TEATRO89 под руководством Франка Вальдеса и Галины Кирьян представил новый пластический музыкальный спектакль «Последний рыбак».
С Франком Вальдесом казахстанские зрители уже, несомненно, знакомы по таким постановкам, как «Пилигрим» (2021), «Leila» (2022) и первому музыкально-пластическому проекту TEATRO89 «Совпадение» (2023).
Собственно, «Последний рыбак» – это продолжение одноименного перформанса, показанного ранее в рамках премьеры «Совпадение».
В основу спектакля легла повесть «Старик и море» Эрнеста Хэменгуэя. Примечательно, что некоторое время назад Франк Вальдес в своем интервью Esquire рассказал, что его дом в Гаване находится не только в пяти минутах от берега океана, но и в пяти минутах от дома, где Хемингуэй писал своего «Старика и море». Так что эта история имеет личную значимость и отсылку к жизни Франка на Кубе, пересечению с людьми, которые стали героями произведения Хемингуэя.
Немаленький вклад в постановку внес и башкирский хореограф Тимур Загидуллин. Он не только выступил в качестве хореографаа и исполнителя одной их ролей, но и взял на себя функцию сорежиссера, а также совместно с Михаилом Черезовым написал музыку.
К слову, музыка «Последнем рыбаке» полностью повторяет основную концепцию пластического спектакля – она вещь в себе. Складывается ощущение, что мелодия рождается, живет, дышит и развивается здесь и сейчас. В такт с движениями актеров.
Если просчитать либретто «Последнего рыбака», то это история о верности и вере. Верности себе и вере в себя. Верности человеку и вере в людей. Верности своему назначению и вере в свою миссию. Верности воле Бога и вере в Божий промысел. О том, как сделать все от тебя зависящее и доверить Высшей Силе остальную часть пути, то, что от тебя уже не зависит.
Приверженность своей миссии – не пустое упрямство. Встреча лицом к лицу со стихией – не просто блажь или сумасшествие. Когда мы знаем, кто мы, и для чего мы здесь, вся Вселенная идет нам на встречу.
Но прелесть пластического спектакля в том, что это постановка, основанная на ощущениях. От танцевального спектакля она отличается тем, что мы сосредотачиваемся не на умении танцора и красоте движений, а на внутренних ощущениях. На том, как передать эмоции через жест. И каждый зритель может найти в ней что-то свое. Эмоционально близкое ему на данный момент.
В этом плане «Последний рыбак» производит очень сильное впечатление. Постановка буквально уводит за собой, заставляя слышать шелест волн и чувствовать вкус соли на губах.
При этом кто-то останется верным старику Хэменгуэю и будет наблюдать за противоборством человека и стихии.
Кто в первую очередь увидит иллюзию отношений мужчины и женщины.
Кто-то просто погрузится в себя, как при медитации и будет наблюдать за чем-то понятным только ему одному.