Как человек, который видел Ленина, вступал в ряды и октябрят, и пионеров, хочу начать с цитат о нескольких важнейших изобретениях, которые сто лет назад поменяли жизнь моих и, вероятно, ваших предков.

Esquire Kazakhstan июнь 2019 обложка Айсултан Сеитов кино

Начну с лампочки Ильича. И с ней вроде предельно понятно. Сначала (буквально от начала времен) ее не было, и все было мрачно и уныло, а с приходом советской власти — пожалуйста, поблескивает негасимый огонек в каждом приличном колхозном доме. В подтверждение этого тезиса есть и фраза соответствующая: «Была коптилка да свеча — теперь лампа Ильича».

Однако по поводу первого и пока главного экранного искусства такой определенности нет. Ибо до нас дошли две версии цитаты председателя Совета народных комиссаров в его адрес. Классическая: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». И расширенная: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Похоже, сам Луначарский, цитировавший Ильича, не смог бы сейчас разобраться, что именно хотел сказать вождь мирового пролетариата. Тем более что спустя почти сто лет она требует легкого ремикширования.

Будь я вождем, председателем всего и вся и первостатейным революционером, я бы взял за основу второй вариант и отнюдь не кардинально его скорректировал:

«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются YouTube и Инстаграм».

Бьется с реальностью? Не благодарите.

Думаю, никто не будет спорить, что мы с вами потребляем невероятное количество видеоконтента. Плохо это или хорошо? Нормально, учитывая, что на YouTube показывают TedEX, а в Инстаграме обитают не только вайнеры и гивы.

Подхожу к делу. Как-то так получилось (да что уж там, я специально все подгадал, а вместе со мной и череда случайностей), что этот номер посвящен людям, глазами которых мы видим самые разные произведения визуального порядка — фильмы, клипы, рекламные ролики. Но не к ночи упомянутых вайнеров тут не ждите. Потому давайте пройдемся по ключевым темам.

Кана Бейсекеев — некогда фоторепортер, который ныне стал главным казахским YouTube-документалистом. Его фильмы и другие видеозарисовки пользуются среди соотечественников значительной популярностью. Нам он рассказал, как набрать эту популярность. Чтобы как у вайнера. Тьфу. Чтобы хотя бы как у влогера.

Нефть и видео. Видео и нефть. Понимаете, к чему мы? Именно эти два неравнозначных продукта стали ключевыми экспортными составляющими в Казахстане. Продюсер Андрей Распутин, оператор Азамат Дулатов, режиссер Бекентай Ажибеков много знают о создании визуального контента в нашей стране и поделились этой спецификой с нами.

Казахи в Каннах: очередное пришествие. Забавно, что на этот раз казахстанский павильон на главной мировой кинотусовке представляли не студии, не творческие объединения, а целый творческий вуз. Естественно, столичный. Что это принесло нам и казахстанскому кинематографу, читайте в репортаже Ольги Малышевой оттуда.

Если вам что-то нужно знать о правилах жизни в Казахстане, если ты режиссер из США, оказавшийся здесь, то вот вам цитата: «Казахи даже не понимают, как они привлекательны и сексуальны». И еще: «Я видела много местных фильмов. Не думаю, что в них есть что-то интересное. Они примитивны и поверхностны. И ни в коей мере не передают того, как люди на самом деле живут в вашей стране». Леди Сара бывает на нашей земле наездами и недоумевает, «как люди выживают на те суммы, которые они легально зарабатывают в Казахстане».

Кавер-стори. Отличный проект, подготовленный компактной, но высокопрофессиональной командой. Баур, Айзат, сам Айсултан. Как человек, который провел с последним продолжительное время, могу сказать, что вообще неудивительно, что в свои 19 лет, учась на первом курсе, он снимал для Дорна, а в 22 с разбегу заскочил далеко не в последний вагон американской съемочной индустрии. Рассуждает Айс не по возрасту здраво и зрело. Так и хочется написать, что это одно из самых содержательных интервью из-под моего пера за продолжительное время. Но решать вам.

P. S.

Некоторые внимательные читатели уже укорили меня в том, что в печатной версии прошлого письма я пообещал вам шестой Пикник Esquire 22 июня. Вы правы, дорогие мои ревнители. Пикник состоится 29-го.

Вот вам еще неделька, чтобы как следует соскучиться по самому позитивному алматинскому оупенэйру. И успеть купить билеты. Кстати, вас там ждет небольшой, примерно получасовой, музыкальный сюрприз от автора этих строк.

Так что бросайте свои ютьюбы и инстаграмы. Покажем этому городу, как надо развлекаться живьем.