Согласно мировым статистическим данным, Казахстан не входит в число самых трудоголических стран. Более того, о нашем народе напротив принято думать как о весьма ленивом. Тем неожиданнее стала постановка театра «2act» «Лучший сотрудник вечности» — парадокс, но многим современным алматинцам данная постановка оказалась очень даже в жилу.

Денег не надо, работу давай! В Алматы поставили спектакль о феномене трудоголизма

Спектакль поставлен худруком театра «2act» Виталием Шенгиреевым по пьесе российского драматурга Дмитрия Ретиха. Алматинская постановка считается едва ли не первой инсценировкой пьесы – до того ее представляли лишь на читках-ридингах.

О чем, собственно, история? О том, как один молодой человек после долгого сидения без работы наконец находит долгожданную и желанную вакансию. И его желание понравиться работодателю перехлестывает все мыслимые и немыслимые пределы. Далее начинаются коллизии, знакомые любому работнику-неофиту и в особенности членам его семьи. Долгие задержки в офисе и переработки, жертвование семьей. Собственно, дальше – больше: игнорирование выходных в пользу дополнительных переработок. Кажется, что сейчас нашему взору явится классический спектакль о том, как семья страдает из-за трудоголизма мужа. А он в свою очередь с пеной у рта будет доказывать жене, что вкалывает он так исключительно ради благополучия семьи. И, собственно, здесь зрителя ждет первый сюжетный кульбит. Как выясняется, герой за свой каторжный труд… не получает ни-че-го! Дальнейших сюжетных поворотов в таком духе в пьесе будет немало. Впрочем, воздержимся от спойлеров. Все дальнейшее повествование держится на том, до какого еще уровня безумия может дойти тот самый трудоголизм.

Денег не надо, работу давай! В Алматы поставили спектакль о феномене трудоголизма

На первый взгляд кажется, что это абсурдистская пьеса. Клоунский грим на героях второго плана, их фразы, произносимые с нарочитым гротеском, казалось, лишний раз должны это подчеркнуть. Впрочем, есть линия жены главного героя. Ее исполнительница Юлия Шенгиреева блестяще изобразила наивно-недотепистую героиню, терпящую своеобразную неадекватность мужа.

Актеру Ивану Кривушину вполне удалось показать грани героя на разных этапах его жизни в рамках пьесы – это и наивность, и фанатичная исступленность, и полнейшее равнодушие ко всем и вся.

Монологами героев второго плана – начальника главного героя и его секретарши-любовницы зрителей несколько сбивают с абсурдистского контекста данной пьесы. Их монологи здесь смотрятся неким инородным телом. Эти душещипательные речи о том, что одной и мерзко, и одновременно приятно быть чей-то тенью, вечным приложением к своему шефу-любовнику и о том, как главный герой завидует вдохновленности и фанатичности своего подчиненного, а сам всю жизнь живет по принципу «потому что так надо».

Денег не надо, работу давай! В Алматы поставили спектакль о феномене трудоголизма

Это вполне бы подошло для офисной производственной мелодрамы. Но здесь подобная перестройка на «серьезные щи» немного странная. Тем более, что развития она так и не получает.

В целом, «Лучший сотрудник вечности» попадает в определенный коллективный нерв наших современников. Чего уж греха таить – времена нынче тяжелые и всем нужно зарабатывать на жизнь. Но всем нам нужно помнить, что мы работаем, чтобы жить, а не живем, чтобы работать. «Лучший сотрудник вечности» — пример в целом хорошего напоминания этой прописной истины.

Автор: Константин КОЗЛОВ

Фото Дмитрия ШИГАПОВА

Поделиться: