В конкурсе 72-го Каннского кинофестиваля в этом году не было казахстанских фильмов, не показали работ отечественных режиссеров и во внеконкурсных программах. Однако в этом году у страны другое мерило видимости в Каннах: павильон Казахстана на кинорынке стал одним из самых активных.

Кинорынок Каннского кинофестиваля – Marché du Film – один из крупнейших в мире. Он проводится с 1959 года, и одним из его подразделений является Village International – это «деревня» павильонов стран и проектов, которые создаются для продвижения локального кино, а также культур и институций.

Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция

Посетители казахстанского павильона

Снимай, пока молодой

В 2019 году Казахстан при поддержке Минкульта в третий раз подряд открыл свой павильон на Marché du Film и стал одной из 114 стран, представленных в Каннах. Количество участников маркета, по оценкам организаторов, превысило 12 тысяч человек, и не меньше нескольких сотен из них побывали в казахстанском павильоне.

Кинорынок в сравнении с фестивалем в целом – мероприятие молодое, как по длительности своего существования, так и по возрастному составу участников. Казахстан тоже представлял молодежный состав – в основном, это были студенты и молодые преподаватели Казахского национального университета искусств: этот вуз отвечал за организацию павильона, и на флажке над шатром под указанием страны – Kazakhstan – значилось название университета.

Молодое кино Казахстана в павильоне кинокритики и кинематографисты представили в формате презентаций – картины, о которых говорили спикеры находятся в разных стадиях работы: от проекта до постпродакшна. Столичный режиссер Аян Найзабеков презентовал свой полнометражный дебют – картину «Толгау». Ее короткометражная версия получила несколько фестивальных призов внутри страны, и теперь авторы ищут финансирование для создания большого кино.

кинорынок Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция

Аян Найзабеков

«Толгау» – это история человека, попавшего в круговорот двух параллельных вселенных. Найзабеков обещает уникальную визуальную работу с временем и пространством и стремится к тому, чтобы «никто не понял, как это было снято». Проектом уже заинтересовались в Италии: на презентацию картины итальянский режиссер и педагог Джованни Робиано привел своих коллег и соотечественников, чтобы поговорить о совместном производстве.

С Робиано Найзабекова связывает фестиваль студенческого кино «Ушкын», который уже два года как проводится в столице Казахстана. Аян Найзабеков – программный директор кинофестиваля, Джованни Робиано в 2019 году был там председателем жюри.

Самому «Ушкыну» тоже посвятили отдельный день работы павильона: создатели фестиваля рассказали о планах на будущий год, в частности о том, что третий «Ушкын» может стать своеобразным кемпом на базе университетского пансионата в Боровом. Природу Борового можно было рассмотреть на снимках на стенах павильона, и виды на гору Окжетпес для потенциальных конкурсантов тоже стали важным поводом поучаствовать. К третьему заходу, судя по вниманию киношкол разных стран, география казахстанского фестиваля студенческого кино расширится в сторону Индии и Африки.

На дальних берегах

Индийские кинематографисты вообще были частыми гостями павильона. Дистрибуторы, к примеру, заинтересовались тем, чтобы купить для своего рынка «Казахское ханство» Рустема Абдрашова (режиссер специально прилетел в Канны, чтобы презентовать в павильоне эту свою работу) и «Томирис» Акана Сатаева.

кинорынок Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция

Рустем Абдрашов

Индийская сторона заинтересована и в копродукции с Казахстаном. С начала этого года, когда начал действовать закон о кино (той его части, которая касается иностранного инвестирования, тоже была посвящена отдельная презентация в павильоне), международные проекты получили право на государственное субсидирование. В случае, если инвесторы вкладывают в совместный проект от 800 тысяч долларов, им дается возможность вернуть до 30% затрат на производство.

За прошлый год Индия создала более 500 одних только копродукций (для сравнения, общее число произведенных в Казахстане фильмов не превысило 70). Однако меморандума о сотрудничестве с Индией в области кинематографа у Казахстана пока нет, зато первый такой был подписан с Китаем. Итог этого договора – выход в китайский прокат совместного фильма «Композитор» о дружбе Си Синхая и Бахытжана Бакадамова с Бериком Айтжановым в главной роли. В кинотеатрах Казахстана фильм можно будет увидеть только осенью.

Копродукцией заинтересовалась и латвийская сторона. После презентации кинокритика Карима Кадырбаева, который рассказал о самой успешной отечественной франшизе «Бизнес по-казахски», директор латышской киностудии Avantis Promo Илона Бичевская предложила идею продолжить историю и перенести героев в свою страну, чтобы получился «Бизнес по-казахски в Латвии». Примечательно, что эти планы пересказали французским дистрибуторам, и с их стороны интерес тоже обозначился.

Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция

Карим Кадырбаев

Еще одно знакомство в казахстанском павильоне может вылиться в любопытную копродукцию. В день окончания работы кинорынка к казахстанцам присоединился американский режиссер и продюсер Алекс Бендаан, который пришел на звуки казахской музыки. Он снимает киносериал о музыке, которую играют простые жители разных стран мира, и первые его работы посвящены островам Карибского бассейна.

Серию из пяти фильмов Бендаан планирует закончить через два года, а после заинтересован в поиске героев в Казахстане, причем от топовых исполнителей вроде Димаша Кудайбергена, до обычных горожан и аульчан, которые не представляют своей жизни без песни.

Самым же значимым международным событием по итогам кинорынка можно назвать встречу директора казахстанского павильона Анары Мусреповой с представителем фонда европейского кино «Евримаж» Франсин Равеней. «Евримаж» – это одна из крупнейших в мире институций по поддержке копродукций и международного проката, созданная в 1988 году при совете Европы. Всего в «Евримаж» состоит 38 европейских стран (в том числе постсоветские Армения, Эстония, Грузия, Латвия, Литва, Россия) и Канада – в качестве недавно присоединившегося ассоциативного участника.

Для того чтобы началась предметная работа над проектом по вступлению в «Евримаж» Казахстана, переговоры должны продолжиться на уровне министерства культуры. В случае успеха это откроет для кино страны потенциально громадные географические, культурные и финансовые возможности.

кинорынок Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция

Франсин Равеней и Анара Мусрепова

А что с конкурсом?

Все, что касается работы павильона, – это история «сеятелей»: связи налаживаются для того, чтобы в следующие годы пожинать плоды. Так, например, в 2018 году японских инвесторов для своего фильма «Конокрады» на кинорынке нашел режиссер Ерлан Нурмухембетов – сейчас его картина уже на стадии постродакшна.

Копродукцией был и фильм-участник Канн-2018 «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова, представленный во второй по престижности после основного конкурса программе «Особый взгляд». Ержанов два года подряд ездил в Канны со своими картинами (в 2017-м его «Хозяева» были показаны вне конкурса), и на третий случилась пауза, хотя у режиссера уже есть что снова показать международному жюри. Не исключено, что удачным для главного художника постновой волны казахского кино выдастся 2020 год.

Вообще казахстанцев с Каннам связывает давняя история: еще Ермек Шинарбаев с фильмом «Месть» участвовал в «Особом взгляде» в 1991 году, буквально за несколько месяцев до принятия Казахстаном независимости.

Уже после обретения страной суверенитета локальное кино на Лазурном берегу представлял Дарежан Омирбаев: за «Киллера» он взял главную награду «Особого взгляда» в 1998 году, четырнадцатью годами позже его «Студент» был представлен в программе, но остался без приза.

В 2008 году фильм «Тюльпан» Сергея Дворцевого, казахстанского и российского режиссера, тоже был удостоен «Особого взгляда», а в 2018 уже в основном конкурсе показали «Айку», за которую казахская актриса Самал Еслямова получила награду за лучшую женскую роль.

Казахстанский павильон Канны кинофестиваль 72 2019 кино Франция

Самал Еслямова и Сергей Дворцевой

В этом году главный приз Канн получила южнокорейская лента «Паразит» режиссера Пона Джун Хо, едва не единственный фильм основного конкурса, в котором не нашлось места упрямому морализаторству. По признанию кинопрофессионалов, за 72 года существования Каннский кинофестиваль стал одним из самых консервативных и принципиальных в мире, и от самого конкурса уже сложно ждать открытий или откровений.

Впрочем, аура и флер Канн никуда не исчезают: здесь по-прежнему многочасовые очереди на конкурсные и внеконкурсные показы, подпольные продажи пригласительных на красную дорожку за тысячи, а то и десятки тысяч евро, кинозвезды класса А и все то, с чем вы ассоциируете главный кинофестиваль мира, даже если ни разу там не были.


Записала Ольга Малышева

Фото Silk Road Production