Авторское кино Казахстана — это не только «Игла» Рашида Нугманова с Виктором Цоем, и не только современные опусы Адильхана Ержанова и Эмира Байгазина. Казахские режиссеры ломали традиции кинематографа СНГ еще с конца 80-х, снимая честные, необычные и нарочито оригинальные фильмы, уникальности которых могли позавидовать сильнейшие мастера России и Европы.
После развала СССР казахские режиссеры наконец получили возможность снимать то, что им было действительно интересно — истории о молодежи, депрессии, криминальные драмы, экспериментальные документальные фильмы. Одним словом, анти-пропагандистское кино.
Выбрали для вас пять забытых шедевров казахского кино, каждый из которых просто необходимо посмотреть.
Читайте также: Большое интервью с Рашидом Нугмановым
«Кайрат», 1991

Подросток Кайрат приезжает в Алматы из родной степи. У юноши одна цель — поступить в университет. Но на вступительном экзамене Кайрат с треском проваливается. Вернуться домой с позором — не вариант. Родные засмеют. Так что Кайрат решает остаться в большом городе: бесцельно катается на общественном транспорте, гуляет по черно-белому Алматы начала 90-х, оплакивает потерянную молодость. В «Кайрате» нет острого сюжета или известных актеров. Дебют Дарежана Омирбаева увлекает другим — это фильм-настроение, неожиданно удачная попытка превратить чувство юношеской неуверенности в кино.
Если «Игла» была сделана по заветам Жана-Люка Годара, то «Кайрат» Омирбаева был снят под большим влиянием Робера Брессона. Минималистичная, но очень чувственная картина о неловком мальчике, чье сердце замирает от каждого случайного прикосновения незнакомых девушек, получила «Серебряного леопарда» на кинофестивале в Локарно. Тем не менее восторги западных критиков не помогли «Кайрату» потеснить «Иглу» — дебютный полный метр Омирбаева прискорбно быстро забыли.
«Суржекей — ангел смерти», 1991

1930-е годы. Размеренную жизнь казахского аула нарушает появление неграмотного кочевника Суржекея, который неожиданно становится главным поборником сталинской коллективизации — он мстит своим обидчикам и жестоко карает каждого, кто посмеет ему возразить, используя имя диктатора в собственных интересах. Исторический эпос Дамира Манабаева — возможно, один из самых смелых портретов сталинской эпохи. Первобытная жестокость, с которой Суржекей расправляется с противниками советского режима, пугает сильнее любых скримеров.
Дебютная игровая полнометражка Манабаева — по-настоящему забытый фильм. На «Кинопоиске» у «Суржекея» даже нет оценки: настолько мало людей посмотрели этот жуткий экскурс в казахскую историю. При этом фильм легко можно найти онлайн. Картину с легендой казахского кинематографа Нурмуханом Жантуриным в главной роли надо «принимать» как лекарство: это невкусное, но очень полезное кино.
«Тень завоевателя», 1991

Лазутчик Унжу, верно служащий Хорезмскому ханству, отправляется с тайной миссией ко двору Чингисхана. Там умелый воин быстро проходит путь от простого раба до влиятельного тысячника. Но узнав, что Чингисхан намерен послать своих солдат в Среднюю Азию, Унжу начинает беспокоиться — полчища Чингисхана не оставят и камня на камне от Хорезмского ханства.
Сценарий к многосерийному фильму дебютанта Ардака Амиркулова написали Алексей Герман и Светлана Кармалита. Неудивительно, что в рассказе о жестокости средневековой Азии легко найти переклички с «Трудно быть богом». Неуютная драма о Чингисхане запоминается именно сценарием — Герман и Кармалита превратили каждого из персонажей масштабной истории в реальную личность. «Тень завоевателя» — практически идеальный исторический фильм, который не боится показать Средние Века такими, какими они действительно были: жестокими, кровавыми, страшными.
Читайте также: Семь успешных казахстанских экранизаций литературной классики
«Место на серой треуголке», 1993

Перестройка. Молодой парень шляется по Алмате и ни в чем себе не отказывает. Его дни незаметно проходят за выпивкой, наркотиками и случайными связями. Но за наигранным весельем юноши скрывается экзистенциальная тоска. Как найти смысл жизни в бессмысленном мире?
Четвертый фильм режиссера Ермека Шинарбаева — главный секрет казахского кино. Самый тонкий и оригинальный представитель «казахской новой волны», Шинарбаев снял «Место на серой треуголке» как своеобразный ответ «Кайрату». Только если у героя фильма Омирбаева шанс на новую жизнь все-таки был, то персонаж Адильхана Есенбулатова уже осознал собственное бессилие перед соблазном «красивой жизни». В 1993 году фильм Шинарбаева доказал, что молодое казахское кино ждет большое будущее — «Место на серой треуголке» получил «Золотого леопарда» как лучший фильм кинофестиваля в Локарно.
Трасса, 1999

Трасса из названия документального фильма Сергея Дворцевого — узкая проселочная дорога, затерянная где-то в казахской степи. По забытой дороге изредка ездят грузовики, водителей которых развлекают бродячие актеры из семейства Ташибаевых. Дети-циркачи ложатся на битое стекло и держат в зубах пудовые гири, по которым бьет молотком отец семьи. Усталые дальнобойщики и чумазые ребятишки из соседних домов подбрасывают Ташибаевым пару монет — цирковая династия еле сводит концы с концами.
Дебютная полнометражка Дворцевого — редчайший пример визуальной антропологии. Режиссер не вмешивается в жестокие трюки семьи циркачей, а лишь документирует их. «Трасса» — это честный портрет нищих жителей казахской степи, которые продолжают нести наследие своих предков даже несмотря на смену режима и появление новых технологий.