (футурист «второй волны», один из основоположников модернизма Средней Азии. — Esquire) и любил вспоминать свою первую встречу с ним. Им, пацанам, которые занимались в художественном кружке в ферганском Доме пионеров, преподаватель сказал тогда: «Сейчас придет большой художник, его нужно образцово встретить, он покажет солнце социализма». Пацаны помылись, работы свои разложили. Их построили и отвели на спортплощадку. И вот стоят они и видят: идет человек во всем белом, туфли парусиновые зубной пастой начищены. Подошел, молча снял кепку, рубашку, запрыгнул на турник и начал крутить там солнце…

Сейчас многое рассматривается через социальные сети. Это не хорошо и не плохо, это нормально, это новый этап жизни. Такой определенный возрастной период человеческого общества. И это пройдет. И снова вернется желание понюхать цветочек, пожить в палатке.

В свое время, пока я был невыездным, меня сильно заинтересовала возможность применить интернет для своих проектов. И я сначала опубликовал пост о том, что нелегально пересек границу и теперь живу в Орегоне, а потом начал регулярно постить то, как выбираю дом, какую машину хочу купить, в какой бар лучше сходить, сколько тут до океана, рассказывал, как познакомился с индейцами и какие они милые ребята, задавался вопросом — почему Орегон так на Киргизию похож? Все верили, писали: «Как здорово, что вы убежали».

На вопрос «Как вы пришли в современное искусство?» я однажды ответил: «А я и не приходил» — «Как не приходили?! А как же ваши работы?» — «А это не мои работы» — «А чьи?» — «Под Джелалабадом есть шахтерский городок Кок-Янгак, туда художника-концептуалиста сослали по политической статье, его машина сбила, и я у шахтеров его «каляки» за четыре бутылки водки купил». Поверили. История пошла по кругу, докатилась до Алматы. И художники всерьез стали обсуждать: новоделкин я или нет. Многие до сих пор уверены, что я вор, чужие работы выставляю. А я и не переубеждаю. Это интересно. Если художник не создает свою индивидуальную историю, он просто исчезает.

Часто идеи перформансов приходят ночью.

В Средней Азии первыми на современное искусство среагировали казахстанцы.

В Литве, где население три миллиона человек, есть музей современного искусства, у нас нет и у вас нет. Мы все еще оторваны от мировой культуры. Это большая проблема.

Дело было в Минске. Я написал длинный текст и попросил перевести его на белорусский, собрал молодых художников, двенадцать человек, усадил их в круг и раздал по пачке семечек. Я читал свой текст, а они лузгали семечки и кидали в меня шелуху. Это то, что происходит сейчас с искусством. Напоминание, как трепетно мое поколение относилось к своему делу, как мы делали большие проекты с какими-то идеологическими подкладками, актуальные дискурсы создавали и как мы сейчас непонятны  молодежи, которая делает то, что я называю приколизмами.

Из любой вещи можно сделать искусство. В Алматы на выставку современных центральноазиатских художников, посвященную коллажу, я привез большую работу под названием Wandering. В поездках по Китаю и США я собирал всевозможные билеты, талоны, чеки, бирки, меню, какие-то фотки, карточки метро, обертки от конфет — все, что подлежит быть брошенным в мусорное ведро. Часть разложил в гигиенические пакеты, которые выдают в самолетах, их еще рвотными называют, а из остального сделал коллаж и разместил под стеклом. И в этом возник какой-то нерв. Из того, что люди не замечают, выбрасывают, вдруг сложился образ человека.

Одному приятелю я подарил свою картину «Каин и Авель», и через какое-то время он умер. Другой друг пригласил на день рождения. Над подарком я долго голову не ломал, сунул руку в стопку работ и вытащил наугад. А там мертвая птица и черное солнце. Друг мне и говорит: «Ты что, хоронишь меня?» Я ему отвечаю: «Ничего подобного, просто случайный выбор». Через два дня он улетел в Прибалтику на съемки, а через неделю был жестоко убит. Получилось, я напророчил. Это история Талгата Нигматулина (советский киноактер, наиболее известный по фильмам «Пираты XX века», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и «Волчья яма», погиб в феврале 1985 года, на теле актера было обнаружено 119 травм. — Esquire). С тех пор я не дарю своих работ.

Всего одна вещь может сказать о человеке все. В 2009 году в Лос-Анджелесе сын познакомил меня с молодым джазовым гитаристом, в этом году я узнал, что он умер от онкологического заболевания. Кроме страсти к музыке у него была страсть к азартным играм, он даже умер с лотерейным билетом в руке.

Одержимость, желание в один момент поймать удачу, обогатиться. Эта американская мечта стала мировой. И я совместно с алматинской Aspan Gallery решил сделать большую картину — полотно пять метров на три выложить тысячами лотерейных билетов, собранных в Америке, а рядом повесить гитару того парня. В память о нем и как маячок всему человечеству — жизнь гораздо больше, чем желание сорвать джекпот.

Натюрморты, пейзажи — красивые вещи, но украшательские. Смыслов там нет.

Зритель часто недоумевает, как выставка может быть без картин.

А ваши читатели не расстроятся, что я тут голенький на фоне Ленина?

Вячеслав Ахунов правила жизни Алматы искусство

Записала Ирина Утешева

Фотограф Екатерина Воба

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше