Почему именно этот фильм был важен для поколения MTV.Американский пирог 20 лет

1999-й год заслуженно называют последним годом великого кино. Шутка ли, «Матрица», «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Зеленая миля», «Шестое чувство» – все это уже давно стало классикой кинематографа и вышло именно в 1999 году.

Двадцатилетие этих картин не прошло не замеченным мимо киноманов. В апреле все шумно вспоминали творение тогда еще братьев Вачовски, а в июле в повторный прокат вышла картина Дэвида Финчера, вновь напомнив о будущем, которого так и не случилось (хотя башни через два года все-таки рухнули, но Тайлер Дерден не стал голосом нового поколения).

На этом фоне практически незаметно прошел юбилей еще одной знаковой картины того года. Да-да! Появившаяся в 1999-м молодежная комедия «Американский пирог» действительно стала одним из важнейших кинематографических опытов для поколения MTV. Правда мало кто об этом задумывался.

Однако, парадоксально, что даже сейчас, когда произносят что-то типа «какая-нибудь дурацкая пошлая комедия», то первым референсом всплывает именно эта картина. Точно так же «Американский пирог» стал синонимом самого понятия «молодежная комедия».

Фильм братьев Вайц для тинейджеров, живущих на пороге нового тысячелетия, значил примерно то же самое, что фильмы Джона Хьюза («Клуб «Завтрак» или «Феррис Бьюллер берет выходной») для поколения 80-х. То есть говорил со своей аудиторией на одном языке о вещах, которые в повседневной жизни обсудить было проблематично.

Пожалуй, ближайшим родственником «Американского пирога» сегодня можно назвать проекты «Большой рот» и «Половое воспитание» от Netflix. Разумеется, с поправкой на современность и пришедшей вместе с ней темой репрезентативности (с хрестоматийным чернокожим гомосексуалом и девочка-бунтаркой на борту).

Но вернемся непосредственно к юбиляру. То, что двадцать лет назад покорило подростков и вызывало праведный гнев родителей и обвинения в пошлости, на самом деле было не просто комедией про парня, который трахнул пирог или мамку Стифлера.

Фактически, «Американский пирог» стал своего рода проводником подрастающего поколения во взрослый мир секса.

Для тех, кто запамятовал или вовсе не смотрел картину, напомним: в центре сюжета четверо старшеклассников, которые поклялись до выпускного бала лишиться невинности. Собственно, далее следуют забавные злоключения парней с непременным хеппи-эндом в финале.

Итак, центральная тема. Лишение девственности как обряд посвящения во взрослую жизнь. Если углубиться в сюжет, то можно вспомнить, что катализатором событий стал обман неудачника Шермана, рассказавшего о незабываемой ночи с девушкой на вечеринке. Фактически, это история не о поиске секса, как таковом, а о вечной негласной гонке внутри мужского сообщества. Главным героям не так важно было заняться сексом, сколько доказать, что они не хуже рыжего уродца Шерминатора.

Второй немаловажный момент. Принципиальная разница в отношениях к сексу в каждой отдельно взятой паре. В начале фильма есть лишь одна пара: Кевин и Вики. Для Кевина важен сам факт проникновения, для Виктории – особенность момента. И, что примечательно, как только Кевин начинает понимать и особенный момент случается… Вики осознает, что у них нет будущего. То есть здесь авторы пытаются донести до целевой аудитории (напомню, подростки) важную мысль, что первый партнер – не единственный в твоей жизни, но сам дебют в сексе лучше всего получить с человеком, который полностью понимает, что для тебя значит первый коитус.

Историю красавчика-спортсмена Оза, который пытался соблазнить девушку пошлостями, а после влюбился в девочку-хористку, можно проскочить. Мораль истории здесь очевидна и довольно банальна.

Куда интереснее история Финча, который изображает из себя интеллектуала, но при этом идет самым банальным путем, в котором зритель-подросток должен был узнать себя. При помощи Джессики он пускает слух о том, что у него гигантский член, чем привлекает к себе внимание сверстниц… И вот тут авторы, конечно, слили историю банальным гэгом про слабительное в кофе и последующим позором. Тем не менее, линия с этим персонажем нам рассказывает о другой, более взрослой стороне секса.

Нет, конечно, мы все любим шутку про «трахнул маму Стифлера», но суть была не столько в том, что трахнул, сколько в том, что соблазнил. Финч – единственный из всей четверки взрослый персонаж, который добился своей цели, не опираясь на романтику или случайность, а воспользовался своим интеллектом, чтобы заинтересовать взрослую женщину.

Ну, и, наконец, главный герой всей этой эпопеи – Джим. Тот самый парень, который трахнул пирог, но не смог трахнуть сексуальную одноклассницу Надю. В эту линию братья Вайц вложили всю душу. Начиная с задушевных разговоров с отцом (почему у меня все время возникают аллюзии с отцом главного героя из совершенно другой истории взросления – «Зови меня своим именем» Луки Гуаданиньо?), в которых Джим узнает больше, чем ему бы хотелось услышать, заканчивая тем, что он, фактически, станет первой жертвой кибербуллинга в истории кинематографа (незабываемый стриптиз и двойное фиаско с Надей на глазах у всей школы). Вкупе с тем, что Джима фактически поимела и бросила Мишель, эта история получилась наиболее целостной. Особенно ироничным выглядит то, что в последующих сиквелах именно Джим и Мишель в итоге останутся вместе и создадут семью.

Что же мы в итоге имеем? Пошлую комедию про первый трах? Или все-таки актуальное по сей день высказывание на тему взросления. Примечательно, что «Американский пирог» до сих пор не теряет своей свежести. Авторам удалось избежать мизогинии, грубости, банальщины, но при этом донести ряд важных месседжей и на короткое время возродить жанр молодежной комедии.

С двадцатилетием обесчещенный яблочный пирог!


Записал Карим Кадырбаев