Семейное предприятие по производству шотландского виски, основанное в 1886 году в Спейсайде Уильямом Грантом, известно всему миру многими достойными брендами. The Balvenie всегда был на особом счету. Винокурня The Balvenie – средоточие не только древних традиций производства виски, но и уникальных, редко где встречающихся ремесел.
Сегодня в рубрике «Balvenie Истории» Азиз Абдулмажитов – основатель динамично развивающейся дизайн-студии Art Guild.
Я с детства любил рисовать, лепить из пластилина и даже пробовал шить. Я осознаю, что по большей части все навыки и знания передались мне от отца и деда.
Дед занимался крупными поставками леса из Сибири, а также изготавливал различную продукцию из дерева. У отца экономическое образование, он имел свой небольшой магазин хозяйственных товаров, а потом он открыл столярную мастерскую, где делал двери, бильярдные столы и стулья. Я участвовал в производстве и часто находился в мастерской, но тогда мне это не было особо интересно. Хотя сейчас я понимаю, что отец хотел научить меня работать, творить и все это было важно.
К примеру, когда я учился в КазГАСА на дизайнерском факультете, вначале мы изучали классическую школу архитектуры и я не осознавал важность прорисовки чертежей от руки чернилами и то, для чего нам делать макеты из бумаги на ОПК (объемно пространственная композиция) ведь есть компьютер и специальные программы? Сейчас мне эти навыки очень помогают чувствовать форму, пропорции и физический объем и помогают на этапе моделирования.
Я не сразу пришел к столярному творчеству. Во время учебы в университете и после его окончания я продолжительное время занимался дизайном интерьеров, вплоть до конца 2013 года.
После того, как я посетил выставку Maison & Objet в Париже я загорелся этой идеей и уже в октябре 2013 года я понемногу начал заниматься столярным делом. Начинал производство дома, а с того времени сменил уже несколько мастерских. В моей первой снятой мастерской, зимой был жуткий холод и вода оставленная нами в помещении превращалась в лед. А утром перед тем как зайти нам приходилось целый час обогревать помещение.
Мое творчество является неким симбиозом искусства и технологий, и все предметы созданы машинами и людьми.
Машины позволяют быстрей добиться более точного результата. Последующая обработка, работа над мелкими деталями и покраска происходит вручную.
Из материалов я предпочитаю дерево, ведь это один из первых материалов который освоил человек. Причем это настолько многогранный материал, что мы можем построить из него как дом, так и подсвечник. И самое интересное, что основная работа уже сделана природой, а нам остается только немного доработать.
В последнее время меня очень интересует природа происхождения предметов, зачем и для чего люди их делают. Зачем нужно столько ненужных предметов вокруг?
В 2012 году я решил открыть свою компанию и долгое время не мог придумать название. В последний момент мне пришло в голову назвать компанию Art guild и по счастливому стечению обстоятельств оно оказалось свободно. Так и появилась Гильдия искусств.
В логотипе использованы три основные фигуры в геометрии: круг, квадрат и треугольник. Внутри квадрата заключены 24 треугольника – это обозначает 24 часа, оборот Земли вокруг своей оси. Все это заключено в круг. По одной из легенд, чтобы найти идеальную вершину пирамиды, Египтяне чертили круг заключали в него квадрат, брали половину от центра квадрата и крайней отметки круга и если поднять эту вершину, то она будет составлять идеальную высоту пирамиды.
В конце 2014 году я написал цели на следующий год, и одной из них было участие в выставке в Милане, которая называется Salone del Mobile – ведущая выставка по предметам интерьера и аксессуарам. Проходит она в апреле, а в феврале 2015, когда нужно было быть уже готовым к выставке, я понял, что у меня не получится поехать. Я не стал сильно расстраиваться, решил поехать в другой раз. Но вдруг мне написала в facebook абсолютно не знакомая девушка и рассказала о том, что тоже занимается промдизайном и у них не хватает денег, чтобы поехать на эту выставку, на тот момент их было уже двое, и она предложила объединить усилия в плане финансового покрытия бюджета поездки. К слову, аренда выставочного пространства стоила около 3000 евро. Я предложил своим друзьям и они с радостью согласились объединить усилия, но в итоге поехали только трое, в их числе и я. На тот момент нам не хватило времени на подготовку и сейчас я понимаю, что можно и нужно было подготовиться лучше. Но при этом наш стенд вызвал много интереса, так как мы были первые из Казахстана. Наши соотечественники, и не только, выразили свою благодарность за наше творчество.
На выставку London Design Fair 2016 мы поехали уже полным составом. Поездка на выставку в Лондон осуществилась благодаря значительной поддержки со стороны таких организаций как Chevron, British Council и MOST. Мой проект заключался в том, что я вырезал из 7 пород дерева разные страны, острова и составил из них карту целого мира на подобии пазла. Во время создания карты я немного недооценил масштаб проекта. Но это качество мне часто помогает браться за большие и сложные проекты. Благодаря этой карте я изучил географию более подробно, нежели изучал ее в школе, не только страны и их столицы, но и моря, реки и озера. И самое главное в масштабе понял реальное соотношение стран в размерах.
Моя работа вызвала большой интерес и люди которые просто проходили мимо останавливались, говорили «вау» и искали свою страну. Ведь Лондон это город в котором можно встретить человека из любой части нашей планеты, и увидев небольшой кусочек своей страны они искренне радовались. Это позволило мне еще сильней влюбиться в карту, потому что я видел отклик.
Самым часто задаваемым вопросом было соответствуют ли породы древесины и страны. Мне было очень интересно наблюдать за реакцией людей. Например одного человека возмутил тот факт, что Сингапура не было на карте, хоть он и являлся всего лишь маленькой точкой на карте такого масштаба.
В начале лета 2016 года к нам поступило предложение от Асии Тулесовой, которая является основательницей общественного фонда Common Sense, она пригласила вести курсы для детей школьного и подросткового возраста Design Thinking. Учить детей что-то создавать или перерабатывать. Не выкидывать вещи, а создавать из них что-то новое и полезное. Курс решили вести на базе Almaty Design School при поддержке Диаса Мурзабекова. Он успешно завершился в ноябре 2016 года и сейчас мы планируем внедрить этот курс в несколько школ города Алматы.
Также я читаю лекции в КазГАСА, но они носят другой характер. Эти курсы являются интеллектуально подготовительной частью для дальнейшей работы и творчества. Некоторые студенты приходят к нам в мастерскую и устраиваются на практику.
Очень заметна разница в возрасте, так юношам из Design Thinking не особо интересно сколько денег они будут получать и как это поможет им трудоустроиться, они прежде всего устремлены получить новые знания и опыт. Прежде чем попасть на курс Design Thinking детям нужно было написать эссе о том, что они могут привнести в этот мир и какие у них есть идеи. На основе этих идей отбирались участники курса.
Основной причиной и целью моего творчества является непреодолимое желание изменять пространство вокруг себя.
Раньше я не замечал этого, что нужно и можно менять окружающий мир. Но не стоит увлекаться созданием и заполнением пространства ненужными вещами. Сейчас я задумываюсь над созданием вещей, которые можно перерабатывать. Это моя вторая цель после изменения пространства.
Сортировка и правильная переработка мусора очень важна, и я задумываюсь над созданием специальных баков в которых можно будет складывать такой мусор. Нужно брать пример с Америки и Европы, где по сути, это уже образ мышления. Хоть я и сортирую мусор, но приезжает мусоровоз и смешивает все воедино. А смысл?
Мой руководитель дипломной работы Нурлан Туреханов по-настоящему вдохновил меня, направил на путь искусства и творчества. Раскрыл меня ментально и дал точки опоры в этой профессии. Дал советы откуда черпать вдохновение: нужно уметь находить вдохновение во всем. Но со временем я понял, что вдохновение нужно уметь реализовывать, а для этого необходимо постоянно работать, постоянно что-то делать. Когда ты постоянно находишься в работе все те вдохновляющие мысли постепенно начинают формироваться в идеи и воплощаться в жизнь, но только твоим собственным трудом.
Я хотел бы поработать с немецким дизайнером Дитером Рамсом. Это человек, который проработал 40 лет в компании Braun. Этот человек является не только дизайнером, так он еще и изобретатель. Это то, чем он меня поразил, он создавал предметы, которые никогда еще не существовали. Например он создал электробритву и соковыжималку. Он изобретатель-инженер и дизайнер. Его отец тоже был плотником, он устроился в компанию Braun, когда она только была основана и работал с такими редкими на тот момент материалами, как пластик. В послевоенную эпоху это был волшебный материал.
В планах на ближайшее будущее — получение новых навыков и приобретение своего оборудования, работать не только на территории Казахстана, но и за его пределами.
Также посещение выставок современных технологий, для ознакомления с новыми материалами.
Интервью Анна Садыкова
Фото Роман Варламов