Деньгами или вещами?

A
adminPMG Автор
19 августа 2015

Волонтерство, гуманитарная помощь как акт безвозмездной помощи ближнему становятся популярной идеей в казахстанском обществе. Но помощь бывает эффективной и не очень. Esquire.kz во Всемирный день гуманитарной помощи разбирался в вопросе.
Волонтерство, гуманитарная помощь На призывы о помощи пострадавшим от наводнений в Карагандинской области и от селя в Алматы откликнулось, как никогда, много  людей. Рядовые, далекие от селебрити и политики казахстанцы отдавали свои вещи, деньги, закупали продукты, отвозили и сортировали собранную гуманитарную помощь. Но благотворительность, так же как любой проект, может быть эффективной или не-эффективной. А иногда благими намерениями умощена дорога сами знаете куда. Esquire.kz поговорил с профессионалами – экспертами в гуманитарной сфере, чтобы узнать, как помогать еще лучше в следующий раз. «Люди хотят помочь, но не знают как», – говорит генеральный директор Красного Полумесяца Казахстана Елена Ким. Красный Полумесяц Казахстана работает в стране давно и является одной из ключевых организаций, которые реагируют на бедствия в Казахстане, собирают средства на ликвидацию последствий и оказывают и координируют помощь. В этом году в своих постах в Фейсбуке официальный аккаунт организации и сотрудники активно призывали помогать деньгами, что для наших людей является новостью: у нас привыкли, что гуманитарная помощь – это прежде всего вещи, еда и лекарства. Тем временем во многих странах деньги уже считают альтернативным способом гуманитарной помощи. Многочисленные исследования зарубежных гуманитарных ассоциаций указывают, что деньги более эффективны, чем обычная помощь вещами и продуктами. В первую очередь потому, что вещи и продукты еще нужно перевозить до пункта бедствия, а до этого нужно еще рассортировать, разложить и распределить. Это занимает много времени и тех же денежных затрат, в то время как деньги могут быть переданы в любую точку мира за считанные минуты, соответственно, необходимая помощь будет закуплена в близлежащем районе бедствия. Гендиректор Красного Полумесяца Елена Ким: «Люди думают, что если они собрали вещи или закупили вещей на 30 тысяч тенге, то они помогут. Но они не понимают, что эти 30 тысяч тенге превращаются в дополнительные 30 тысяч тенге доставки. Их помощь обесценивается». Всемирная продовольственная программа (World Food Program) в своих отчетах также говорит, что деньги, как правило, на 25-30% дешевле традиционной «вещевой» гуманитарной помощи. Помимо этого, деньги обладают уникальной способностью помогать так, как считают нужным сами пострадавшие. Они сами решают, что им нужно в первые дни бедствия, и покупают это на гуманитарные деньги. И их нужды могут значительно отличаться от тех вещей, что находятся в стандартных коробках гуманитарной помощи. Конечно, всегда существуют исключения из правил. Кто-то может потратить эти деньги на алкоголь или сигареты, но опросы показывают, что таких случаев практически нет, большинство людей при бедствиях используют деньги на первостепенные нужды, такие как еда, теплая одежда и продукты. Эксперт из Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Зарина Нурмухамбетова объясняет, что в любой стране мира, когда происходит бедствие, эксперты из гуманитарных организаций разрабатывают план действия. В нем указывается количество людей, нуждающихся в помощи, в какой именно помощи, временные рамки и так далее. Для осуществления этого плана необходимо финансирование. Поскольку этот план разрабатывается опытными гуманитарными работниками, они могут более эффективно помочь пострадавшему населению, чем инициативная группа волонтеров. «Это помогает правительству избежать различных ситуаций, в которых, например, происходит накладка, что в разрушенный аэропорт прибывает слишком много  гуманитарной помощи, с которой они не могут справиться, как это было при землетрясении в Непале. Либо направляется гуманитарная помощь, которая не подходит местным стандартам, не учитывается культурная особенность населения», – говорит Зарина Нурмухамбетова. 500 тенге в фонд гуманитарной организации могут принести больше пользы, чем банка варенья, купленная за те же 500 тенге. К тому же есть такой деликатный аспект, как человеческое достоинство. Давая деньги пострадавшим, мы предоставляем им выбор. Людям не придется стоять в очереди за гуманитарной помощью или отвоевывать понравившуюся вещь. А такие случаи происходят – всегда и везде. Нурлан Панзабеков, человек с 20-летним стажем в области реагирования при ЧС, а сейчас директор департамента по ЧС Общества Красного Полумесяца Казахстана, рассказал Esquire, насколько непригодная одежда приходила от людей за время его работы. «Нам нужно развивать культуру сбора гуманитарной помощи. Вещи в Караганду присылали со всей страны, но значительная часть этих вещей непригодна. Там были такие вещи, которые нормальный человек уже не наденет. Люди отдают то, что им не нужно, думая, что кто-то это наденет. Когда я был в Кызылагаше в 2010 году во время наводнений, люди привезли целую гору вещей, но некоторые вещи были в таком виде, что человеческое достоинство просто падает». Однако и деньги не всегда являются единственно верным способом помочь. Многие просто не знают, что с ними делать во время бедствий. К примеру, казахстанцы, согласно недавнему опросу пострадавших в Карагандинской области, считают, что самое главное при бедствиях – это далеко не еда и одежда, а охрана и безопасность (58%), затем убежище (48%) и только 13% выбрали деньги. Каждая страна и даже город могут по-разному реагировать на чрезвычайные ситуации и иметь разные нужды. Гуманитарная помощь деньгами в Уганде, к примеру, даже помогла уменьшить количество детей, больных анемией. Люди смогли копить гуманитарные деньги и оплачивать долги по квартплате, стали покупать больше разнообразной пищи и даже чаще звать друг друга в гости. А на Филиппинах после разрушительного тайфуна «Хайян», унесшего жизни более 6 тысяч человек, пострадавшие тратили деньги на укрепление убежищ, рыболовные снасти, школьные принадлежности, еду, медицину, одежду и предметы гигиены. В Алматы во время схода селя Красный Полумесяц Казахстана решил раздать денежные ваучеры пострадавшим, которые они могли использовать на покупку продуктов в Metro Cash&Carry. «Люди были настолько благодарны. Кто захотел, тот себе арбуз купил», – говорит Елена Ким, гендиректор Красного Полумесяца Казахстана. В Казахстане сбором денег на гуманитарную помощь активно занимаются сотовые операторы посредством СМС. Одна компания собрала более миллиона тенге от своих абонентов пострадавшим от наводнения в Кызылагаше в 2010 году и такую же сумму пострадавшим в Карагандинской области и в Алматы. Другая –  873 800 тенге пострадавшим от схода селя в Алматы. Собранные в 2015 году деньги от СМС-акций ушли на счет Фонда Красного Полумесяца Казахстана, что, по словам генерального директора, дало большой эффект. Гуманитарная помощь для пострадавших в Карагандинской области весила 231(!) тонну, при этом денег собрали чуть более 10 миллионов тенге, из которых четверть (2,5 млн) ушла на транспортировку, погрузку, сортировку, разгрузку этой самой 231 тонны вещей. В их распределении участвовало 85 человек, 74 из которых – волонтеры. По словам самих волонтеров, это был адский труд, люди работали до глубокой ночи. «Были какие-то нюансы, но мне не хочется их вспоминать. Потому что доброго и хорошего было намного больше. Мы надеемся, что хотя бы девяносто процентов того, что мы сделали, было эффективно», – делится впечатлениями Лейла Касыманова, волонтер, помогавшая разгружать вещи в Караганду и пострадавшим от селя в Алматы. Гуманитарная помощь деньгами и вещами не взаимоисключает друг друга, они вполне могут успешно дополнять друг друга. Если посмотреть на минусы денежных перечислений, то один из самых главных – это сложность отслеживания денежных потоков. Иными словами, риск непрозрачности, коррупции и пропажи. Это происходит, когда деньги поступают из различных каналов, люди отдают наличными (к примеру, прозрачные боксы для сбора денег на операции) или в непроверенные организации. Но безналичные денежные трансакции, наоборот, предоставляют столько данных, что позже можно даже измерить эффективность оказанной помощи после бедствий. Желая помогать, делать это надо осознанно – таково главное правило гуманитарной, да и любой другой помощи.
Автор: Айгерим Толеуханова, интерн по коммуникациям Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Фото: Reuters
Не забудьте подписаться на текущий номер