Александр Галышев, в результате взрыва котельной потерял 6-летнего племянника и 56-летнего отца, сам провел 10 часов под завалом, сейчас находится в больнице, 32 года.

КАКОВО ЭТО – ВЫЖИТЬ В ШАХАНЕ

В этот вечер 1 января в квартире не было света. Мы все были дома – мама, папа, племянник и я. Но к нам в гости приходила соседка, и мама вышла ее провожать. Сказала «скоро приду, и будем пить чай». Я сидел рядом с племянником, потом дал ему фонарик со словами «бери, свети», а сам встал с дивана и хотел пойти в другую комнату. И в этот момент меня накрыло волной; откинуло, а в следующее мгновение придавило диваном. У меня началась паника. Я стал кричать: «Артур, папа!» (6-летний Артур и 56 Василий Галышев погибли, их тела из-под завалов дома извлекли спасатели – авт.). Было очень страшно и больно. У меня был крест, я все время молился. Думаю, это и помогло мне продержаться под завалом 10 часов. Когда спасатели вытаскивали меня, они все время со мной разговаривали. А как вытащили и положили в машину скорой помощи, я потерял сознание. Сейчас я в больнице, но мне до сих пор страшно. Родственники навещают, подбадривают. А я обращаюсь к Нурсултану Назарбаеву, прошу, чтобы помогли с квартирой. Нам с мамой некуда пойти. Жилья нет. Вот приходил ко мне аким области, какие-то подарки принес. Но нам жилье нужно. Я правда не успел ему ничего сказать. Он быстро пришел и быстро ушел. Но я понимаю, то что я выжил это просто чудо. 2 января – можно сказать, мой второй день рождения, а вообще я родился 31 декабря.

Нина Рекало, пенсионерка 80 лет

Жизнь в Шахане – это самое настоящее хождение по мукам. Когда-то наш Шахан был самым показательным и образцовым. Зеленый поселок с 30-тысячным населением. У нас была инфекционная больница, родильный дом, школы, шахты. Было две котельной, и мы не знали проблем с отоплением. У нас кипела жизнь. А потом началась перестройка, развал Союза и так далее. Нас лишили централизованного отопления. Ни света, ни воды, ни тепла. Мы стали жить как первобытные люди. Еду готовили во дворе или на балконе. Ставили кирпичики и готовили. Выживали, как могли. Воду брали в частном секторе, односельчане разрешали. Со временем научились ставить печки «буржуйки», в домах появились котлы. Наш район не приспособлен для печного отопления, в домах нет дымохода и мы сами сделали в несущей стене дымоход. Другого выхода не было и нет. Эти печки так и стоят в наших квартирах. Две котельные, работавшие в поселке, взорвали. В 2005 году в Шахане обещали построить новую котельную, и даже деньги выделили. Но куда они в итоге ушли – никто не знает. В 2008 году снова пообещали поставить. И в 2013-ом…

Крик и боль нашей души – это котельные.

Власти посчитали сколько денег нужно на их строительство. 3 миллиарда тенге. Говорят, нужно много труб тянуть. Но извините, были ведь старые трубы – где они сейчас? А я отвечу. Весь Шахан растащили и по кусочкам распродали. Трагедию можно было избежать. Но произошло то что произошло. Год огненного петуха начался нехорошо. А самое интересное, что люди говорят, это не котел взорвался, а баллон газовый. Но это люди говорят, кто же им простым смертным поверит?

Галина Столярова, 79 лет, пенсионерка

Каждый чиновник обязательно нам что-то обещает. Я помню, в 2012 году пришел новый аким Абельгази Кусаинов. В тот год Шахану как раз исполнилось 50 лет, и он с трибуны пообещал, что уже на следующий год начнется строительство новой котельной.   Следующий аким области Бауржан Абдишев обещал то же самое. Теперь уже и другой аким области, которого мы не знаем. Так вот мы хотим передать ему и властям, что мы тоже люди. Мы понимаем, что они не хотят строить котельную потому что нас всего 8 тысяч здесь, но разве мы не люди? Мы хотим, чтобы нам сделали котельную. А еще мы хотим, чтобы нас Назарабаев нас услышал. Увидели бы чиновники как мы топим печки буржуйки, увидели бы котлы в подвалах многоэтажек. И поняли бы, что каждый день мы рискуем своими жизнями. Ложась спать ночью, мы не знаем, проснемся ли утром. Угорим от «буржуйки» или взорвемся вместе с котлом, или с газовым баллоном.

Светлана Ержуманова, общественный деятель

Жизнь в Шахане несмотря ни на что продолжается. Мы остаемся со своими проблемами один на один. Сейчас все утихнет и снова забудется. Недавно к нам приезжал заместитель акима области Ляпунов. Он прямо сказал, что денег на строительство котельной нет, есть программа «Нурлы Жол» но она ориентирована на то, что потраченные деньги вернутся, а ваш Шахан, сказал нам чиновник, не окупит себя и через сто лет. Я говорю: вы что себе позволяете? Те кто строил Шахан, им по 80 лет. И сейчас они никому не нужны. Ляпунов не имеет права так говорить о нас, мы еще живы, мы будем бороться. И мы будем добиваться нормальных человеческих условий для жизни. Мы написали письмо мажилисменам, в кабмин. И мы уже не умоляем, не просим, а требуем власти страны увидеть и понять проблемы маленького поселка Шахан.


Записала Ботагоз Омарова

Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: