Коллеги называют его «дядя Кеша», и действительно для многих поклонников казахстанского кино за последние десять лет он стал как будто родственником или близким знакомым. В последние годы многие громкие премьеры не обходились без участия этого характерного харизматичного артиста «Замуж в 30» Аскара Бисембина, «Тараз» Нуртаса Адамбая, «Бизнесмены» Акана Сатаева», «Джохан» Жахана Утаргалиева, «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова и многое другое. Но, похоже, Еркен решил отойти от звания «короля второго плана» и стал более требовательным в выборе ролей. Кроме того, в последнее время дядя Кеша все больше внимания уделяет своему театру-студии «GAS». Об этом всем Еркен Губашев рассказал в эксклюзивном интервью.

Еркен Губашев: «Может я спился бы, а может стал бы большим олигархом!»

Еркен, буквально за несколько лет вы ярко заявили о себе в нашем кино, причем не только как актер, но и как сценарист. Как же получилось, что это произошло так поздно и так стремительно?

Я просто поздно в Алматы оказался. Долгое время жил в Уральске – я вообще родом оттуда и там у меня был свой театр эстрадных миниатюр. Что-то типа «Камеди клаба» — мы ездили на конкурсы, фестивали, работал как ведущий. В Уральске меня очень хорошо знают – я там провел все возможные и невозможные мероприятия. Но потом произошло то же, то и у многих – я вырос и мне захотелось чего-то большего. Сначала я рванул в Астану – посчитал, что город строится и будет здорово, если я поймаю волну и начну развиваться вместе со столицей, то когда все встанет на ноги, я буду уже на волне. Но этого не произошло – столица строилась, а люди остались те же.

Потом нас там увидели мои друзья-алматинцы и посоветовали быстро переезжать сюда: все деньги здесь. Мы приехали – в те годы (2010-2011) за ведение мероприятий здесь платили сумасшедшие деньги и я стал активно по этой линии работать. Но с годами приглашений стало меньше – если б я приехал сюда будучи помоложе, я может быть дольше бы пробыл востребованным в этом деле. И я стал сникать – подумывал уже вернуться в Уральск. Но тут случилась интересная история – меня позвали озвучить рекламный ролик. Я пришел на озвучку и, прочитав сценарий, как-то не впечатлился им. Предложил ребятам немножко его переделать и им понравилось. Режиссер это заметил и позвал меня написать сценарий к 30-серийному сериалу – это был проект «Слово офицера». А узнав, что я актер мне предложили и сыграть одну из ролей – получилось так, что я написал для себя роль и ее же сыграл. Вот с этого проекта все пошло-поехало.

Смотря на вашу биографию поражаешься как вас помотала жизнь по нашей когда-то единой стране: Уральск, Москва, Вологда, Тольятти… Не было ли желания там закрепиться и остаться.

Это далеко не полный список. Более того – у меня были и возможности для того, чтоб там закрепиться. А вот желания как-то не было. Я такой доморощенный человек, семейный – как-то меня всегда тянуло домой. Люблю своих родителей, друзей, семью. К тому же я прекрасно понимал, что моя внешность для России нетипична и мне будет сложновато. Хотя многие чувствуют себя прекрасно – но в 90-е год еще не был так востребован в кино и на ТВ типаж «гостя с Востока», «гастарбайтера» и т.д.

Но была и другая, более прозаическая причина. Закончив Вологодский Политехнический Институт меня распределили в Мурманскую область – в то время распределение было обязательным и я должен был отработать там два года. Я посмотрел по карте – это небольшой поселок в Заполярье – друзья рассказали мне, что я там обязательно сопьюсь, там мрак и беспросветность. Тогда я собрался и сказал: «Хрен вам!» и вернулся в Казахстан. Мне угрожали судом, но я фактически спрятался в Казахстане, чтобы меня туда не сослали. Меня не сманили ни огромной по советским меркам зарплатой и квартирой. Может я бы там спился, а может быть я был бы уже большим олигархом!

Еркен Губашев: «Может я спился бы, а может стал бы большим олигархом!»

Как же в вашей жизни появился театр?

Это интересная история! На 1 курсе политеха меня заметили ребята со старших курсов – а я был вообще веселый товарищ – пел, играл на гитаре, рассказывал анекдоты. Они пригласили меня в сборную команду КВН факультета – так я попал в КВН. И в течение всех 5 лет я играл за команду – сначала факультета, потом института. Мы всей нашей командой были просто повернуты на «Лицедеях», на Вячеславе Полунине – они тогда были на пике своей популярности. Тем более, что на 2курсе они приезжали в Вологду – мы на почве любви к ним и организовали свой маленький театр клоунады – нас было 5 человек. Выступали по школам, заводам, институтам – ездили даже на знаменитую «Юморину» в Одессу. Со временем начали ко мне прислушиваться – почувствовали какую-то искру режиссера. А я просто предлагал идеи и всем это нравилось. Дальше я писал сценарии, приносил ребятам, со временем занялся постановочной работой. Поэтому когда я вернулся в Казахстан, у меня был большой багаж КВНа, собственных шуток. Я понял, что по основной специальности работать точно не буду. И буквально в первые дни после моего возвращения в Уральск я узнал, что надо мной в доме живет режиссер народного театра. Мы познакомились, заобщались – он позвал меня себе в ДК, а его знакомый декан факультета местного университета предложил мне взять шефство над студентами-КВНщиками. Опыт у меня уже был – мы сделали юмористическую программу, получилось у нас неплохо – мы назвали наш театр миниатюр «Помпа». Этот же режиссер посоветовал мне поступить в Самарскую академию искусств – я, уже имевший высшее образование сдал только актерское мастерство. Меня приняли. Там меня немножко «обтесали», объяснили мне законы режиссуры. Но и там я КВН не оставлял – играл в команде «Виртуозы Самары» вместе с Сашей Морозовым – известным ныне юмористическим актером. Он работает сейчас с Евгением Петросяном. Потом я снова вернулся в Уральск – «Помпа» тогда уже гремела, мы много ездили, зарабатывали неплохие деньги. Потом меня вызвали в акимат и предложили возглавить команду КВН – тогда КВН в Казахстане поднимался, вел его тогда Альбек Тастайбеков, поддерживал один крупный телеканал. Мне поручили создать сборную города Уральска – тогда я созвал огромный кастинг. Я набрал команду из 15 человек – после долгих репетиций осталось 10. И в результате мы завоевали второе место на Чемпионате Казахстана. В финале в капитанском конкурсе сошлись с Ромой Альманским – подружились тогда и дружим до сих пор.

В кино вы стали популярным благодаря ролям в фильме «Тараз» и в сериале «Нархоз»…

Я очень благодарен Нуртасу за приглашение в «Тараз». Он действительно стал во многом знаковым, принес мне популярность. Еще я очень люблю свою роль в сериале «Золушка Зауре» — потому что режиссер Ернар Нургалиев дал мне полный карт-бланш. Так и сказал: «Дядя Кеша, делай, что хочешь!». И по сути я сам создал этого персонажа – не бил никто по рукам, не принуждал.

А часто так получается?

В последнее время – да. Хотя у каждого режиссера своя метода. Мне нравится когда режиссер говорит четко задачу и уже в этих рамках разрешает творить что хочешь. Вот Акан Сатаев, Аскар Бисембин, Аскар Узабаев как раз такие. Они лишь ограничивают, когда меня заносит – я ж импровизатор! Вообще, мне эта целеустремленность нравится! Многие же молодые режиссеры вообще не знают, чего хотят, поэтому дают полную свободу, надеясь куда-то вырулить. Иногда наоборот хочется каких-то рамок.

Еркен Губашев: «Может я спился бы, а может стал бы большим олигархом!»

Вы много работаете с культовым режиссером Адильханом Ержановым. Поделитесь, каково работать с режиссером такого уровня?

С Адильханом работаю уже много лет и с большим удовольствием. Это всегда поиск, подлинная работа НАД ролью, с образом. Это настоящее творчество. И не просто я работаю над своей ролью – это работа над фильмом. Даже небольшие роли в фильмах Адильхана очень важны. Там нет проходных ролей – все неспроста, каждая роль яркая, продуманная и острохарактерная. Он всегда дает актеру проявить себя и в его фильмах актер всегда отдается работе полностью. Многие наши актеры просто мечтают к нему попасть и даже просят по блату с ним познакомить. Но я всегда отвечаю, что это бесполезно. Для меня абсолютнейшая загадка то, как он отбирает актеров на роли, и всегда это точнейшее попадание. Просто я ему доверяю как режиссеру, а он доверяет нам, как актерам. И в этом взаимном доверии и кроется успех его фильмов. В последнее время фильмы Адильхана становятся более актерскими и они от этого только выигрывают. Вот у него я готов появится и на 5 секунд в кадре.

Еще вам посчастливилось сняться в последнем фильме Ким Ки Дука!

Да, это действительно так! В Ким Ки Дуке меня в первую очередь поразила его энергия. Какая-то безумная животная энергетика. При этом, он очень трепетно относится и к актерской работе. Он нам так и говорил: «Вы профессионалы, вам виднее!». Это меня удивило. Плюс ко всему он все делает сам: он же звукач, он же осветитель, он же режиссер и оператор. Он на площадке следит за всем, во все маниакально вникает. По окончании съемок, он всех нас собрал и поклонился нам, поблагодарив за все. Мне это так польстило – режиссер такого уровня так искренне нас благодарит. С ним вообще просто комфортно работать – он всегда улыбчив, приветлив. Он никогда не кричал. И для меня было шоком известие о его скоропостижной смерти. Это точно не тот человек, который должен был уйти так рано.

Еркен Губашев: «Может я спился бы, а может стал бы большим олигархом!»

Поговорим о театре. В последнее время вы довольно ярко заявляете о себе и на театральном небосклоне. В своем театре-студии GAS вы недавно презентовали спектакль «Мамы. Пети. Ватуки», где краеугольной темой стоит общение с зашоренными и даже зазомбированными родственниками. Насколько этот материал сейчас актуален для Казахстана?

Актуален, потому как мы живем в тесной связи с соседними странами. Это тоже нас касается. Многие близкие люди проживают по разные стороны границы. Схож менталитет, ну и плюс в нашем городе сейчас много приехавших за последний год. Тех, кого называют релокантами. Это люди, уехавшие от войны. И наш спектакль как раз о том, как хрупок мир, как важна экология и отношение к нашему потомству. Не зря у нас кульминационная сцена – символическое поедание детей. Мы показываем насколько беспощадно мы к ним относимся, подвергая нашу планету таким испытаниям. Я думаю, это актуально сейчас в любой стране. Все переживают схожие проблемы и все хотят, чтобы дети жили лучше нас. Спектакль поставил замечательный режиссер и актер Никита Патуев, выпускник ВТУ имени Щукина.

Чего еще от Вас ждать в ближайшее время?

Мы сейчас работаем над антрепризным спектаклем. Пока не определились с названием – по пьесе «Хей, радар» драматурга Элины Мнацян. Пьеса непростая, но Никита смело за него взялся. Там будут участвовать известные актеры – Гульнара Дусматова, Елена Набокова, я, и актер-преподаватель нашей школы-студии Василий Попов, ученик Константина Райкина, кстати.  Участвуют также несколько актеров нашей школы-студии. Спектакль выйдет в жанре клоунады. Не буду спойлерить, но я уверен, что это будет сногсшибательная постановка.

Мы готовим спектакль еще и для детей — «Снежную королеву», ставит его Вася Попов, ну и я помогаю как режиссер. Это наш совместный проект с пространством Transforma.

Также мы закончили и комедийный фильм «Все на мослы». Это, как я называю, продукт КВНовского братства – написали проект мы, три кавээнщика из 90-х: я, Миша Уланов и Ерке Бектуров. Там вы увидите россыпь популярных актеров: Гульнару Сильбаеву, опять же моих хороших знакомых Елену Набокову, Гульнару Дусматову, многих популярных КВНщиков 2000-х. Мы пробуем освоить жанр кинопародии, что довольно редко для нашего кино. Это более космополитичный проект – мы мало шутим на внутриказахские темы, наш юмор поймут в любой стране.   


Беседовал Константин КОЗЛОВ

Поделиться: