На прошлой неделе завершился 75-й международный Берлинский кинофестиваль. Одной из самых ожидаемых картин конкурса оказалась новая работа мексиканского режиссера Мишеля Франко «Мечты» с Джессикой Честейн в главной роли. Хотя тяжеловесная лента была тепло принята критиками и зрителями, проект остался без наград жюри. Тем не менее, фильм имеет все шансы стать любимчиком зрителей, когда он доберётся до кинотеатров.
О том, как «Мечты» исследуют тему токсичных отношений и говорят о сегодняшней миграционной политике США рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Сюжет
День. На пустынной трассе стоит грузовик. С приходом ночи оттуда начинают доноситься крики людей. Когда дверь открывается, зрители видят, что внутри всё это время находились мексиканцы. Мы понимаем, что это группа нелегальных мигрантов, только что пересекших границу. Один из них моментально сбегает из грузовика и начинает брести в сторону ближайшего города.

Спустя некоторое время, замученный мужчина добирается до жилого дома. Он с легкостью находит дверной ключ, заходит внутрь, берет еду из холодильника и принимает душ. Позже в доме оказывается женщина. Они сталкиваются и в моменте зритель уже готовится к худшему. Но вместо этого парень и девушка целуются. Как выяснится позже, молодой мексиканец Фернандо нелегально пересек границу США, чтобы встретиться со своей куда более взрослой возлюбленной Дженнифер.
Фернандо надеется остаться в Америке и начать профессиональную карьеру балетного танцора. В это же время Дженнифер, будучи дочкой влиятельного бизнесмена и занимаясь развитием культурных направлений, как нельзя кстати может оказаться полезна молодому парню. Однако Дженнифер, ввиду разницы в возрасте, а также социальном статусе, старается скрыть Фернандо от близких. Эта разница в целях героев (а точнее, мечтах) приводит к нарастанию токсичных отношений между героями.
Бескомпромиссное кино
Первое, что бросается в «Мечтах» — это эффектная и, что более важно, эффективная форма повествования. Большинство сцен в работе Мишеля Франко короткие, но благодаря этому они моментально впиваются в память. Часто постановщик снимает их одним кадром с неподвижной камерой, давая актерам свободу показать весь свой талант в рамках одного непрерывного (но при этом короткого) дубля. Особенно здесь запоминается сцена секса между Дженнифер и Фернандо на лестнице. В рамках менее чем одной минуты зритель понимает все, что ему нужно знать, о природе отношений наших героев.

В течение фильма Франко показывает несколько эпизодов, способных шокировать, напугать и вызвать отторжение у зрителя. А финалюный сегмент картины и вовсе вызовет немало споров у публики. По словам самого режиссера, процесс съемки последней сцены дался всей труппе не легко. Франко не боится оставлять камеру там, где большинство режиссеров решило бы закончить сцену или обойтись намеками. «Мечты» хочется сравнить с «Необратимостью» Гаспара Ноэ и «Догвилем» Ларса фон Триера. В этом смысле его кино так же бескомпромиссно и поэтому оно может вызвать негодование у одних, и восторг у других.
Разница в возрасте и социальном статусе
В последнее время тренд на показ отношений между молодым парнем/молодой девушкой и взрослой женщиной стал очевидным. Помимо того, что каждый большой фестиваль включает в себя несколько картин с этой тематикой (только в конкурсе Берлине таких фильмов можно было насчитать четыре штуки), об этом начали говорить и коммерчески успешные проекты. К примеру, весь сюжет «Плохой девочки» был построен на романе CEO крупной компании и молодого интерна. А сейчас в кинотеатрах вовсю идёт новая часть «Бриджит Джонс», где история также крутится вокруг этой темы.

Поэтому не удивительно, что рассказывая про отношения мексиканского мигранта и богатой американки, Франко решает добавить им разницу в возрасте, как бы подчеркивая барьер между двумя мирами. Такое решение позволяет точечно донести публике, что герои преследуют разные цели в этих отношениях. Пока Фернандо ищет стабильности и лучшей жизни в более взрослом партнере, Дженнифер мечтает о дикой, свободной от оков отца любви. У них совершенно разные траектории жизни, которые смогли ненадолго пересечься в этом моменте, когда Фернандо пересек дверь дома Дженнифер.
Искусство опережает реальность
Дональд Трамп только вступил в должность 47-го президента США, а в стране уже началась радикальная реформа миграционной политики. В таком контексте токсичные отношения Дженнифер и Фернандо теперь выглядят как метафора на нынешнее положение США и Мексики. Герои используют друг друга, подставляют, наказывают, унижают и пытаются договориться, но в итоге оказываются разбитыми. Все это выглядит как предвестие того, чего нам стоит ожидать в ближайшие годы от двух стран. Удивительно насколько метко в этом плане Франко попал в нерв времени, осмыслив события реальной жизни ещё до их наступления.
Вывод
Подытожив, «Мечты» Мишеля Франко не смогли получить каких-либо престижных наград несмотря на отзывающуюся политическую тему, великолепную игру актеров, красивейшие метафоры и множество пробивающих до мурашек сцен. Тем не менее, картина точно уже отозвалась у критиков и точно вызовет бурные эмоции у зрителей, когда она доберется до кинотеатров. Ведь фильм говорит о чем-то близком нам всем — о мечтах, к которым мы стремимся всю жизнь. И о том, как они разрушаются об барьеры в виде социального статуса, разницы в возрасте, политики и общественного мнения.