Несмотря на то, что в него уже вложено более 156 млрд тенге, в ведомстве пришли к выводу, что проект не только не окупится, но и потребует дальнейших вложений из бюджета.

Строительство LRT в Нур-Султане

«Неокупаемость эксплуатационных затрат при высокой себестоимости услуг LRT приведет к необходимости выделения бюджетных субсидий для покрытия убытков компании в период эксплуатации системы при принятой стоимости проезда в первый год 200 тенге/поездка. Потребность в бюджетных субсидиях при эксплуатации проекта LRT в первый год эксплуатации может составить 99,38 млрд тенге», — говорится в заключении Cчетного комитета министерства финансов Казахстана по госаудиту финансово-хозяйственной деятельности ТОО «Астана LRT».

Счетный комитет уверен, что население не будет массово пользоваться услугами LRT. Принудительный вывод автобусов с маршрутов в районе обслуживания проекта LRT, как предполагалось в ТЭО, может привести к неудобствам и дополнительным затратам для пассажиров.

Помимо этого Счетный комитет рекомендует «обратить внимание на вынесение центральными и местными исполнительными органами, а также уполномоченными организациями некачественных заключений и экспертиз на проекты, реализуемые в рамках транспортной системы Нур-Султана».

Завершить строительство LRT планировали к 31 декабря 2019 года, а запустить проект — летом 2020 года. Однако в апреле строительство было приостановлено из-за проблем с финансированием со стороны китайских инвесторов.  Сообщалось, что всего на счетах ликвидированного «Банка Астаны» «замороженными» остаются порядка $200 млн. Тем не менее, как пишет «Спутник», в правительстве считают, что проект останавливать нельзя, и заверяют: новый вид транспорта в столице появится в конце 2020 года.

Как сообщает «Информбюро», этот проект прослыл одним из самых скандальных и проблемных в столице. Выводы Счетного комитета в целом подтверждают слова главы государства Касым-Жомарта Токаева, который заявлял, что не понимает, как такой проект вообще можно было «пустить в дело». При этом президент констатировал, что его придется реализовать, в том числе, и из-за международных обязательств.

В настоящее время на финансирование проекта LRT в распоряжении компании есть остатки бюджетных средств, размещенные на казначейском счете, в сумме 11,4 миллиарда тенге, или чуть больше $30 млн.