Знаменитый американский фотограф Карен Куэн рассказала
Esquire о том, каково это – всю жизнь снимать знаменитостей.
Этот кадр был сделан на съемках программы Saturday Night Live (
сокращенно SNL – полуторачасовая вечерняя музыкально-юмористическая передача на американском канале NBC, одна из самых популярных и долгоиграющих в истории телевидения США, премьера состоялась 11 октября 1975 года. – Esquire) во время одной из многочисленных пауз на рекламу. В программу я пришла по приглашению ее художественного директора, которая, увидев мои работы в журнале Interview Magazine, предложила сотрудничество. Я отработала на программе целый сезон, каждую неделю делая кадры с шоу и используя для съемки пленочный Hasselblad 120 mm. Стинг, Дэнни Де Вито, Том Хэнкс, Робин Уильямс, Дэвид Гилмор – вот лишь несколько имен знаменитостей, с которыми мне довелось поработать в тот период. После передачи с участием Шер я не успела отснять всю пленку и отпечатать серию, как ее отсканировали и в тот же день заказали серию настенных портретов-постеров размером 50х60 см. Каждый гость написал на портрете свое имя, позже эти постеры были развешаны на стенах студии, и получил на память портфолио с кадрами, сделанными мной на шоу. Шер тогда заказала множество копий, чтобы дарить друзьям, я даже отправляла к ней помощника, чтобы помочь оформлять все это в рамки. А один экземпляр она подписала специально для меня, это было так мило. Работа на шоу давала ощущение причастности к чему-то великому, и после завершения проекта стало понятно, что ожидания не обмануты. Сегодня мне кажется, что серия портретов, выполненных мной тогда, напоминает по стилистике работы Грега Гормана (
всемирно известный фотограф, отличительной чертой его портретных снимков являются черно-белые тона и использование особого света. – Esquire). В то время я понятия не имела, кто он такой, но в ретроспективе определенно чувствуется схожесть.
Каково это – фотографировать известных музыкантов? Одни срабатываются с тобой и не жалеют времени, другие демонстрируют чопорную сдержанность. Мне нравятся те, кто неэгоистичен и открыт для творчества, кто говорит: «Хэй, я готов попозировать»… в отличие от тех, кто торопит тебя, а потом возвращается и заявляет: «Я, наверное, должен дать тебе больше времени, ты хороший фотограф». Как было, например, со Стингом.
Как я очутилась в мире фотографии? Однажды дедушка дал мне маленький полуавтоматический фотоаппарат. Я фотографировала много и без разбора, вскоре полюбив этот процесс, и вот тогда отчим доверил мне свою 35-миллиметровую камеру. До сих пор помню ощущение, когда она легла в руку как родная…
В итоге я оказалась на курсах фотографирования в местном колледже, где наряду с другими преподавателями занятия вел Джон Секстон (философ, путешественник, писатель и поэт, один из самых известных современных пейзажистов США, специализирующийся на черно-белой фотографии. – Esquire). Меня заинтересовали уроки по зональной системе, и видение в Черном и Белом стало для меня очень естественным. Я успешно завершила всю серию курсов колледжа, став сертифицированным фотографом. Потом был бакалавриат в Art Center College и стажировка в журнале National Geographic Magazine, которая привела меня в Нью-Йорк, где последующие 16 лет я с неистовством фотографировала для всех ведущих журналов и рекламных агентств. Сегодня живу в Нью-Мексико, беря случайные ежемесячные заказы.
Я интуитивно чувствую, что сделала тот самый кадр. Для меня это естественный процесс и не повод останавливаться. Сделал – двигайся дальше!
Конструктивизм – это всегда хорошо. Открытость к чужому мнению – это здорово. Особенно если ты ценишь людей, делящихся своими мыслями. Развитие может принимать самые различные формы… Будучи любознательным и креативным, ты способен преобразовать любую критику в позитив.
Моей первой работой в Нью-Йорке стал портрет Нан Голдин, фотохудожницы, известной своим фотоальбомом «Баллада сексуальной зависимости». Этот снимок был опубликован в нью-йоркском журнале буквально через неделю.
У меня всегда есть концепция съемки, основанная на предварительном изучении объекта. Будь то журналистская история, портрет или иллюстрация. Мое сознание всегда работает над способами лучшей передачи сущности предмета, с которым я работаю в данный момент.
Я не мыслю в категории «невозможно», я стремлюсь подражать черепахе, которая просто продолжает двигаться. С тех пор, как я покинула Нью-Йорк, стало сложнее получить заказ журнала или социальной структуры, но я всегда держу в своем календаре некий временной резерв для проектов, которые способны расширить мои горизонты.
Экстрим для меня такое широкое понятие… Я снимала жуткие истории о детской проституции, фотографировала серфинг и мероприятия с повышенным риском. Я не стремлюсь к таким работам в основном из-за своего астигматизма. Просто не могу отреагировать на происходящее без некоторого замедления.
Если бы мне предложили сделать фото любого человека, я бы выбрала Джими Хендрикса.
Существуют ли пределы совершенства у фотографа? Полагаю, лучше думать о безграничности.
Похожие статьи в рубрике
«История одного фото»