«Шерлок» (2010-2017)

В роли Шерлока Холмса Бенедикт Камбербэтч получил мировую известность — сериал BBC стал для него главным прорывом в карьере.
Актер убедительно показал не только интеллект персонажа, но и его холодную отчужденность. Своей игрой он создал образ детектива нового времени: с быстрым умом, резкими перепадами настроения и внутренними противоречиями.
Но Холмс Камбербэтча получился не только гениальным, но и живым, сложным, непредсказуемым. За эту роль актер получил премию «Эмми» и несколько номинаций, а зрители и критики до сих пор считают его версию Шерлока одной из самых сильных экранизаций в истории кино.
«Доктор Стрэндж» (2016)

В этом фильме Камбербэтч сыграл Стивена Стрэнджа — блестящего, самоуверенного нейрохирурга, который теряет все после аварии и оказывается втянут в мир магии. В итоге он проходит путь от циничного врача до одного из сильнейших магов, способного управлять временем и реальностью.
Стрэндж Камбербэтча стал важным героем в киновселенной Marvel и одним из самых запоминающихся персонажей.
Актер говорил, что его особенно привлекает в роли Стрэнджа духовность персонажа. Он объяснял, что она близка ему самому: в жизни актер много медитирует и это помогает ему быть спокойнее и внимательнее к окружающим.
«Игра в имитацию» (2014)

Считается, что в этом фильме Бенедикт Камбербэтч сыграл одну из самых сильных ролей в своей карьере — математика Алана Тьюринга.
Во время Второй мировой войны Тьюринг помог взломать немецкий шифр «Энигма», что приблизило победу союзников. Но после войны его подвергли химической кастрации за гомосексуальные отношения.
Камбербэтч признавался, что был глубоко вдохновлен личностью Тьюринга — человеком огромного ума и деликатного характера. В итоге актер тонко передал на экране не только интеллектуальную силу героя, но и его одиночество, эмоциональную замкнутость и боль.
За эту роль Камбербэтч был номинирован на премию «Оскар», а сам фильм получил восемь номинаций и победил в категории «Лучший адаптированный сценарий».
«Патрик Мелроуз» (2018)

В мини-сериале «Патрик Мелроуз» Камбербэтч сыграл одну из самых сложных ролей в карьере.
Главного героя, которого играет Камбербэтч, зовут Патрик. Он проходит через зависимость, травмы детства и попытки справиться с собой. На экране актер показывает, как ловко за саморазрушением скрывается боль и человеческая уязвимость.
Роль Патрика Мелроуза принесла Камбербэтчу премию BAFTA и номинации на «Эмми» и «Золотой глобус».
«Власть пса» (2021)

В этом фильме Бенедикт Камбербэтч сыграл одну из самых мощных ролей в своей карьере.
Персонажа актера зовут Фил Бербанк — это богатый, озлобленный, замкнутый и жестокий владелец ранчо, который живет в Монтане в 1920-х годах. Но за его внешней грубостью скрыта боль, уязвимость и внутренняя борьба, которую Камбербэтч передал тонко и точно.
Для этого актер полностью вжился в свою роль. Даже время съемок он старался не общаться с коллегами, чтобы сохранить отчужденность своего героя.
Эта большая и сложная работа принесла Камбербэтчу вторую номинацию на «Оскар» и восторженные отзывы критиков.
«Франкенштейн: Камбербэтч» (2011)

Постановка Франкенштейна режиссера Дэнни Бойла (адаптация Ника Дира) вышла на экраны в 2011 году. Это не кино, а запись сценической версии, показанная в кинотеатрах.
Камбербэтч и Джонни Ли Миллер по очереди играют Доктора Франкенштейна и Существо — каждая роль раскрывается по-разному в зависимости от исполнителя. Особенно выделяется Камбербэтч в роли Существа: первые минуты сцены «рождения» служат примером физической актерской работы.
Все действие снято живыми камерами прямо со сцены, и при этом сохраняется интенсивность спектакля. Постановка будет интересна не только поклонникам Камбербэтча, но и тем, кто театральное искусство, выразительную английскую речь и точную режиссуру.
«12 лет рабства» (2013)

В этом культовом фильме Камбербэтч сыграл роль Уильяма Форда — владельца плантации, к которому попадает главный герой Соломон Нортап.
Его персонаж отличается от других рабовладельцев: он проявляет вежливость, замечает способности Соломона и даже дарит ему скрипку.
Но все это рушится, когда Соломон просит помощи и рассказывает, что на самом деле он не раб. Форд ничего не делает с этим: страх и личные интересы оказываются для него важнее человеческой жизни.
Появление Камбербэтча в фильме короткое, но очень значимое. Его персонаж — не чудовище, но именно такие люди и поддерживали рабство, просто предпочитая не вмешиваться в проблему.
«Ван Гог: Портрет, написанный словами» (2010)

Бенедикт Камбербэтч входит в число актеров, кому удалось убедительно передать хрупкость и одержимость гения. В документальной драме о Ван Гоге, основанной на его письмах к брату Тео, он играет не просто известного художника, а человека, измученного одиночеством, поисками смысла и внутренней болью.
Фильм держит зрителя от начала до конца. Камбербэтч показывает не романтизированный образ великого художника, а живого человека, тонкого и надломленного. Его игра — это рассказ о гениальности, за которую приходилось расплачиваться одиночеством и непониманием.
«Стартрек: Возмездие» (2013)

В «Стартреке: Возмездие» Камбербэтч исполнил роль Хана — усовершенствованного человека, диктатора 1990-х годов, изгнанного с Земли.
После роли Шерлока у многих были сомнения, сможет ли Камбербэтч органично вписаться в образ большого злодея. Но он не просто оправдал ожидания — он вышел за их пределы.
Герой Джон Харрисон получился пугающе точным: холодный, собранный, харизматичный. Камбербэтч придал ему не только мощь, но и глубину, благодаря чему тот стал одним из самых запоминающихся антагонистов в современной фантастике.
«Хокинг» (2004)

До того, как имя Бенедикта Камбербэтча стало знакомо каждому, он появился в телепроекте «Хокинг» и именно там впервые заявил о себе по-настоящему. В 2004 году за актером еще не было громких ролей, но в этом фильме он показал все, что позже сделает его одним из самых узнаваемых актеров своего поколения.
В фильме Камбербэтч не просто сыграл Стивена Хокинга, он на время стал им. Он передал и интеллектуальную энергию Хокинга, и боль от болезни, которая постепенно сковывала его тело. Кроме того, при подготовке к роли актер изучал особенности заболевания ученого и работал с тренером по движениям, чтобы точно передать, как меняется тело Хокинга.
Уже тогда критикам стало ясно: на экране появился человек, который способен погружаться в образы до малейших деталей.