В течение буквально нескольких недель эпидемия COVID-19 перекроила привычную жизнь студентов. Esquire решил узнать, как ВУЗам удалось наладить дистанционное обучение, как пройдет сдача сессий и дипломных проектов, а также, что ждет нынешних абитуриентов.

Пустая аудитория
Источник фото

Как отмечают представители учебных заведений, переход на дистанционную форму обучения посреди весеннего семестра прошел достаточно спокойно. Прежде всего потому, что многие преподаватели имеют опыт проведения обучения в режиме онлайн.

«Благодаря тому, что у большинства наших преподавателей и администраторов уже имелся опыт ведения дистанционных занятий, переход прошел легче, чем ожидалось. Все преподаватели быстро научились эффективно пользоваться методами онлайн-обучения и активно вовлекают студентов в процесс использования дистанционных технологий», — рассказывает проректор по учебной работе НАО «Университет КИМЭП» Линн Джилберт Томас.

Ряд преподавателей ВУЗа уже использовали систему управления обучением на платформе Moodle. Помимо этого, университет приобрел лицензионное программное обеспечение для видеоконференций на платформе Zoom, а все преподаватели прошли тренинги по использованию этих платформ.

К проверенным технологиям, включая Moodle, Zoom, PowerPoint и электронную почту, обратились и преподаватели Назарбаев Университета. Значительное число международных преподавателей и старших академических администраторов ВУЗа ранее работали в таких странах, как Великобритания, Австралия и США и имеют опыт работы в области онлайн и смешанного обучения. Преподавание некоторых программ здесь и ранее осуществлялось именно так.

Декан Экономического факультета Университета «Туран» к.э.н., доцент Дина Разакова считает, что для вузовской системы понятие «неожиданный» в контексте перехода на дистанционное обучение в принципе не верно.

«Попытки наладить дистанционное образование начались еще в конце 1990-х годов, более 20 лет назад. Но все это время эти попытки не выходили за рамки определенного контингента обучающихся», — комментирует она.

Экономический факультет Университета Туран дистанционное обучение реализовал на основе образовательной платформы LMS Canvas. Ориентиром стала Coursera, проект в сфере массового онлайн-образования, основанный профессорами информатики Стэнфордского университета Эндрю Ыном и Дафной Коллер.

Источник фото

Кроме того, вопреки распространенному мнению, что при переходе на дистанционное обучение снизится качество образования, этого не произошло. В частности, в КИМЭП считают, что, несмотря на внезапность перехода, успеваемость студентов сохраняется на уровне предыдущих семестров. В «Туране» отметили, что в целом успеваемость обучающихся в условиях карантина даже повысилась.

Во многом потому, что учебные заведения не просто перешли на онлайн платформы, но и пересмотрели задания и систему оценок, а также возможность своих студентов перейти на онлайн обучение.

«Группа по институциональным исследованиям и аналитике Офиса Провоста Назарбаев Университета прежде всего провела опрос среди студентов для выявления тех студентов, которым были необходимы  ноутбуки или планшеты для занятий, и тех, у которых имеется слабый доступ в Интернет. С учетом этого были приняты соответствующие меры, в том числе предоставлены ноутбуки», — объяснили в универсиете.

Что касается сдачи экзаменов и дипломных проектов, то все они так же проходят в режиме онлайн.

В КИМЭП ситуационные исследования (кейсы), портфолио студенческих работ или проектов, презентации проектов студенты проводят строго в назначенное для итоговых работ время. Ответы на вопросы по предмету, требующие дополнительных пояснений в процессе проведения итогового экзамена, могут предоставляться в виде эссе, краткого ответа, определения, писания развития сценария и выражения собственного мнения. 

Они могут быть предоставлены в период, отведенный на сдачу итогового экзамена в письменной или в устной форме. Формат устных ответов не эффективен при экзаменовке больших групп студентов. Также позволяется сдача экзамена в формате «с открытым учебником».

Назарбаев Унивеситет использовал альтернативные способы, стараясь не проводить масштабные онлайн-экзамены. Некоторые профессора использовали онлайн-тесты, викторины и экзамены. Другие фокусировались на оценивании знаний студентов с помощью эссе, отчетов, проектов, устных презентаций, экзаменов через Zoom, и многих других творческих методов оценивания. Во всех случаях академическая честность подчеркивалась и поддерживалась с помощью программных средств против плагиата. Дипломные работы и другие дипломные проекты принимались как обычно, а устное оценивание проводилось онлайн.

В университете «Туран» промежуточная аттестация обучающихся в удаленном режиме с использованием ДОТ проводилась в форме творческих экзаменов с «открытой книгой» (take-home open book exam), устных экзаменов и тестирования на онлайн площадках.

Защита дипломных работ и магистерских диссертаций проводится в режиме онлайн на платформах Google Meet, Google Hangouts, Microsoft Teams (платформа выбирается по согласованию членов АК и обучающихся).

Вручение дипломов
Источник фото

Так же в сеть ушел и набор новых студентов. Вместо привычных Дней отрытых дверей для потенциальных абитуриентов ВУЗы проводят онлайн презентации. Что в принципе вполне соответствует современным трендам.

«Наш Департамент по приему планирует по возможности принимать участие в выставках и проводить офлайн-мероприятия. Но в планах и не менее активное использование онлайн-платформы, поскольку поколение Z, которое является основной нашей целевой аудиторией, предпочитает сегодня больше времени проводить в Интернете», — говорят в Назарбаев Университете.

Говорить о том, когда вернется привычное всем очное обучение пока сложно. Однако Дина Разакова считает, что самый главный урок сложившейся ситуации заключается в том, что надо перестраивать системы высшего образования:

«Если раньше, когда мы заканчивали учебу в университете, это было нашим последним участием в образовательной системе, то сейчас люди меняют свою профессию гораздо чаще, чем это было в предыдущие десятилетия. Это может быть и раз в три, пять, десять лет. И это будет происходить все быстрее и быстрее. Не только из-за сегодняшней обстановки, связанной с кризисом. Прежде всего, из-за четвертой индустриальной научно-технической революции, которая сопровождается большой роботизацией, развитием искусственного интеллекта. Нам придется очень часто менять свои профессии, специальности, получать новые навыки. И в этой связи возможность профессионального непрерывного образования путем дистанционного обучения приобретает новое значение. Во многих западных, да и наших странах востребованы такие площадки, как Coursera, EdХ.

Со временем возможности дистанционного образования будут шире использовать в университетах. Мне кажется, что уже сейчас 40-50% материала можно изучать на удаленных занятиях. Чем быстрее мы перейдем на качественное дистанционное образование, тем быстрее мы сможем адаптироваться к новым вызовам, которые могут возникнуть в будущем. Это касается и доступа к мировым базам знаний: к лучшим лекциям, университетам, лучшим урокам, лучшим подготовкам к олимпиадам».