Андреа Капуто – архитектор, владелец студий в Шанхае и Милане, с 2011 года посвятивший свою жизнь проектам архитектуры. В его портфолио множество работ, среди которых Civic Center в Сучжоу и Drop City, проект центра дизайна и архитектуры в туннелях Magazzini Raccordati Центрального вокзала Милана, и главное – необычный проект в виде юрты на одной из самых крупных выставок по дизайну — Salone dei Mobili. Недавно он впервые посетил Казахстан, став послом Итальянского дня дизайна, который прошел в рамках инициатив Посольства Италии в Казахстане. Что он думает об архитектуре нашего города, как оценивает его инфраструктуру — эти вопросы мы задали ему во время прогулки по Алматы…

Архитектор Андреа Капуто об изучении юрты и облике Алматы

Андреа, ты впервые в Казахстане и уже смог оценить местные достопримечательности. О чём они тебе рассказали?

Да, я впервые здесь, но уже строю планы о том, чтобы вернуться. Хочу приехать хотя бы на неделю и показать эту страну жене и детям. Так получилось, что еще до приезда в Казахстан я увлекся изучением юрты и вот что у меня получилось (показывает фото). Я был очень вдохновлен этой идеей и, надеюсь, скоро смогу показать казахстанцам результат своей работы. Я даже готовлю книгу – накопилось много информации, целое исследование!

Архитектор Андреа Капуто об изучении юрты и облике Алматы

Расскажи, с чем связана твоя заинтересованность юртой?

Я хотел понять, в каких типах жилья человек обитал перед тем, как появились здания, какими мы знаем их сейчас. Поэтому я и пришел к тому, чтобы углубиться в изучение юрты, которая является базой, фундаментом того, что мы видим сегодня в жилой архитектуре. Самое интересное – это ее форма окружности, она собирает людей, семью вокруг центра – шанырака и располагает к определенной дружественной атмосфере. Это целая философия, которая меня очень привлекает. 

Каким тебе привиделся Алматы?

Алматы – очень современный город с большим потенциалом. Вы придаете ценность уже существующему, но при этом смотрите в будущее, а не ностальгируете, как остальные, не застреваете в этом. Мне этот подход очень близок. И, конечно, близость гор меня просто поразила! Очень интересно, c точки зрения архитектуры, как раз соблюсти этот баланс – дать место и природе и городскому ритму – мне бы было интересно над этим поработать. Думаю, что в этом уникальность вашего города и надо это подчеркивать.

А что, как тебе кажется, стоило бы улучшить в нашем городе?

В Алматы, конечно, есть над чем поработать – в первую очередь над инфраструктурой в части мобильности, например над контролем трафика. И аэропорт, конечно, может быть лучше. Возможно, после всех реконструкций ситуация изменится.

Архитектор Андреа Капуто об изучении юрты и облике Алматы

У Алматы есть характер? Какой он?

В Алматы есть характер, но он не выражен. Думаю, очень важно сделать акцент на развитие городских объектов, учитывая, что в целом у вас достаточно молодое население — создать программы по развитию спортивных центров, игровых и других публичных мест, при этом внедрить их гармонично с тем, что уже построено — это в свою очередь и подчеркнет облик города.

В чем заключается твоя миссия как архитектора?

Сделать так, чтобы построенные нами здания вызывали интерес и мотивировали людей на действия, вдохновляли. Например, в одном из своих проектов мы предложили решение, где второй этаж многоэтажного дома располагает пространством с отдельным входом и ведет на террасу, которая доступна для всех, не только его жителям. С помощью таких приемов строения становятся “гостеприимными”, они как бы приглашают к взаимодействию.То есть нужно пробовать создавать здания, в которых ощущаешь себя, как на городской площади, на которую ты готов пойти в любое время дня и ночи. 

Архитектор Андреа Капуто об изучении юрты и облике Алматы

Получается, что приоритет архитектуры – это человек, а как же природа?

Естественно, природа – это очень важный аспект, но я скептически отношусь к тому, что здание может быть с ней связано. Я считаю, что лучший способ сохранения природы в контексте архитектуры – это не ввязывать ее. Важно, чтобы город оставался зеленым – увеличивались парковые зоны, велосипедные дорожки и прочее, но я хочу быть честен. Необязательно засеевать фасад здания растениями — это чистый маркетинг, который не имеет ничего общего с бережливостью по отношению к природе. Куда важнее то, из каких материалов построено сооружение, но это обычно то, что не видно людям. Я, например, обращаю внимание именно на это — на “зеленые” материалы, а не “обертки”. Мой принцип — это честность. 

Ты стал послом итальянского дизайна. Как думаешь, почему он так ценится в мире, что это такое “итальянский дизайн”, как его узнать?

Это сложно. Сейчас, из-за смешения «архитектурных языков», тяжело иметь свой национальный стиль, привязанный к стране, но итальянский дизайн с 50-90-е годы будет всегда узнаваем. Кроме эстетики ещё одна отличительная черта – это качество, что определяет ценность продукта. ​​Качество — это то, что выделяло итальянский дизайн с первых дней и было напрямую связано с ремесленной культурой. Большая разница между итальянским и иностранным дизайнами состоит как раз в том, что в Италии по сей день существуют ремесленники, которые создают продукты вручную. Экспертные руки — источник успеха итальянского дизайна.

Здорово, что итальянский архитектор остался под впечатлением от нашего города и культуры в целом. Значит до встречи?

Да! Я уже планирую следующий визит. Здесь есть уникальная возможность изучить взаимосвязь природы и архитектуры и создать что-то новое, что-то, что подчеркнет эту особенность. Когда я вернусь, мне бы хотелось, в первую очередь, получше узнать Алматы – поездить по жилым, спальным районам и в целом посетить все то, что не удалось увидеть в первый приезд. Ну и проехаться за пределы города – на природу, озера и еще мне очень интересно посетить город Кунаев.

Поделиться: