Ranking.kz проанализировал активность взаимодействия местных исполнительных органов (МИО) с населением в соответствии с принципами концепции «слышащего государства». В рамках исследования агентство составило рейтинг акиматов.
Идея «слышащего государства» предполагает повышение чувствительности государственного аппарата к нуждам населения, выработку лучших технологий и практик коммуникаций между властью и обществом.
Сегодня в Казахстане функционирует площадка «Открытый диалог», которая предназначена для ведения диалога между населением и государством, исключающего такие барьеры, как расстояние, живая очередь, неосведомленность о соответствии обязательным условиям и прочее. Площадка открывает населению определенного региона возможность обратиться к государственному органу.
В общей сложности по состоянию на 17 марта 2021 года в МИО страны поступило более 28 тыс. обращений, из них ответы были получены только на 25,1 тыс. обращений, или 89,4%. Среди МИО страны лидером стал акимат Восточно-Казахстанской области, который ответил на все 1,3 тыс. полученных обращений. В ТОП-3 самых «слышащих» МИО также вошли акиматы Актюбинской и Кызылординской областей.
А вот аутсайдером рейтинга стал акимат города Алматы, который ответил всего на 72,9% всех обращений. Из 7,4 тыс. обращений ответы были получены только на 5,4 тыс. Фактически 2 тыс. обращений граждан остались без ответа — пессимистичный результат.
В число аутсайдеров также вошли акиматы Костанайской (доля отвеченных обращений — 74,3%) и Мангистауской (доля отвеченных обращений — 81,6%) областей. В этих регионах реагирование на нужды населения оказалось на наиболее низком уровне.
Говоря об этом исследовании надо учитывать один важный момент: сам по себе ответ МИО на обращение населения не означает, что обратившийся гражданин ответом удовлетворен и его проблема была решена. Ответ может быть формальным или не соответствующим запросу. Поэтому Ranking.kz составил еще один рейтинг. На сей раз по удовлетворенности населения полученными ответами.
К примеру, акимат Восточно-Казахстанской области ответил на все обращения, однако при этом доля неудовлетворенных пользователей составила всего 43%, что является одним из худших показателей. Таким образом, можно сказать, что многие ответы были некачественными. Фактически без решения остались 2 из каждых 5 запросов.
В этом рейтинге лидерами стали акиматы Жамбылской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областей, где доля неудовлетворённых пользователей не превысила 30%.
Тем временем худшие показатели по удовлетворительным для граждан ответам показали акиматы столицы (доля неудовлетворенных — 51%), уже упомянутый акимат города Алматы (49%), а также акимат Атырауской области (44%).
Заметим: оба рейтинга показывают сложности в работе акимата Алматы. Акимат Южной столицы отличился тем, что многим гражданам просто не отвечает, а среди тех, кто ответа все же дожидается, почти половина все равно остается без удовлетворительного решения.