8 лучших фильмов, получивших «Золотого медведя»

Бергман, средневековая Англия и документалка о беженцах

ЕШ
Егор Шеремет
24 февраля 2025

Berlinale
Фото: Shutterstock.com

Ежегодный Берлинский кинофестиваль проводится начиная с 1951 года. За треть века немецкий смотр превратился в настоящий праздник кино — тысячи звезд, кинокритиков и синефилов съезжаются в столицу Германии каждый февраль. 

В честь подведения итогов юбилейного, 75-го Берлинского кинофестиваля мы окунулись в его историю и выудили из глубин времени 8 лучших фильмов, взявших «Золотого медведя». 

Плата за страх, 1952 

«Плата за страх»
Кадр из фильма «Плата за страх»

Берлинский кинофестиваль был основан в 1951 году, но уже во второй официальной программе смотра оказался настоящий шедевр — напряженный триллер Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх». Главные герои фильма — четверо неудачников, застрявших в небольшом южноамериканском городишке без цента в кармане. Им предлагают самоубийственное задание: доставить два грузовика с взрывоопасным нитроглицерином на отдаленную нефтяную скважину. За выполнение поручения обещают две тысячи долларов, но есть одна проблема — дорога до пункта назначения настолько плохая, что бочки с нитроглицерином могут взорваться на каждом повороте.

Фильм с Ивом Монтаном, Шарлем Ванелем и Петером ван Эйком неспроста получил второго «Золотого медведя» в истории. Клузо в одиночку создал жанр современного триллера — до выхода «Платы за страх» режиссеры никогда не снимали настолько напряженные и зрелищные фильмы. Без этой французской картины (и её американского ремейка «Колдун»), актуальные жанровые фильмы вряд ли бы существовали. 

Земляничная поляна, 1957 

«Земляничная поляна»
Кадр из фильма «Земляничная поляна»

Пожилой шведский профессор вспоминает свою долгую, но несчастливую жизнь. Вместе с женой сына ученый едет на вручение почетной премии. По пути необычная парочка останавливается в местах молодости героя и встречает его бывших друзей и знакомых. В 1957 году такого жанра еще не было, но «Земляничную поляну» вполне можно окрестить меланхоличным роуд-муви.

Черно-белая драма Ингмара Бергмана заслуженно получила «Золотого медведя» на 7-м Берлинском кинофестивале. Странно представить, но в былые времена шедевры уровня «Земляничной поляны» действительно участвовали в основных конкурсах европейских киносмотрах. Сегодня шедевр Бергмана — объект культа, а тогда, члены жюри долго рассуждали, заслуживает ли картина главного приза. 


Старт, 1967 

«Старт»
Кадр из фильма «Старт»

Девятнадцатилетний Марк усердно трудится подмастерьем у брюссельского парикмахера, но совсем не мечтает о карьере цирюльника. Марк грезит об одном — стать автогонщиком. На радость парню, в Брюсселе как раз намечается масштабная гонка с большим призовым фондом. Вот только одна загвоздка — у Марка нет автомобиля. Он решает рискнуть и посвящает несколько дней поиску авто. Марк  готов пойти на всё, чтобы принять участие в заезде.

«Старт» — первый иностранный фильм польского режиссера Ежи Сколимовского. Сколимовский пригласил в свой бельгийский дебют молодого актера Жана-Пьера Лео, главную звезду «французской новой волны». Режиссер, очевидно, находился под большим влиянием Годара и Трюффо: в «Старте» очень много рваного монтажа, экспериментов с нарративом и необычных актерских работ. Неудивительно, что жюри Берлинского кинофестиваля решило отметить эксперимент подающего надежды поляка — в 1967 году такие фильмы снимали не часто. 

Кентерберийские рассказы, 1971

«Кентерберийские рассказы»
Кадр из фильма «Кентерберийские рассказы»

Средневековая Англия. Писатель Джеффри Чосер приезжает на постоялый двор и знакомится с его завсегдатаями — пьяницами, проститутками и другими представителями «низших классов». Чосер слушает и записывает рассказы четырёх путников, которые не стесняются честно делиться похабными и страшными историями. 

Будем честны, «Кентерберийские рассказы» — далеко не самый сильный фильм Пьера Паоло Пазолини. Но даже слабая работа итальянского режиссера кажется недостижимым идеалом в сравнении с большинством фильмов его современников. Так что «Золотого медведя» Пазолини забрал вполне заслуженно. Смелая эротическая фантазия о средневековой Британии шокирует обнаженкой и жестокостью, но остается вполне достоверной экранизацией «отца английской поэзии» Джефри Чосера. Ханжам такое кино лучше не смотреть, а вот поклонникам оригинального кинематографа «Кентерберийские рассказы» точно покажутся интересными. 

Восхождение, 1976

«Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»

1942 год. Оккупированная Белоруссия. Партизаны Рыбак и Сотников отправляются в опасную вылазку — им нужно найти пропитание для своего отряда. Миссия оказывается смертельно опасной. Солдата и офицера ловят немецкие полицаи и подвергают страшным пыткам.  Один из героев фильма не выдерживает — предает свой отряд. Как он сможет с этим жить?

Предпоследняя картина Ларисы Шепитько — один из самых сложных, страшных и тревожных фильмов советского кинематографа. История о нечеловеческой жестокости и солдатском героизме настолько потрясла зрителей и жюри Берлинале (в котором сидели Андрей Кончаловский, Райнер Вернер Фассбиндер и Эллен Бёрстин), что «Восхождению» вручили не только главный приз, но и премию кинокритиков ФИПРЕССИ. Этот невероятный фильм актуален до сих пор, так что жюри конкурса можно только похвалить — они верно оценили качество картины Шепитько. 

Палермо или Вольфсбург, 1979

«Палермо или Вольфсбург»
Кадр из фильма «Палермо или Вольфсбург»

Никола Зарбо, сын нищего крестьянина, решает изменить свою жизнь. Он переезжает из сицилийского захолустья в Германию, где устраивается рабочим на завод «Фольксваген». Вот только перемены несут Николе одни проблемы. Да, он влюбляется в немку Бригитту, но тоску по дому не может заглушить ни она, ни честно заработанные деньги.

Немецкий кинорежиссер Вернер Шретер долгое время оставался в тени Фассбиндера и Александра Клюге. Театральный новатор и апологет «барочного» кино снимал великие фильмы еще с начала 1970-х, но большие фестивали отметили его талант только в 1979 году. «Палермо или Вольфсбург» длится почти три часа — это сложное, намеренно замедленное кино, которое во многом предвосхитило стиль многих «авторских» режиссеров нашего времени. Но «прорваться» через этот фильм всё же нужно: Шретер снял по-настоящему оригинальную картину, о которой нужно и важно помнить. 

Тоска Вероники Фосс, 1982 

«Тоска Вероники Фосс»
Кадр из фильма «Тоска Вероники Фосс»

Промозглым берлинским вечером журналист Роберт Крон встречает таинственную незнакомку. Он спасает эту хорошо одетую женщину от проливного дождя и заводит с ней диалог. Непутевому журналисту и невдомёк, что он общается с великой кинозвездой Вероникой Фосс. Актрису привлекает Крон — она устала от известности и наслаждается возможностью побыть с человеком, который никогда не ходит в кино и не следит за светскими сплетнями.

Драматичный фильм Райнера Вернера Фассбиндера — эталонное «странное» немецкое кино. Чёрно-белая необычная история любви может показаться немного легковесной в сравнении с другими лауреатами «Золотого медведя», но банальный сюжет с лихвой оправдывается стильной режиссурой. Величайший немецкий кинематографист умер спустя несколько месяцев после премьеры «Тоски Вероники Фосс» — жюри Берлинского кинофестиваля едва успело одарить Фассбиндера главной наградой немецкого кинематографа. 

Море в огне, 2016

«Море в огне»
Кадр из фильма «Море в огне»

Итальянский остров Лампедуза не узнать. Еще пару десятилетий назад этот кусочек земли был настоящей идиллией, с тихими пляжами и кучей рыбацких лодок. Всё изменилось после начала экономического кризиса и бесконечных войн на Ближнем Востоке. Лампедуза стал «вратами в Европу» — тысячи беженцев прибыли на остров, ожидая шанса перебраться на континент. Этот фильм — про остров, его жителей и нежданных гостей. 

Первое десятилетие XXI века выдалось не лучшим для Берлинского кинофестиваля. Немецкий смотр проигрывал в популярности Каннам и Венеции, так что талантливые режиссеры предпочитали не отдавать на него свои премьеры — «Золотой медведь» был не так уж ценен. Но во второй половине 2010-х Берлин вернул себе былую популярность — кураторы кинофестиваля начали выбирать для конкурса действительно уникальные, можно даже сказать, авангардные ленты. И «Море в огне» Джанфранко Рози — главное тому подтверждение. Многие ругали жюри Берлинале за «политическое» решение наградить итальянца «Золотым медведем», но фильм о беженцах всё же прошел проверку временем, доказав, что документальное кино может ни в чем не уступать художественному. 

Сондай-ақ оқыңыз

Фото: Tiger Films
Фото: Curio Pictures
Тильда Суинтон
Light
Кадр из фильма «Кадет»
Источник фото: shutterstock.com
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше