Музыкант, в прошлом директор радио Classic Раушан Джуманиязова разоблачает интеллектуальных воров и рассуждает о проблемах плагиата.
Как сказал классик, надо брать музыку у народа и только обрабатывать ее. Так я и делаю. Поэтому, когда сегодня берешь у композитора — это, собственно говоря, берешь у народа, берешь у народа — берешь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит "плагиат", я говорю "традиция".Использование в речи цитат – выдает в человеке отличную память, умение играть смыслами, гибкость мышления, широкий кругозор. Иногда цитаты становятся опознавательным знаком, маркером «своего парня», вам не обязательно все объяснять на пальцах – ваш человек вас поймет. Когда вся твоя речь состоит из чужих цитат – это похоже на отсутствие собственного мнения и самой способности создавать смыслы. Когда ты пишешь, выдавая чужие мысли за свои, – это уже воровство. В вербальных жанрах плагиат очевиден, легко устанавливаем и доказуем. Мы помним недавние случаи открытого воровства текстов от диссертаций до блогов. Последствия – всеобщее возмущение, обида и беспомощные призывы к соблюдению элементарных понятий чести, вежливости, частной собственности. В общем, «никакие» последствия. Нарушители интеллектуальной собственности в доказанных и бесспорных примерах не понесли даже репутационных потерь. В наши дни это, напротив, может послужить хорошей рекламой. Что уж говорить о живописи и музыке, хореографии и кино? Безусловно, в искусстве легально существует практика стилизации, подражания. Есть специальные жанры, предусматривающие обязательное цитирование, например, вариации, парафраз, фантазия на тему. В истории есть блестящие примеры такого соавторства: Пьяццолла и его «Времена года в Буэнос-Айресе» со ссылками на Вивальди, Emerson, Lake & Palmer c трактовкой «картинок с выставки» Мусоргского. В таких случаях никто не скрывает первоисточника. Музыка, пожалуй, самое абстрактное из искусств. Поэтому факты заимствования здесь всегда оспариваются. Одни оправдываются кавер-версиями, другие официально перекупают песни, третьи взывают к классикам, действительно, часто цитировавшим народные мелодии…
Умные воруют идеи, дураки – целые произведения.На самом деле почти невозможно доказать плагиат, если речь идет только о гармонии или коротком обороте, фразе или изложенном на другом языке тексте. Вы можете сколько угодно искать подтверждение своим догадкам у друзей и знакомых, наигрывать, напевать, насвистывать – вас просто будут считать параноиком. Между тем, сходство музыки при детективном расследовании и анализе в девяноста процентах случаев оказывается банальным плагиатом. На фоне такого массового «заимствования» периодически предпринимаются попытки договориться, что и в каких случаях считать плагиатом. В разных странах плагиатом признают последовательное совпадение нот в количестве от шести до двенадцати. В жизни, в однозначных случаях плагиата, речь идет либо о целиком сворованном произведении, либо о заимствовании «души» – самого основного узнаваемого элемента. Как реагирует обвиняемый? Предлагаю чарт самых популярных ответов на обвинения в плагиате:
-
В музыке всего семь нот, поэтому совпадения неизбежны…
-
Все уже украдено до нас...
-
Ничего не слышал. Видимо, мелодия витала в воздухе…
-
В плагиате замечены Мольер и Геродот, Шекспир и Дюма, так что отстаньте…
Правовую сторону проблемы плагиата рассматривать не приходится, здесь законодательство только начинает делать первые робкие шаги.Но если совсем избежать плагиата невозможно – такие у нас условия, слишком сложное явление и так далее, – то пусть он хотя бы приобретет допустимые легитимные формы – стилизация, кавер, парафраз, вариация. (Сергей Минаев: «Воруют бездарности! Гении заимствуют»). Умный и талантливый музыкант даже при самом большом соблазне найдет остроумный выход, и тогда плагиат переродится в эрудицию.