Каково это — учиться в частной школе Великобритании

Туртаев Болат, 25 лет, инженер департамента совершенствования разработки в проектном институте нефти и газа КазНИПИмунайгаз города Актау.

В начале марта в Алматы (4 марта) и Астане (5 марта) пройдет выставка частных школ и колледжей Великобритании, организованная British Council (Британским советом). В выставке примут участие 10 престижных учебных заведений. Цель выставки — помочь родителям, которые хотят отправить своих детей на учебу в Британию, найти подходящую школу.

Это была мечта моего отца – отправить меня учиться в Англию. И когда такая возможность появилась, он сразу же принялся ее воплощать. Мама была не в восторге, но потом поняв, что это ради моего будущего, она согласилась.

Сегодня отправить ребенка в зарубежную школу не трудно. В той же Англии учится много наших ребят и девчонок. Некоторая сложность при отправлении несовершеннолетнего в частную школу Англии – необходимость опекуна. На этом делаются большие деньги, есть даже специальные агентства, которые занимаются только этим вопросом и стоят их услуги не дешево.

Я поехал в Англию в 15 лет. Нам приходилось платить опекунам. Но эти люди не просто формально по документам несут за вас ответственность: например, во время коротких каникул, когда школа закрывается, и вам нужно искать жилье, это делает назначенный опекун. Обычно школы сами предоставляют контакты фирм и сложностей с поиском опекунов нет.

Первое время мы пользовались их услугами, но потом нашли родственников в Англии и они взяли опекунство на себя.

Учеба в школе стоит намного дороже, чем учеба в университете. Это закономерно, ведь в университете ты платишь только за обучение, а школы-интернаты берут на себя полную ответственность за ребенка; еда, проживание, безопасность – все это входит в стоимость обучения.

Специальные экзамены при переводе из обычной школы в школу-интернат сдавать не нужно. Я учился в интернациональной школе, где происходит подготовка к дальнейшему обучению в Англии. Экзамены сдаются намного позже, при переводе на A-level и дальнейшем поступлении в университеты и на курсы.

Когда я только приехал в интернациональную школу мой уровень английского оставлял желать лучшего, но там было много учеников из других стран, в том числе русскоязычных и уровень остальных не сильно отличался.

Я учился в физико-математической школе им. Жаутыкова, что очень мне помогло в дальнейшем. А в Англии жил в школе-интернате, все время проводил на территории школы, так как несовершеннолетним запрещается выходить за пределы. Выезжать в город можно в выходные дни. Кстати, отец специально отправил меня подальше от Лондона, чтобы уберечь от больших соблазнов. Но мне никогда не было скучно, у меня было много друзей и я находил чем себя занять. Я играл в футбол и баскетбол. В школе-интернате система построена так, что ты всегда остаешься под контролем. Следят за тем, чтобы ты занимался, хорошо учился.

А вот с питанием в Англии не очень. Или это специфика международной школы, где много детей разных религий и у всех разные пищевые запреты: например, я не ем свинину, а в Англии почти вся еда со свининой. Для детей разных конфессий готовили отдельно, и я бы не сказал, что хорошо. Но мы находили выход – заказывали пиццу.

Сначала я учился в TISC – Taunton international study center, все ученики там, как и я были иностранцами. Потом мы перешли на A-level — это 11-12 класс – где каждый ученик выбирает четыре предмета для углубленного изучения. Кроме них есть и обязательные, но акцент делается на тех, которые выбрал именно ты. По окончании первого года один предмет можно исключить и изучать только три. В этом заключается уникальность британских школ. Благодаря результатам, полученным за два года по выбранным предметам, уже зимой перед окончанием школы выпускник поступает в университет исходя из прогнозов преподавателей. Поскольку результаты экзаменов еще неизвестны, учителя дают предположительные, примерные оценки и с этими оценками ученик выбирает пять вузов, куда сможет поступить, учитывая полученные баллы.

Такое вот глобальное отличие от нашей системы образования с одинаковой для всех программой.

Конечно я тосковал по родителям, но не сильно, так как я очень коммуникабельный человек и у меня было много друзей, да и времени на это у меня совсем не оставалось. Весь день загружен занятиями и другими активностями. Только под вечер получается выкроить свободные пару часов.

Чтобы ребенок лучше адаптировался, изучил язык, диалект, менталитет и набрался необходимых знаний, лучше всего отправлять его за границу за несколько лет до поступления в ВУЗ. Школы находятся в разных уголках Англии, а диалекты английского языка сильно разнятся. Привыкнуть к диалекту и сленгу нелегко.

Определится с выбором школы и вуза в Англии легко. Газета Times каждый год проводит рейтинг школ и университетов, как общий, так и по специализациям. Рейтинг публикуется в открытом доступе и считается очень авторитетным.

Думаю, учеба в Англии популярна и востребована во всем мире не только из-за исторических традиций и высокого качества, хотя, конечно, в первую очередь из-за них, но также во многом благодаря специализированной системе образования. Если выпускники наших школ и университетов знают много, но поверхностно, то выпускники в Англии знают не много, зато являются абсолютными специалистами в своей сфере. Узкоспециализированные профессионалы уверенны в том, что смогут найти работу и преуспеть, а самообразованием можно заняться в любое свободное время, ведь читать книги никто не запрещал.

Помимо знаний, обучение за границей дало мне намного больше, чем я предполагал. В Англии учится много студентов из разных стран, ты со всеми общаешься, узнаешь мир посредствам общения с представителями разных национальностей и конфессий. Находясь в такой интернациональной среде, понимаешь, насколько разными бывают люди.

Получив высшее образование инженера-нефтяника в Англии я шесть месяцев не мог найти работу в Казахстане. Несмотря на то, что закончил учебу с отличием, с поиском работы мне это никак не помогло. Но уже на самом интервью, когда будущий работодатель слышит, что ты учился за границей, на тебя сразу возлагают большие надежды. Сами знания, полученные в Англии, сильно помогли мне в работе, и конечно же, меня сразу заметили и отправили на повышение квалификации.

В Англии сложно получить учебную визу, остаться и работать – еще сложней. Нужно быть действительно лучшим из лучших в своей области, иметь значимые достижения. Из-за эмигрантов исконные англичане находятся в неком притеснении, – а кому такое понравится? Поэтому надо сильно постараться, чтобы остаться жить и работать в их стране. Что касается меня, я никогда не мечтал об этом, я всегда хотел вернуться на родину и, что называется, поднимать Казахстан.

В Англии есть националисты, но они это тщательно скрывают. И естественно, чем ты младше, тем больше сталкиваешься с расовой дискриминацией. В то время когда я только приехал учиться, был популярен фильм «Борат». А меня зовут Болат! И я из Казахстана. В общем, представляете, сколько раз мне приходилось отстаивать честь страны, иногда даже в драке. Но чаще встречались добрые и искренние люди. Я считаю, толерантность зависит от воспитания и образованности человека. В Англии я познакомился с огромным количеством прекрасных людей и завел настоящих друзей. Простота – вот что нравится в англичанах. Простота во всем, начиная от одежды и машин, заканчивая сдержанным поведением. Англичанин может себе позволить дорогую машину, если действительно зарабатывает достаточно денег и это будет само собой разумеющимся. В Казахстане же молодые люди зачастую ездят на машинах представительского класса, которые им купили родители. Англичане знают цену деньгам и не одеваются вызывающе богато, в отличие от нас. Тут есть чему поучиться. Но и у нас ведь тоже? Вот по отношению к своим родным и близким мы бы стали для англичан гораздо лучшим примером.


Записала Анна Садыкова

Не забудьте подписаться на текущий номер