Несколько дней назад на портале «Открытые НПА» опубликовали последний вариант законопроекта «О массмедиа». В предлагаемом проекте не только не учтены замечания юристов и журналистов, но и добавлена цензура и фактически запрет на профессию.

Добро пожаловать в Северную Корею? В Казахстане обсуждают новый законопроект о СМИ
Источник фото

«Действующий Закон РК «О средствах массовой информации» кардинально устарел, не соответствует вызовам современности и не в полной мере удовлетворяет современным требованиям общественных отношений в сфере массмедиа. Поэтому необходимо принять закон, построенный на новых принципах и гарантиях государства, направленных на усиление и обеспечение права на свободу слова, а также содержащий условия ограничения этого права», – говорится в обосновании проекта.

Надо сказать, что для обсуждения законопроекта в июне 2022 года собрали рабочую группу, в которую вошли более 60 человек, в том числе журналисты и медиаэксперты, однако итоговый текст, как сообщает портал «Власть», оказался для них сюрпризом.

«Для нас большой неожиданностью был текст законопроекта, который появился буквально неделю назад. Текст, который был абсолютно не согласован с рабочей группой, рабочую группу даже никто не уведомил, что в министерстве придумали текст, куда включили какие-то нововведения. О них никто не знал и его повесили на сайт Egov, его одобрила МВК. Мы расцениваем это как дискредитацию рабочей группы — это знак, что наша деятельность совершенно для министерства не важна», – считает директор ОФ «Правовой медиацентр» Диана Окремова.

Она остановилась на минусах документа. И один из первых – это его название – «О масс-медиа»:

«Массмедиа – это СМИ, сетевые издания и интернет-ресурсы. По сути, закон охватывает все интернет-пространство. Направлен он не на журналистов как профессионалов, а на всех пользователей интернета, которые что-либо пишут в соцсетях, оставляют посты, комментарии и так далее. Мне кажется, это очень удобная позиция — применять закон когда и как удобно. Когда удобно — на журналистах, когда удобно — на всех интернет-пользователях. И, на мой взгляд, это попытка объять необъятное. Потому что регулировать все интернет-пространство, я думаю, не под силу даже нашему министерству информации».

Самой принципиальной стала норма о введении срока исковой давности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Об этом журналистская общественность просит уже не первый год: 

«Изначально в тексте Министерства информации и общественного развития была норма о сроке в три года, мы надеялись снизить его до года, как это принято в разных странах, европейских в том числе. В итоге в последней версии эта норма исчезла вообще. Теперь срока исковой давности нет в принципе. Это главное упущение этого законопроекта».

Самой большой неожиданностью для журналистской общественности стал пункт «выполнение поручения редакции в особых условиях». Диана Окремова считает, что здесь свою лепту внесли силовые ведомства:

«Особые условия – это необязательно военные действия. Это любая чрезвычайная какая-то ситуация техногенного, социального характера. По сути, любую катастрофу, которая, к примеру, была в Экибастузе, можно подвести под эти особые условия. Что происходит в этих особых условиях? Журналистам нужно согласовывать все действия, материалы с должностными лицами, и, собственно, они не могут выполнять свои профессиональные обязанности без разрешения должностных лиц. Мне кажется, это чрезмерный контроль над СМИ».

К слову, в качестве примера разработчики законопроекта взяли законодательство России, Туркменистана, Узбекистана и Турции.

Поделиться: