Esquire рассказывает о самых изощренных методах выколачивания признаний из вероотступников, колдунов и просто неугодных власти людей.

Вертикальная дыба

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Одно из самых известных пыточных орудий. Количество модификаций: от вертикальных до горизонтальных, впечатлит любого садиста. Вариант попроще – вздергивание на веревке, перекинутой через перекладину. Вариант посложнее – хитроумная конструкция с вращающимися барабанами и системой цепей, способная за несколько часов перемолоть кости, разорвать сухожилия, выворотить суставы и превратить человека в тряпку в самом прямом смысле этого слова.

Горизонтальная дыба

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Осужденного клали на стол, ноги и руки фиксировали веревками, накрученными на валики. Потом валики крутили в разные стороны, растягивая жертву в длину, пока мышцы не разрывались. Особо крепким особям, чьи мускулы рваться не хотели, помогал палач, надрезающий «проблемные» места.

Бдение, или колыбель Иуды

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Еще один верный способ лишить жертву сна. Постоянная мысль о том, что под тобой находится заточенное бревно, заставляет бодрствовать как можно дольше. Интересно, что первоначально «бдение» рассматривалось не как жестокая пытка, а как легкое щекотание нервишек. Но изобретательная инквизиция не остановилась на таком банальном и неразумном использовании орудия. И осужденных стали медленно насаживать на острую верхушку бревна, для верности привязывая к рукам и ногам жертвы тяжелый груз. Что происходило с анусами и вагинами сажаемых в такое положение, читайте в разделе «Груша».

Груша

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Цель «груши» – попасть в любое из человеческих «провинившихся» отверстий. Еретическим проповедникам грушу вставляли в рот или в ноздрю, женщинам, обвиненным в интимной связи с Дьяволом и его слугами, в вагину, гомосексуалистам – сами знаете куда. Потом крутили винт. Лепестки груши раскрывались подобно цветку, совсем неромантично разрывая при этом все внутренние органы жертвы, и причиняя ей невыносимую боль.

Рогатка

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Железный ошейник с длинными острыми шипами не давал осужденному лежать ни днем, ни ночью. От постоянного бодрствования нервы сдавали уже на третий-четвертый день. Жертва сходила с ума и медленно умирала от измождения. Шипы могли быть направлены и вовнутрь. Тогда к мукам недосыпания добавлялась еще боль от ран, которые довольно быстро начинали гноиться. Инструмент был очень популярен в России, где использовался вплоть до начала XIX века.

Железная, или нюрнберская дева

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Хэви-метал группа, выбравшая себе название Iron Maiden, знает толк в трэше. Еретика или «ведьму» заключали в деревянный или металлический шкаф в виде женской фигуры и медленно закрывали створки, усеянные изнутри длинными, острыми шипами. Для комфорта палачей толстые стенки устройства приглушали крики казнимых. Шипы располагались таким образом, что не задевали жизненно важные органы, а вонзались в руки, ноги, живот, глаза, плечи и ягодицы. Теснота и замкнутое пространство усугубляли страдания. Смерть была мучительной, а судьи получали возможность вести долгий и пристрастный допрос.   

Конь

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Российский аналог колыбели Иуды. Конструкция и впрямь была деревянным конем с острым металлическим ребром на спине. Сидеть на нем тоже было крайне неудобно, особенно с привязанными к ногам бревнами.

Ведьмино кресло

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Кресло, щедро утыканное острыми шипами от сиденья до подлокотников, очень быстро делало человека словоохотливым. Пытаясь удержать тело на весу, истязуемый рано или поздно падал на шипы, боль заставляла его вновь оторваться от сиденья, и так продолжалось бесконечно, пока не прерывали пытку или допрашиваемый не терял сознания.

Пытка водой, или Худой кувшин

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Латинское выражение: «Капля точит камень не силой, но частым падением» в данном случае работает буквально. Узнику выбривали темя и привязывали к столбу, под кувшином, из которого ему на голову медленно, с расстановкой, в одно и то же место, падали крупные капли ледяной воды. Сначала человек приходил в состояние беспокойства, пытаясь отчаянно вырваться из оков, затем медленно цепенел, проваливаясь в беспамятство. Каждый удар капли казался ударом молота, бьющим прямо по мозгу. Вскоре обезумевший узник был готов признаться в любом преступлении. Из истории известно, что «худым кувшином» пытали в 1671 году смутьяна и разбойника Степана Разина, прежде чем четвертовать.

Аист, или молитвенный крест

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

По сравнению с другими это орудие пытки выглядит совершенно безобидно. Никаких острых шипов, разрывающих плоть. С помощью «Аиста» еретиков и вероотступников  всего лишь сковывали в неудобной позе молитвенной покорности. Однако буквально через пару часов от пребывания в таком положении у жертвы начинался сильнейший мышечный спазм в области живота. Далее спазм охватывал все тело и конечности, отчего бедолага приходил в состояние полного безумия.

Железный кляп

Это устройство позволяло палачам заглушать пронзительные крики жертвы во время аутодафе. Железная трубка внутри кольца плотно засовывалась в горло, а ошейник запирался болтом на затылке. Отверстие позволяло воздуху проходить, но при желании его можно было заткнуть пальцем и вызвать удушье. Сгореть на костре с таким кляпом «посчастливилось» Джордано Бруно в 1600 году. Только его кляп для пущей эффективности был еще оснащен двумя шипами. Один из них, пронзив язык, вышел под подбородком, а второй раздробил небо.

Пытка бамбуком

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Печально знаменитый на весь мир способ «тяжелой» казни в Китае. Бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на Земле. Некоторые из его китайских сортов могут за день подрасти на целый метр ввысь. Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука. Ростки вонзаются в кожу мученика и прорастают сквозь брюшную полость, причиняя экстремально болезненную и долгую смерть. 

Пресс для головы

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Чем ниже опускался пресс, тем хуже становилось объекту казни. Вначале ломалась челюсть, а при дальнейшем сжатии раскалывались кости черепа, вследствие чего и наступала смерть.

Пытка кнутом

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Кнуты, как правило, делались из тяжелых кожаных ремней. Для пущей увесистости их еще обтягивали проволокой, утыкали мелкими гвоздями или снабжали острым крючком на конце. Правильное и умелое применение кнута требовало продолжительного изучения, а также крепких нервов и мускулов. Одним и тем же кнутом палач мог нанести несколько ссадин, а мог превратить человеческое тело в бесформенный и окровавленный кусок мяса. Часто результат пытки зависел от размера взятки, полученной перед поркой.

Пытка звуком

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

В Московии при Иване Грозном истязаемых сажали под большой колокол и начинали в него звонить. Более современный метод – «Музыкальная шкатулка» – использовался, когда человеку нежелательно было наносить увечья. Осужденного сажали в комнату с ярким светом и без окон, в которой играла «музыка». Непрерывный набор неприятных и никак мелодически не связанных между собой звуков постепенно сводит с ума.

Медный (филаридов) бык

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Быка придумал афинский медник Перилл, дабы порадовать своего правителя-тирана Филарида. Осужденного сажали в полую бронзовую скульптуру быка и разводили под ним костер. Когда человек начинал поджариваться и дико кричать, казалось, что ревет бык, а из ноздрей у него идет пар. Это выпаривалась содержащаяся в человеке вода. Видавшему виды тирану показали это устройство, тот ужаснулся и велел изобретателю на себе показать ее действие, а самого быка убрать с глаз долой. Чутье Фаларида не подвело, через некоторое время его свергли и самого кинули в быка, не забыв назвать его Фаларидовым.

Пытка насекомыми

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Самую большую ставку мучители делали на мух и комаров. Жертву связывали, обмазывали чем-нибудь аппетитным и оставляли на природе. Через некоторое время к ней слетались рои кусачих и жужжащих и начинали свое пиршество. Советские НКВДэшники использовали клоповый бокс. Подсудимого сажали в темный дощатый шкаф, битком набитый этими вонючими насекомыми, и они радостно на него набрсывались.

Пытка щекоткой

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Это, кажущееся безобидным, воздействие было страшной пыткой. При длительном щекотании у человека настолько повышалась нервная проводимость, что даже самое легкое прикосновение вызывало поначалу дерганье, смех, а потом переходило в жуткую боль. Если подобную пытку продолжали довольно долго, то через некоторое время возникали спазмы дыхательных мышц и, в конце концов, истязуемый погибал от удушья.

Пытка водой через воронку

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Описана в романе Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель». Уложив человека под углом так, чтобы голова была ниже живота, в него вливали через воронку несколько литров воды, часто горячей. Вес наполненного желудка сдавливал легкие и сердце. После этого, если обвиняемый не сознавался в преступлении, его били по животу палками или топтали живот ногами. Во время Второй мировой войны пытку использовали японцы в лагерях для военнопленных.

Пытка огнем

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Инквизиторы очень любили поджаривать нерадивых еретиков всевозможными способами. Ноги жертвы зажимали в колодки, смазывали маслом и «обжаривали» до костей. Собственно вариаций пыток с применением огня существовало предостаточно: здесь и железная кровать, под которой разводили огонь, клетка над костром, стул, ведро и т.д. Встречались и более экзотические ритуалы, как например Медный бык.

Вилка еретика

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Вилка плотно крепилась кожаным ремнем к шее преступника. Четыре шипа: два, впивающихся в подбородок, два – в грудь, не давали жертве совершать никаких движений головой, в том числе, и опустить голову ниже. Говорить в таком положении человек мог только неразборчивым, еле слышным голосом. Иногда на вилке можно было прочесть латинскую надпись: «Я отрекаюсь».

Пытка крысами

пытки история религия церковь колдуны боль страдания средневековье орудия пыток

Голого пациента крепко привязывали к столешнице, на живот ставили клетку с голодными крысами. Днища у клетки нет. Зато сверху стоит чаша с горящими углями. Испуганным грызунам ничего не остается, кроме как в буквальном смысле проесть себе путь к выживанию сквозь органы несчастного. Одна только мысль о том, что ты будешь заживо сожран голодными тварями, быстро приводила в смирение самых непокорных еретиков.


Смотреть на орудия пыток с расстояния в сотни лет всегда неприятно, но как-то не страшно. Гораздо ужаснее осознавать, что в наше политкорректное время во многих странах все вышеописанные пытки за религиозные убеждения по-прежнему существуют. И они все такие же дикие и безнаказанные. В соседнем Узбекистане, к примеру, тысячи мусульман сидят в тюрьмах по религиозным статьям. Там их подвергают жесточайшим пыткам и побоям, в результате которых некоторые буквально сходят с ума. Одна из самых изощренных пыток – заражение заключенных ВИЧ-инфекцией путем изнасилования  инфицированной дубинкой. 


Записала Марина Попова

Иллюстраторы Мария Дроздова, Станислав Гришин

Впервые материал «Пытательная среда» был опубликован в журнале Esquire в 2013 году.