Наблюдая за постоянными успехами отечественного кино, кинокритик Ораз Керейбаев решил составить список из успешных и интересных казахстанских фильмов, вышедших в последние годы. 

Лучшие казахстанские фильмы

Казахстанский кинематограф уже несколько лет не сходит с новостных радаров, то попадая на главные мировые фестивали, то хвастаясь миллиардными сборами в отечественном прокате. Так, фильмы Адильхана Ержанова показывались в Каннах, Венеции и Роттердаме, а «Бақыт» Аскара Узабаева получил «Приз зрительских симпатий» на фестивале в Берлине в 2022 году. Одновременно с этим за последние четыре месяца аж пять лент смогли преодолеть отметку в миллиард тенге, включая седьмую часть «Бизнеса по-казахски», «Жездуху», «Дәстүр», «Брат или брак 3» и «Таптым-ау сені». 

5 лучших казахстанских фильмов

«Приговор» реж. Диас Бертис

Начнём с недавнего релиза Диаса Бертиса. Постановщик наиболее известен массовому зрителю за сериал «Чёрный двор», который стал одним из главных интернет-хитов 2023 года. Бертис продолжает работать в рамках «пацанской» тематики и в своём новом фильме рассказывает историю о захвате судебного здания двумя подростками. События картины происходят в Кыргызстане, около Иссык-Куля. Главные герои, сыгранные Рауаном Ахмедовым и Дамиром Амангельдином, по неосторожности оказываются втянуты в криминальный мир, отчего молодым парням приходится принимать не по годам взрослые решения. 

Через свой фильм Бертис говорит о противостоянии маленького человека системе. Постановщик вкладывает множество различных социальных идей, показывая их через призму подростков. Всё это сдобрено крайне профессиональной операторской работой Автандила Батырбекова и неплохой игрой Айбара Салы, примеряющего на себя очень неоднозначную роль. Фильм определённо имеет ряд сценарных недостатков, но в качестве массового жанрового кино картина справляется с поставленными задачами, заставляя женщин плакать, а мужчин с интересом прильнуть к экрану. 

Казахстанский фильм «Приговор»

«Дәстүр» реж. Куаныш Бейсек

«Дәстүр» — это наверное одна из самых громких и противоречивых работ 2023 года. Картина по сборам приблизилась к двум миллиардам тенге и породила тысячи дискуссий в интернете. Бейсек определённо привлёк внимание казахстанской общественности ещё во время промокампании, в которой поучаствовали буквально все отечественные селебрити. Сам постановщик в итоге оказался на обложке декабрьского номера Esquire Kazakhstan. Своим необычным продвижением Бейсек доказал, что грамотная маркетинговая стратегия может завлечь аудиторию не только на попкорновые комедии, но и на социально направленный хоррор.

Тем не менее сам фильм оставляет множество вопросов со стороны зрителей и претензий со стороны критиков. В то время как реклама «Дәстүр» была направлена на разговор о домашнем насилии, сам фильм скорее фокусировался на религии. Несмотря на не до конца раскрытые идеи и определённо слабые моменты, «Дәстүр» стал одним из наиболее успешных представителей хорроров в Казахстане. Возможно, такой пример даст дорогу другим фильмам ужасов. Вместе с этим «Дәстүр» следует похвалить за неплохие визуальные эффекты, операторскую работу и монтаж.

«Дәстүр» реж. Куаныш Бейсек. Лучшие казахстанские фильмы

«Хотя бы в кино» реж. Тимур Дулатов

В то время как большинство казахстанских комедий не отличаются интересными идеями, работа Тимура Дулатова поднимает темы коррупции через призму традиционного роуд-муви. Фильм крутится вокруг продажного чиновника Кайрата, который обещает сделать ремонт в городской больнице, но тратит все деньги на строительство особняка. Когда мужчину ловят с поличным, он имитирует инсульт, чтобы отложить заседание суда, а позже сбежать из страны. На удивление героя его привозят не в обычную больницу, а именно в ту, которую он обещал отремонтировать. Из-за этого у Кайрата появляется целый ряд проблем, которые ему предстоит решить с помощью местного санитара. 

«Хотя бы в кино» — это очень простая, но цепляющая картина, где есть место нетривиальному юмору и пронзающим историям. Во время путешествий главных героев до запада страны зрители имеют возможность увидеть красоты Казахстана, заодно проникнуться персонажам. А финал картины, оправдывающий название «Хотя бы в кино», поражает своей поэтичностью. Поэтому среди всей той кучи казахстанских комедий именно работа Тимура Дулатова заслуживает наибольшее внимание зрителей.

«Хотя бы в кино» реж. Тимур Дулатов

«Бақыт» реж. Аскар Узабаев

«Бақыт» — это прежде всего коллаборативный проект режиссёра Аскара Узабаева, сценаристки Асем Жапишевой и продюсерки Баян Алагузовой. Картина была представлена на Берлинале в 2022 году, где работа получила «Приз зрительских симпатий». Фильм попадает в нерв казахстанцев, ведь он говорит о проблеме домашнего насилия. Картина пугает буквально с первых кадров всей той безнадёжностью, с которой часто сталкиваются женщины, выходя замуж за абьюзивных мужчин. 

Создатели фильма красиво показывают то, что это не единичная проблема главной героини, а буквально болезнь, передающаяся из поколения в поколение. Многие эпизоды ленты навсегда отпечатываются в памяти как самые страшные кадры, которые когда-либо видел зритель. После фильма остаётся лишь чувство опустошения и горечи. Всё это достигается благодаря проработанному сценарию и невероятной актёрской игре Лауры Мырзахметовой и Ерболата Алкожи.

«Бақыт» реж. Аскар Узабаев. Продюсер Баян Есентаева

«Қаш» реж. Айсултан Сеитов

Ещё один хоррор, прорабатывающий одну из самых тяжёлых страниц истории Казахстана. Дебютная картина Айсултана Сеитова говорит со зрителем о голоде 1930-х годов. Сюжет крутится вокруг могильщика Исатая, который покидает свою деревню и отправляется за помощью в город Сарканд. По пути ему и его маленькому брату Алиму встречается странник Тепе, который обещает довести героев до места назначения.

Фильм цепляет зрителя уже в открывающей сцене, а после продолжает нагнетать напряжение в зале благодаря сильным визуальным образам. Картина Сеитова, хоть и неидеальна, вполне умело поднимает социальные проблемы прошлого, отражающиеся и в сегодняшнем Казахстане. Работа актёров и техническое исполнение также не вызывает никаких вопросов, а напротив позволяет поставить «Қаш» в один ряд с нынче популярными хоррорами студии А24.

«Қаш» реж. Айсултан Сеитов. Фильм о голодоморе

Итог

Суммировав, хочется сказать, что казахстанский кинематограф продолжит расти и добиваться успехов как у отечественных зрителей, так и на мировых фестивалях. Всё чаще мы наблюдаем за тем, как сложные и интересные работы отражаются в сердцах нашей публики, а независимые авторы становятся всё более узнаваемыми среди синефилов всего мира. В этом году нас ожидает ещё много интересных работ, как, к примеру, «Братья» Дархана Тулегенова, «Степной волк» Адильхана Ержанова и «Бауырына салу» Асхата Кучинчерекова. Помимо них можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время отечественное кино откроет ещё немало громких имён, выведя казахстанские картины на новый уровень.


Автор: Oraz Kereibayev

Поделиться: