Буллинг в школах - тема, которая пугает своими масштабами, распространяясь по всем уголкам планеты в самых ужасающих формах. Физическое, моральное и сексуальное насилие. Травмы эти остаются на всю жизнь и порой вызывают ответную ненависть. По статистике медиа What to become, 60% школьных стрелков подвергались травле. Те, кто стал жертвами буллинга, в 1.7 раз чаще совершают самоубийства. И так как буллинг развивается повсеместно, в том числе набирая обороты в Казахстане, мы решили провести беседу с психологом и узнать причины его возникновения. Своими комментариями поделилась Мадина Чарльз - психолог в направлении бихевиоризма/гештальт-терапевт.
Согласно статистике, буллинг участился и все еще набирает обороты. С чем это связано?
Буллинг был всегда, но афишировали его намного меньше. Тогда не было социальных сетей, понятий о психологии и о том, что данные ситуации не являются нормой. Но то, что случаи буллинга увеличились - факт. Если раньше унижения, оскорбления, игнор были в основном из-за оценок, по этническим или внешним особенностям, то сейчас начали давить и на социальное положение. Начали акцентировать внимание на одежде, смартфонах, финансовом обеспечении и т. д.
Что вас, как психолога, больше всего пугает и настораживает в происходящем? (Речь идет о новостях про буллинг в казахстанских школах, которые появлялись в последнее время).
Жестокость и равнодушие детей. В целом, непринятие себя, подавление чувств и эмоций приводит к агрессии. В нынешнее время многие стали более эмпатичны, но используют навыки во вред, находя более уязвимые и слабые места друг у друга, задевают именно их, дабы сделать больнее.
Скажите, а откуда вообще ноги растут у этой проблемы? Почему дети берут и начинают травить других детей? С чем это может быть связано?
Как бы это ни звучало избито, но все идет от воспитания. Чем чаще и качественнее мы разговариваем со своими детьми (обсуждая их мысли, чувства, желания), тем больше мы будем знать, где именно они неверно поняли что-то. Так мы сможем скорректировать восприятие внешнего мира. Особенно в тех моментах, где им показалось, что их не любят, они неинтересны, незначимы и все в этом роде. Мой совет: меньше критиковать, оценивать, заставлять, больше слушать, пытаться понять, объяснять, и тогда дети будут осознаннее.
А как насчет того, что некоторые учителя тоже участвуют в травле, выбирают “любимчиков” и “нелюбимых” учеников и могут даже морально издеваться над последними?
Это непрофессионально со стороны учителей. Их прямая обязанность - выявлять сильные стороны и направлять детей в раскрытие потенциалов: не столько зубрежка предметов, сколько подход должен быть к каждому свой. Травля и буллинг - неприемлемая часть учебного процесса со стороны взрослого человека. И конечно, если такое случается, родители должны незамедлительно реагировать.
Существует и обратный вид измывательств, верно? Почему дети могут начать изощренно издеваться над своими преподавателями?
Опять же, здесь все идет из отчего дома. Либо родители разговаривают и обсуждают все с детьми, либо дети впитывают убеждения, учатся разным привычкам на улице и в социальных сетях, без фильтра, объективного мышления. Чаще это происходит до 7-8 класса. Начиная с 9-го подростки начинают анализировать, обдумывать ситуации, появляется тот самый фильтр. Снова возвращаемся к тому, что разговаривать с детьми - необходимость. Ибо фактически, этот мир для них неизвестен, никакого опыта нет. Соответственно, без какой-либо поддержки восприятие может быть искаженным.
Почему ситуация обостряется в последние годы? С каждым разом обозреваемые случаи буллинга все более жестокие и изощренные.
Раньше родители были авторитетом. Как бы странно это ни звучало, многие боялись их, уважали, не так сильно отвлекаясь в негативную сторону. Сейчас же, с появлением интернета, дети чувствуют опору за пределами дома. Немаловажный фактор - чувства не подавляются, как у прошлых поколений. Дети стали свободнее. Но знаний, как правильно проживать и куда направлять эмоции и чувства, больше не стало. Именно поэтому взрослым следует работать над собой с психологом, дабы понимать как помочь детям в понимании себя и жизни.
Вопрос насущный: что делать? Ситуация решаемая?
Ситуация более чем решаема. Нужно больше развиваться и работать над собой, чтобы следующее поколение было в разы ментально и психологически устойчивее и человечнее.
Что делать родителям, чтобы защитить своего ребенка от буллинга? Чтобы он не стал ни жертвой, ни нападающим?
Работать над критическим мышлением, самооценкой, уверенностью в себе. Принимать тотально и объяснять ребенку, почему те или иные чувства проявляются, какие действия приемлемы в его адрес, какие нет, точно так же и с его стороны по отношению к сверстникам и взрослым. Нужно давать ребенку любовь и теплоту просто так, не за что-то. Относиться к жизни играючи, наполнять жизнь детей хобби, спортом, интересами, проводить больше времени вместе.
А что можно предпринять в школах, чтобы решить такую проблему?
Было бы здорово, если в школах повсеместно добавили предметы психологии, причем с младших классов. Для понимания себя и своих эмоций в игровой форме. Так информация будет усваиваться глубже.
Можете ли вы дать рекомендации учителям? Что им стоит делать для исправления ситуации?
Распланировать время таким образом, чтобы больше время оставалось для хобби, эмоционального отдыха. В таком состоянии желание делиться теплотой, мудростью с детьми гораздо выше. Они являются такими же взрослыми людьми, как и родители учеников, именно поэтому их влияние оказывает такое действие на мышление ребенка. Это стоит учитывать и ответственно подбирать слова.
Какие вообще есть “красные флаги”? На что нужно обратить внимание как родителям, так и школьному персоналу, чтобы вовремя предотвращать такие случаи?
Жертвы буллинга проявляют некоторые симптомы одновременно: тревожность, замкнутость, осторожность, уступчивость, появляются болезни в грудной клетке, животе и тд. Также это может и проявляться у детей, которые наблюдали за буллингом. Это чувство вины, что не оказал помощь, позволил зайти далеко, тревожность о том, что ты сам мог оказаться на месте жертвы... Иногда не нужно присматриваться к ребенку, чтобы понять.
У агрессоров же чувствуется некая предвзятость взглядов, легкомыслие, страдает успеваемость в школе. Чаще всего, на агрессора дома также давят морально или физически, и для него агрессивное поведение - норма. В любом случае профилактика ментального здоровья - важна и значима. Частые разговоры «по душам» могут предотвратить множества травмирующих ситуаций.
Какое будущее вы видите в школах в плане взаимоотношений школьников друг с другом и учителями?
Нынешнее поколение, обучающееся на преподавателей, учителей, уже более психологически подковано. Сами ходят на терапию и «взрослеют», что ведет к эмоциональной зрелости. А это, априори, ключевой момент в работе с детьми - быть взрослым. Тогда учитель может донести верное восприятие ситуации и не вестись на провокации, не быть самому «жертвой» буллинга от учеников. Думаю, в ближайшем будущем качество жизни улучшится за счет терапии и знаний в сфере психологии.
Записала Шахиза Белль