Как и в любой религии, в спорте средоточие паствы, коллективной энергии и ключевой генератор денег — это храм. Храм в спорте именуется ареной (крытая и вмещающая до или около 20 тысяч зрителей) или стадионом (лимитируемо крышуемая площадка, вмещающая 30 и более тысяч человек).
В наши дни с полночных стран встает не только заря солнечная, но и часто заря технологий и развития. Вместе с тем именно на Западе сегодня в мире спортивных арен происходит тихая революция. Бывшие когда-то местами, где просто играли матчи и проводили концерты, в первые десятилетия XXI века арены превратились в центры новаторства, где встречаются технологии, архитектура и развлечение. Эти новые стадионы и арены претендуют на звание чуда архитектурной мысли или же чуда света, открывающего новые главы в лицезрении спортивных и развлекательных ивентов.
За последние несколько лет мне удалось неоднократно посетить некоторые. О них и пойдет речь. Поскольку, нанося визиты на эти стадионы и арены, я еще не знал, что мне выпадет честь и удовольствие рассказывать о своем опыте вам, я позволял себе получать максимальное количество удовольствия, а не подкисший командировочный минимум эмоций, дабы яркими рассказами не вызывать огорчение у коллег.
Станция: Лондон
Начинаем наше путешествие из центра Лондона. Пятнадцатиминутная поездка на оверграунде (это такой столичный ЛРТ, у которого получилось) — и мы, слегка помятые обилием обитателей вагонов в белых и пурпурных футболках, прибываем на станцию White Hart Lane, названную так то ли в честь улицы, то ли в честь персонального символа короля Ричарда II (последнего Плантагенета на английском престоле). Десять минут прогулки от станции, и мы подходим к воротам стадиона «Тоттенхэм Хотспур» (официально Tottenham Hotspur Stadium) на один из матчей Английской премьер-лиги — шоу, которое минимум раз в неделю смотрят 1,87 млрд людей в 189 странах планеты. Основная идея стадиона заключается в том, чтобы люди проводили здесь гораздо больше времени, чем просто во время игры. Под руководством президента клуба Дэниэла Леви стадион стал воплощением идеи многофункциональности и технологий, позволяющих обеспечить доселе невиданный в Великобритании уровень комфорта и развлечений.
Стадион был введен в эксплуатацию в 2019 году. Стройка, на которой было задействовано 5 000 человек, шла три года и обошлась владельцам клуба в миллиард фунтов. Лондон, пожалуй, чемпион мира в дисциплине сочетания традиций и новаторства. Конечно же, любящие преемственность и умеющие жить в мире со своим прошлым британцы не могли изменить себе и при строительстве нового стадиона использовали кирпичи, дерево и другие материалы предыдущего стадиона «Тоттенхэма» White Hart Lane, 117 лет служившего домом для «шпор» с 1899 года. И да, конечно же, стадион находится на том же самом месте, что и White Hart Lane, всего в паре десятков метров.
Другим элементом традиций и преемственности является Warmington House. Это историческое здание, расположенное прямо внутри территории стадионного комплекса. Warmington House имеет важное значение для истории клуба, поскольку здесь в начале XX века располагался один из первых клубов болельщиков «Тоттенхэма». Защищенный от сноса дом-памятник был интегрирован в современную структуру стадиона, пространство которого выстроено вокруг него. Сегодня это здание символизирует важность традиций и наследия клуба, и, по слухам, в нем должен будет разместиться музей трофеев «Тоттенхэма», когда лондонцы завоюют еще несколько трофеев: пока два кубка УЕФА, кубок кубков, два кубка чемпионов Англии и несколько кубков Англии и Английской лиги (последний на данный момент трофей, завоеванный «Тоттенхэмом» в 2008 году) будто бы немного стыдливо расположены в большом пространстве внутри стадиона за лестницами.
Третьим, менее серьезным и собирающим воедино традиции и пресловутый английский юмор элементом, я бы назвал золотого петуха — символ команды — на крыше нового стадиона. По легенде, виртуозный игрок «Тоттенхэма» и известный балагур и дебошир Пол Гаскойн успешно стрелял в логотип клуба на крыше стадиона из воздушного ружья, чем деформировал птицу. Для сохранения пропорций на новом стадионе потребовалось утроить размер птицы во главе стадиона, но вмятины Гаскойна были бережно скопированы, и новый, но аккуратно кастомизированный и покрытый слоем 24-каратного золота петух был водружен на крышу стадиона и с тех пор сидит на крыше смирно, не планирует встрепенуться и, обратившись на Восток, призвать очередного Дадона к царствованию лежа на боку.
И вот он перед нами – стадион с 62 000 мест, самый вместительный в Лондоне, позволивший создать 3 500 новых рабочих мест. Если потратить от 35 до 60 фунтов за экскурсию, можно вне игрового дня осмотреть стадион изнутри. Помимо прочего вас встретят «староверская» раздевалка для игроков-гостей с кафелем, длинными деревянными скамейками и душевыми в стилистике сезона весна-осень 1973 года в средней полосе Советского Союза. На контрасте, заходя в раздевалку «Тоттенхэма», вы словно попадаете в современную пятизвездочную гостиницу. Роскошная круговая (для лучшей атмосферы между игроками) раздевалка, широкие кожаные кресла для каждого игрока, зарядки для игроков и индивидуальные экраны. Неподалеку офис главного тренера, откуда доставляются материалы, пока в раздевалке с огромными экранами проходит аналитика матча. Здесь же расположены массажные комнаты, спа, джакузи и бассейн с ледяной водой. Иными словами, менеджмент команды делает все, чтобы дать максимальное преимущество своим игрокам.
Проходим далее и попадаем в тоннель, ведущий на поле. В дни матча здесь располагаются владельцы tunnel club билетов – отделенные стеклом, они могут увидеть на расстоянии не сильно вытянутой руки игроков и тренеров обеих команд, выходящих на поле. Тоннель ведет на исполинский темно-серый, темно-синий стадион, посреди которого расположено поле. На поле стадиона уживаются 500 млн травинок, каждая длиной от 25 до 30 мм. Поскольку трава живая, сложная система генераторов создает искусственный ветер, солнце (вернее, солярий с 864 двигающимися лампами) и дожди. Система орошения и дренажа гарантирует идеальное поле вне зависимости от погоды, вернее даже вне зависимости от британской погоды. Но что делает стадион «Тоттенхэма» уникальным, так это тот факт, что идеальное футбольное поле – выдвижное и всего за несколько часов может «уезжать» на парковку стадиона, разделенное, чтобы обойти несущую стадион конструкцию, движимое 68 моторами со скоростью 7 метров в минуту. И вот уже на месте идеального газона — искусственное поле для проведения матча Национальной футбольной лиги (NFL) – Американской лиги американского же футбола.
Далее мы поднимаем глаза и видим южную трибуну стадиона. Вмещающая 17 500 болельщиков, эта трибуна самая большая в Британии. Главная фишка трибуны в том, что она не разделена на секторы, а формирует единую возвышающуюся над полем монолитную стену. Идея, к слову, позаимствована у «Боруссии» и их знаменитой желтой стены. Инженеры-акустики в Лондоне разработали и воплотили «Стену», чтобы создать самый громкий звук среди арен Европы. Специально плотно стоящие кресла и единая слитная трибуна работают как рупор/ усилитель, заполняющий звуком остальную арену. Угол наклона, максимально возможный по британским законам, позволяет вместить наибольшее количество болельщиков, обеспечить им лучший обзор, а равно и скомпрессировать их для лучшей плотности звука. Первый ряд трибуны расположен всего в пяти метрах от линии ворот. Справедливости ради — технология на практике работает слабо ввиду традиционно низкой отмороженности или пассионарности лондонских болельщиков. При мне условные 2500 фанов — гостей из Милана перекрикивали 35 000 фанатов-пенсионеров на «Стамфорд Бридж», а стадион «Тоттенхэма» угрюмо молчал, когда «шпоры» безвольно проигрывали очередной матч «Вулверхэмптону».
Но в сторону лень болельщиков. Концентрирует звук и нагнетает атмосферу еще и крыша стадиона. Крыша, к слову, вантовая. Она напоминает колесо и не стоит, подпираемая колоннами, а «висит» на хитрой системе металлических тросов. Это, помимо прочего, обеспечивает отличный обзор всего поля с любой точки стадиона. К примеру, верхние ярусы стадиона «Олд Траффорд» или «Энфилда» дают вид узкой полосы поля между разной бритости и шапкозащищенности головами болельщиков снизу и массивной бетонной крышей сверху. У стадиона же на севере Лондона крыша из стекла со стальным ободом в основании. Соответственно, зритель видит и все поле, и даже нехилый кусок неба, даже если сидит в одном из последних рядов самого верхнего яруса. Кстати, о ярусах. При посещении рекомендуется брать билеты во второй ярус, это самая «низконаселенная» из третей стадиона, дающая полный обзор поля с одного из немногочисленных рядов, оснащенная более комфортными кожаными подогреваемыми (спасение в 8 из 9 месяцев футбольного английского сезона) сиденьями, а также разнообразные рестораны с минимальными (в 5-7 человек максимум) очередями и изобилием столов и стульев. Единственная «проблема» — с пивом не пускают на стадионное кресло, придется допивать вне поля. Эта проблема, к слову, тоже решается — наличием пригласительного в VIP-ложу или VIP-ложи, и, пожалуй, этого я каждому из нас и пожелаю.
Теперь слегка поднимаем взгляд над полем и видим самые большие экраны в Западной Европе, размещенные на уровне третьего яруса. Каждый из экранов показывает изображение в формате 4К-HDR, кристально чистое вне зависимости от освещения. Но главное в этих экранах — размер (пусть и действительно не имеющий значения для побед клуба в соревнованиях). Высотой 11 метров, 29 метров шириной, площадь каждого из этих исполинов — 325 квадратных метров. Или, применяя метод 38 попугаев, в экран поместятся шесть человек на головах друг у друга и около пятидесяти бок о бок в анфас. Этот размер гарантировал бы комфортное размещение внутри экрана всех трехсот спартанцев в полном боевом снаряжении.
Информация также проходит по стадиону через километровые ленточные экраны на трех ярусах (кроме монолитной южной трибуны). Всего на стадионе расположились 1800 экранов разного калибра. В туалетах, коих, к слову, более 470, ни одного экрана нет, что, наверное, логично.
«Чистилище. Чистилище вроде бы где-то посередине. Говном ты не был, но и до вершин не добрался… как «Тоттенхэм». Культовая фраза из фильма «Залечь на дно в Брюгге» уместна и для нашей прогулки. Недавно мы залегали на дно стадиона и смотрели за перемещениями травы, а вот уже президент «Тоттенхэма» Леви за указанные 60 фунтов экскурсии дает шанс добраться до вершины и погулять по крыше стадиона, с которой открывается фантастический вид на Лондон. К слову, поскольку, как мы теперь знаем, стоимость стадиона перевалила за миллиард фунтов, спуститься с крыши на веревке стоит еще 18 фунтов. Я предложил администрации клуба усовершенствовать предложение и добавить опции в 25 фунтов за надежную веревку и экстра 10 фунтов, чтобы веревкой при спуске обвязывали не вокруг шеи. Кстати, мистер Леви явно не фанат круизов и тоев, поскольку триумфальный спуск с крыши на землю не снимают три фотографа, чтобы за 50 фунтов настойчиво предлагать купить фотку в рамочке. Еще одним способом заработка является продажа прав на название стадиона. Стадион все еще называется «Тоттенхэм Хотспур», ибо владельцы клуба хотят 10-15-летнее соглашение за право наименования стадиона с ежегодным платежом в 20-25 миллионов фунтов. Пока спонсоров на проект не нашлось.
Перед игрой, в которой добавится несколько штрихов, коротко расскажу про американский и нормальный футбол. Из 20 клубов АПЛ сейчас девять находятся под контролем американских владельцев, шестеро из которых приобрели контроль над клубами начиная с 2018 года. Как и во времена британского вторжения 1960-х, спортивные культуры США и Британии сегодня движутся навстречу друг другу и в спорте.
По договору с NFL на стадионе «Тоттенхэма» проводится два матча регулярного сезона американского футбола, что принесло клубу огромную популярность по другую сторону Атлантики. Когда футбольное поле с натуральной травой уезжает на паркинг, на его место из глубин поднимается синтетическое поле для игры в американский футбол. Более того, уровень детализации проекта таков, что продумано даже расположение комментаторской рубки. В телевизионную комментаторскую рубку превращается элитный ресторан, в котором при нормальном футболе ужинают с бывшими игроками владельцы VIP-абонементов на матчи «Тоттенхэма». Это требование американского телевидения, доходы от которого составляют с отрывом самую большую долю в доходах NFL (более 60%), которая, в свою очередь, является самой высокодоходной профессиональной лигой в США (более 19 миллиардов долларов в год, почти в три раза больше, чем зарабатывает АПЛ), опережая баскетбольную NBA, бейсбольную MLB и хоккейную NHL.
Итак, в день матча мы приезжаем на станцию White Hart Lane и подходим к стадиону. Обязательно, чтобы у вас не было больших сумок и рюкзаков, иначе нужно будет сдавать их в камеру хранения. Пройдя металлодетектор, мы подходим к турникетам. Они оснащены и системой сканирования QR-кодов, и touchpay. Турникеты находятся на уровне пояса и напоминают классические турникеты в бизнес-центре, что выгодно отличает их от турникетов, например, в Ливерпуле и Манчестере, где турникет — это цельная металлическая вращающаяся дверь высотой три метра внутри очень тонкого проема, куда 90-килограммовый человек в куртке проходит не без затруднений.
Как мы и обсуждали, цель, поставленная при строительстве стадиона, — создание не просто места для проведения матчей, а полноценного развлекательного центра. Президент клуба Леви, чьи амбиции всегда простирались далеко за пределы футбола, хотел, чтобы стадион стал центром притяжения для болельщиков и туристов на протяжении всего года. И для этого были использованы самые разнообразные подходы.
Помимо описанных экскурсий, международных трансляций и многофункциональности стадиона, во время игры цель клуба — удержать вас как можно дольше на стадионе. Для этого внутри стадиона выступают живые команды, работают, наверное, самые разнообразные среди других стадионов мира рестораны, подающие блюда от китайской до южноамериканской кухни, проводятся раздача футболок и конкурсы, а еще можно выпить пива. Цены, к слову, не сказать, что очень кусаются: 6-10 фунтов за бургер или хот-дог, пиво обойдется в 6 фунтов.
Пиво — особенность стадиона «Тоттенхэма». И дело даже не просто в том, что прямо под стадионом находится пивоварня, но детализация процессов была столь продуманной, что была разработана уникальная система налива пива. «Жидкий хлеб» наливают снизу, ставя специальный стакан на кронштейн, бьющий фонтаном. Так скорость налива становится гораздо выше (5-6 секунд вместо 40 секунд обычным способом), а пены в стакане остается меньше. Одна из барных стоек тянется на целых 65 метров (самая длинная в Европе). Благодаря этой системе в среднем за матч на стадионе выпивается 23 000 пинт собственного пива (около 4,6 т) и 65 000 пинт в сумме. В год выпивается до миллиона пинт.
Результаты команды, впрочем, несмотря на усилия ее руководства, фанаты «Тоттенхэма» продолжают ждать окончания трофейной «засухи», длящейся уже 16 лет. Но, говоря о стадионе, арена «Тоттенхэм Хотспур» — это не просто место для игры в футбол, это символ инноваций, современных технологий и коммерческой изобретательности. Под руководством Дэниэла Леви арена стала не только домом для «шпор», но и центром культурной и коммерческой жизни Лондона. Каждый элемент, от выдвижного поля до пивоварни, создан с одной целью — превратить стадион в нечто большее, чем просто футбольная арена, сделать его местом, где люди проводят целый день, наслаждаясь разнообразными развлечениями и атмосферой.
В итоге стадион «Тоттенхэм Хотспур» — это не просто спортивное сооружение или инновационная арена. Это бизнес-модель нового типа, которая позволяет окупить миллиарды инвестиций за счет привлечения новой аудитории и создания уникального опыта для каждого посетителя. Из «Кэпитол оф Грейт Британ» отправляемся через океан и изрядную часть территории США.
Станция: «Сфера»
Десятичасовой перелет из Лондона, и мы приземляемся в Лас-Вегасе, игровой столице мира. Если не отвлекаться на слот-машины, встречающие гостей прямо за паспортным контролем, то можно прыгнуть в такси и после 20-минутной поездки мы останавливаемся около «Сферы» (MSG Sphere).
Неудивительно, что именно в столице развлечений и экстравагантности появилась арена, которая войдет в книги по архитектуре и инновациям.
Открытая в сентябре 2023 года ««Сфера»» — проект Madison Square Garden Entertainment Corp (MSG Entertainment), которой принадлежат Radio City Music Hall и Beacon Theatre в Нью-Йорке, Chicago Theatre в Чикаго и, что логично, Madison Square Garden. Партнерами при строительстве выступили AECOM, сыгравшие ключевую роль в реализации этого инновационного проекта. Через AECOM был привлечен еще один партнер: Emaar, один из крупнейших девелоперов в мире, известный своими мегапроектами (Бурдж-Халифа и Дубай Молл). Этот сплав опыта в строительстве и дерзкого инновационного проекта «выстрелил» столь успешно, что получилась не просто арена стоимостью в 2,3 миллиарда долларов, но был создан образец для строительства стадионов новой формации.
«Сфера» расположена неподалеку от одного из самых фешенебельных отелей в мире – Venetian/Palazzo. К слову, эта гостиница является второй крупнейшей по количеству комнат в мире, насчитывая 7092 номера. Еще при приближении к «Сфере» (или если вы остановитесь в Palazzo и получите номер с видом на нее) мы видим внешний экран «Сферы». Это сразу «заход с козыря». Экран оборачивает всю наружную поверхность купола и состоит более чем из 54 тысяч квадратных метров светодиодных панелей. Эти панели имеют разрешение, которое позволяет отображать изображение с невероятной четкостью и детализацией, сравнимой с 16K. Яркость экрана в 5000 нит обеспечивает видимость даже при ярком дневном свете. В темное время суток ««Сфера»» становится настоящим зрелищем, освещая ночное небо Лас-Вегаса. Есть мнения, что ее свет виден даже из космоса, что проверить, к сожалению, не удалось. Реклама на «Сфере», разумеется, уже продается, а также по «Сфере» «показывают» мультимедийные шоу.
Если внешний экран «Сферы» поражает своим размахом, то внутренний еще более впечатляет. Внутри «Сферы» находится гигантский 360-градусный LED-экран, создающий эффект полного погружения. Экран способен менять свою конфигурацию в зависимости от типа мероприятия. Размер экрана – 16 тысяч квадратных метров, он является самым большим и высококачественным изогнутым LED-дисплеем в мире.
Внешний и внутренний экраны работают в тандеме с системой интеллектуального освещения, которая синхронизируется с видео и аудио, создавая уникальные спецэффекты. В «Сфере» также предусмотрены системы для создания дополнительных эффектов: ветер, вибрации и даже запахи.
О комфорте. Каждое сиденье «Сферы» оборудовано системой климатконтроля, что позволяет индивидуально регулировать температуру и воздушный поток. Сиденья также оснащены тактильной системой.
Звук в «Сфере» — отдельная история. Каждый из 160 тысяч динамиков арены расположен так, чтобы обеспечить равномерное распределение звука по всему пространству. Технология волновых фронтов позволяет направлять звук таким образом, чтобы каждый зритель независимо от своего места слышал его одинаково четко и насыщенно. «Сфера» также позволяет проводить ивенты на нескольких языках одновременно, ибо звуковые волны будут распределяться таким образом, что зрители в разных частях стадиона будут слышать звуковую дорожку на своем языке — и да, наушники не будут нужны.
Хотя «Сфера» в первую очередь позиционируется как развлекательная площадка, она также станет домом для соревнований по боксу, ивентов UFC и киберспорта.
Сейчас в «Сфере» регулярно проходят два типа представлений: иммерсивный фильм Postcards from Earth и выступление актуальной группы-резидента и иногда краткосрочные мероприятия (драфт новичков NHL, в будущем — киберспортивные состязания). Ниже очень короткие заметки о фильме и шоу U2.
Postcards from Earth — это фильм или, на мой взгляд, очень длинный рекламный ролик, созданный специально для «Сфер». Его режиссер — Даррен Аронофски (режиссер фильмов «Реквием по мечте» и «Черный лебедь»). Фильм-ролик классно демонстрирует уникальные визуальные и звуковые возможности «Сферы».
Ивент проводится владельцами «Сферы». За час до начала шоу открываются ворота, и гости попадают в гигантский холл с иммерсивным опытом — вас будут приветствовать роботы, а также можно будет сделать ваш аватар. Билеты на фильм стоят от $100 (200 и 400 секторы) до $200 (300 сектор). Поскольку мы больше не в Великобритании, нужно быть готовым к тому, чтобы платить еще 20 процентов сверх указанных цен в виде налогов и сборов. Для VIP-персон есть лаундж-пакет за 300 долларов с бесплатной пинтой пива, специальной ленточкой, чашкой и открытками. Я бы рекомендовал первые ряды 400 секторов на третьем ярусе, ибо платить сильно больше 120 долларов за 50-минутное шоу считаю неразумным. Билеты лучше покупать на сайте арены или на ticketmaster.
До и во время шоу на арене есть базовая еда и напитки. Вода или кола обойдется в $5-7, а пиво — около $15 за стакан. Еда — классические гурманские американские деликатесы: картошка, бургеры и хот-доги, опции еды обычно варьируются около отметки $15. И да, добавляем налоги. С сервисом не будет сборов, но от вас будут ждать чаевых от 15 до 25% от стоимости заказа.
Заходить на арену можно за 10 минут до начала шоу. На арене достаточно узкие проходы, широкие сиденья с держателями для чашек. Еду можно проносить с собой.
Шоу посвящено человеческой цивилизации и ее развитию. Вас будет ждать классический 4D-опыт. Картинка, ветер, трясущиеся кресла и так далее.
Впрочем, смотря на уникальные и гигантские 16К видео, я поймал себя на мысли, что сущность этой умопомрачительной технологии в том, чтобы максимально приблизить изображение и изображаемые места на планете к тому опыту, который человек может получить, увидев эти объекты собственными глазами. Технологическое чудо, являясь чудом, стремится приблизиться к самой простой вещи — взгляду человеческих глаз.
Интерактивные роботы на выходе стоят уже зачехленными и не работают, поддерживая классическое и прочувствованное в самом первом визите на Бродвей много лет назад чувство зрителя в США: заплатил — посмотрел — вали, ибо другие сейчас придут. Немного разочаровывает каждый раз чувствовать такое отношение, являющееся нормой.
Теперь о резидентствующей группе. «Сфера» не стала исключением, и артисты в ней выступают по принципу резидентства. Концепция резидентства артиста в Лас-Вегасе возникла в середине ХХ века, когда в 1940-х крупные артисты начали выступать на продолжительной основе в казино и концертных залах города: арена резервировалась эксклюзивно или почти эксклюзивно за артистом, он опционально жил в отеле при казино. Зарождение этой концепции показано в книге Марио Пьюзо «Крестный отец», когда Майкл Корлеоне предлагает Фрэнку С… то есть, Джонни Фонтейну выступать в их казино некоторое количество раз за полгода. Резидентство дает преимущество в отлаженных и отрепетированных на одной и той же площадке спецэффектах, а длительность в месяцы или годы позволяет привлечь стабильный поток зрителей. Элвис и Селин Дион, Бритни Спирс и Адель, Бруно Марс и Фрэнк Синатра — топовые артисты мира выступали и будут выступать по принципу резидентства в залах и на аренах Лас-Вегаса.
Честь открыть новую арену в сентябре 2023 года выпала ирландской группе U2. Шоу называлось UV Achtung Baby Live и, разумеется, стало сенсацией. Стоимость билетов варьировалась от $200 за стандартные места, достигая $2000+ за премиальные места ближе к сцене. Вновь идеальным кажется разместиться на третьем ярусе, чтобы видеть весь гигантский экран и не платить за приближающиеся к стоимости крыла самолета билеты.
Удивительно, но звук, на мое персональное восприятие, был достаточно плоским и режущим ухо несмотря на 160 000 динамиков. Безусловно, исполинский 16K экран — главная «звезда» шоу — взрывал мозг эффектами и буквально переносил в альтернативную реальность. До марта 2024-го было сыграно более 30 шоу. Если подвести итог визитов, безусловно, «Сфера» — это чудо света, однако лучшие шоу впереди.
Кстати, акции компании, владеющей «Сферой», размещены на фондовой бирже NASDAQ (тикер: SPHR). Бумаги прошли листинг и 9 апреля 2020 года начали торговаться по 100 долларов за акцию. Сегодня акция торгуется в районе 45 долларов. Впрочем, с 1 января 2024 года акции «Сферы» выросли примерно на 35 процентов — с 34 до 45 долларов за бумагу, что очень неплохо. Рыночная капитализация компании сегодня 1,5 миллиарда долларов.
Есть и другие способы генерирования денег «Сферой» — например, реклама. Она стоит 450 тысяч долларов за день и 650 тысяч долларов за неделю. Для того чтобы окупить затраты на строительство, «Сфера» должна будет 5111 дней, или 14 лет непрерывной рекламы. Думаю, у них получится. А теперь, поняв новые стандарты, которые будут определять развитие развлекательных площадок в будущем, давайте переместимся на побережье Тихого океана.
Станция: «Лос-Анджелес»
Чуть более чем за месяц до того, как вы стали обладателем этой копии Esquire, в Инглвуде, Лос-Анджелес, концертом Бруно Марса открылась арена Los Angeles Clippers, Intuit Dome. Владелец местной баскетбольной команды, одиозный лысый живчик-миллиардер Стив Балмер построил фантастическую арену за 2 миллиарда долларов.
«Парусники» четверть века делили предыдущую арену с более успешной командой NBA «Лос-Анджелес Лейкерс» и смотрели, как желто-пурпурные соседи выиграли шесть чемпионских титулов, а сами не смогли ни разу дойти даже до финала. Неприятной была и необходимость играть дневные игры, ибо в расписание Стейплз Центра (теперь известного как crypto.com arena) помимо «Лейкерс» нужно было вписывать игры команды NHL Los Angeles Kings и концерты.
Арена располагается неподалеку от аэропорта LAX, и инновации начинаются, разумеется, с парковки, ведь мы в Лос-Анджелесе. Четыре тысячи крытых парковочных мест для 18-тысячной арены, многие оснащены электрическими зарядками. От парковки к зданию ведет крытый тоннель, проходящий через небольшую площадь с небольшой сценой и будущим крупнейшим в NBA магазином атрибутики баскетбольной команды.
Входя на Intuit Dome, вы сразу же сталкиваетесь с одной из главных и уникальных ее особенностей — системой опознавания лиц на базе искусственного интеллекта GameFaceID. Эта система позволяет значительно ускорить процесс входа на арену. К слову, технологии нуждаются в полировке и в день открытия арены концерт Бруно Марса был задержан на полтора часа из-за сбоев в этой системе.
GameFaceID интегрирована с билетными системами и системой контроля доступа, что позволяет автоматически идентифицировать зрителей и проверять их билеты при входе. Система будет обучаться и все лучше определять лица гостей арены, давая не только высокий уровень удобств, но и повышая безопасность зрителей. Более того, фанатичный любитель баскетбола Стив Балмер, обладатель состояния в 100 миллиардов долларов, воплотил свою любовь к игре в том числе и в оригинальном архитектурном решении: перед входом непосредственно в зал через каждые 5-7 метров расположены станции еды и напитков, которые также интегрированы с системой GameFaceID. Это позволило полностью убрать кассы. Зрители просто берут снеки и напитки, а оплата автоматически списывается с привязанной к их ID карте. Соответственно, видение Балмера: выйдя из игрового зала, зритель быстро схватил еду и напитки или почти без очереди забежал в один из 1160 туалетов (в три раза больше, чем на стандартных двадцатитысячниках в США) и быстро вернулся обратно смотреть игру своими глазами. Возможно, поэтому в коридорах не установлены экраны, транслирующие происходящее на площадке.
Пройдя коридоры, мы попадаем в сердце арены. Там нас встречает гигантский LED-экран Halo Board. Его площадь составляет около 3600 квадратных метров, что делает его одним из крупнейших в мире среди подобных дисплеев. Главный экран арены оснащен разрешением 8K и технологией HDR и состоит из 200 миллионов LED-ламп. Экран двусторонний и опоясывает арену по периметру.
Каждое из 18 тысяч кресел арены оснащено динамическим управляющимся пятисантиметровым дисплеем, USB-C портом (обойдется вам в $5 за вечер), регулировками высоты и наклона спинки кресла. Регулировки кресел продублированы также шрифтом Брайля, что еще раз говорит о внимании к деталям. Внешне баскетбольный корт видится гораздо ближе других арен — это достигнуто использованием, как и на арене «Тоттенхэма», экстремальных углов расположения кресел. Между креслами также оставлено самое большое пространство для ног среди всех арен NBA/NHL.
Роднит Intuit Dome и стадион «Тоттенхэм Хотспур» «Стена». «Стеной» названа единая монолитная гигантская трибуна на одном из концов арены, вмещающая более 4000 зрителей. Планируется, что «Стена» должна быть центром энергии и шума на арене, создавая неповторимую атмосферу во время матчей. Вдохновившись успехом этой конструкции в Лондоне, Стив Балмер решил интегрировать ее в Intuit Dome, чтобы создать аналогичное, если не более мощное, ощущение поддержки от болельщиков Clippers. Трибуна будет спроектирована таким образом, чтобы звук от болельщиков концентрировался и усиливался, направляясь к игровому полю и создавая эффект акустического давления на игроков соперника, которые будут расположены у «подножия» «Стены». Есть сведения, что билеты в этот сектор будут продаваться лишь фанатам «Клипперс» или будут зарезервированы для сезонных абонементов с запретом на перепродажу. Неофициальный маскот США на минувших Олимпийских играх Снуп резонно заметил, что с такой стратегией в «Стене» будет много пустых кресел.
Рестораны арены предлагают разнообразное угощение: от фаст-фуда до ресторанов высокой кухни. Стив Балмер лично участвовал в выборе ресторанных концепций, чтобы обеспечить посетителям возможность насладиться уникальным гастрономическим опытом.
Арена явно видится «заточенной» именно под баскетбольные игры, поскольку концерты, стартовавшие в Intuit Dome в августе, не предлагали какой-то уникальный опыт. Ждем открытия баскетбольного сезона 23 октября 2024 года.
Поскольку Intuit Dome построена в Калифорнии, неотъемлемым требованием при строительстве была экологичность. У арены нулевой углеродный след. До 6 часов арена сможет функционировать лишь за счет 300 солнечных батарей на ее крыше. В Intuit Dome налажена система сбора и повторного использования дождевой воды для орошения зеленых насаждений вокруг арены и технических нужд.
В отличие от «Сферы», Intuit Dome не будет стоять в изоляции: вокруг арены планируется создать «город в городе» — инфраструктуру, которая будет включать торговые центры, рестораны, развлекательные заведения и отели. В общем, Стив Балмер, вложивший в этот проект свое сердце и средства и сообщавший, что подсматривал лучший опыт на всех стадионах мира, таки создал арену, которая обещает стать не только домом для Los Angeles Clippers, но и новым стандартом для спортивных объектов по всему миру. Один из месседжей Intuit Dome — будущее уже здесь, и, положа руку на сердце, с этим можно согласиться.
О будущем
Помимо трех арен, описанных выше, в ближайшие пару лет будут закончены и введены в эксплуатацию еще несколько инновационных и уникальных проектов. Среди них:
- «Сфера» в Лондоне — это будет новая версия «Сферы» Вегаса, исправленная и дополненная.
- Santiago Bernabéu Stadium — обновленный стадион футбольного мадридского «Реала» будет не только включать передвигающиеся поля, выдвижную крышу, но и технологии дополненной и виртуальной реальности.
- Fontainebleau Las Vegas Arena. Еще одна новая арена в Лас-Вегасе. Главная ее особенность будет в интеграции с отелем. Роскошный отель будет расположен вокруг арены, и гости смогут наслаждаться спортивными мероприятиями и шоу прямо из своих номеров или с балконов. Как «герои» нашей статьи использовали опыт предшественников, арены грядущего будут использовать опыт наших «героев».
И еще о технологиях. В 2023 году группа ABBA создала идо сих пор с большим успехом показывает шоу своих голографических аватаров в Лондоне. Я убежден, что это шоу лишь «жаворонок» и очень скоро мы увидим великие группы и артистов минувших дней, умерших или ушедших на пенсию в этом новом форм-факторе. Это наводит на мысль, что голограммы, цифровые аватары и в целом дополненная или виртуальная реальность при сохранении вайба посещения арены будет одним из новых массовых развлечений, и новые арены будут создаваться или оптимизироваться под эти шоу.
Финальной резюмирующей мыслью статьи мне видится пожелание вам, дорогие читатели, заниматься спортом. Потому что жизнь впереди и уже осязаемо должна принести новые чудеса (стадионо- и ареностроения в том числе), и можно будет посмотреть на них свежим взглядом до того, как они превратятся в обыденность, как божественный огонь, украденный Прометеем и быстро разжалованный в топливо для кипячения на нем воды. А если заниматься спортом, можно прожить подольше, а это, как справедливо замечал джентльмен с неспортивным прозвищем Толстый, гарантия того, что получится увидеть побольше.