Памяти сестер Ситер

A
adminPMG Автор
04 февраля 2020

Гульнара Бажкенова вспоминает трагедию, которая год назад произошла в главном городе Казахстана и потрясла всю страну, обнажив социальные проблемы государства. социальные проблемы государства Астана Зимой почва в Манчестере, Нью-Гэмпшир, промерзает настолько, что невозможно вырыть могилу… Так начинается одна из рецензий на оскароносный фильм «Манчестер у моря», рассказывающий о трагедии людей, переживших смерть детей. Нет в жизни обычного человека несчастья страшней, и искусство, исследуя глубины человеческой души, нередко обращается к сложной теме, ставя героев в ситуацию экзистенциального кошмара. Герой «Манчестер у моря» сантехник Ли Чендлер, оставивший двух дочерей дома рядом с печью, из выпавших угольков которой разгорается пожар, и они погибают – бесповоротно ломается.
Веселый рубаха-парень, счастливый отец и муж превращается в угрюмого нелюдимого отшельника, который уныло коротает дни на автомате, поскольку попытка самоубийства не удалась.
Жизнь бывшей счастливой жены и матери тоже стала вереницей грустных безысходных дней, несмотря на повторный брак спустя много лет и рождение ребенка, в попытке заново обрести смысл. Они развелись после пожара, конечно же, развелись: согласно статистике большинство супругов в западных странах, потерявших детей, расстаются. Долгие часы в кабинетах психологов, групповые сеансы психотерапии с такими же родителями по несчастью, курение травки, алкоголь и другие допинги не помогают и героям пьесы, а затем и фильма «Кроличья нора», которые потеряли единственного сына. Жизнь не складывается заново.
Искусство копирует жизнь. Голливуд использует рвущий душу сюжет потому, что хочет поставить благополучного человека в пограничную ситуацию, в невыносимые условия, когда больно так, что смерть кажется предпочтительней жизни.
И вот тут большая странность: казалось бы, любовь к родным детям как базовый инстинкт и в то же время высшее проявление гуманизма – универсальная ценность. Общая для всех, хоть для американцев, хоть для папуасов. Однако же сюжет этой драмы никак не ложится, например, на Палестину, на Южный Судан или какую-нибудь другую страну, где немного война, постреливают и любая смерть является основой для совсем другой истории. И дело не в том, что в Палестине или Южном Судане герои не пойдут на сеанс групповой терапии, а будут переживать свое горе как-то иначе. Дело в том, что изобразив тамошних героев, переживших самое страшное – смерть детей – в состоянии безысходного горя, сидящими на антидепрессантах, сценарист рискует искусственностью. Правдоподобно только типичное. Если на Западе большинство браков, переживших смерть ребенка, согласно статистике, распадаются, люди меняют свою жизнь, переезжают в другие города и страны, убегая от самих себя, то и драма о мучительных коллизиях героев «Манчестера у моря» и «Кроличьей норы» выглядит реалистично. В иных случаях психологическая экзистенциальная драма как-то не получается. Социальный памфлет, политический триллер, документальный детектив – да. Но не личная трагедия, которую закусив губы в кровь, преодолевают люди.
Мученическая смерть пятерых невинных девочек, год назад сгоревших в грубо сколоченной времянке, в нескольких километрах от сияющего столичного Левобережья, привела к тектоническим политическим и социальным сдвигам в Казахстане.
За год мы пережили транзит власти, акции протеста по всей стране и пикеты Акорды, пересмотр всей социальной политики государства. Но в день годовщины смерти сестер Ситер едва о них вспомнили. Не в силу черствости, просто политическая драма отличается тем, что повестка в ней слишком быстро и стремительно меняется. А психологическая в обстановке ежедневного выживания не пишется и отсутствует как жанр. Родители погибших девочек по-прежнему живут в столице. Живут тихо и скромно, давать интервью журналистам им, по их же словам, запретили. Типичный поворот для Казахстана, какой жанр ни возьми. Условия жизни семьи, как можно догадаться по просачивающейся в прессу информации, стали получше, они купили двухкомнатную квартиру, в которой не надо топить печь и открыли СТО, куда не надо выходить в ночную смену по приказу начальника. Такая вот история, случившаяся на земле, где почва зимой промерзает настолько, что могилы порой приходится вскапывать трактором…
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше