В новом интервью для проекта Esquire NAMES мы пообщались с режиссером нашумевшего казахского фильма “Паралимпиец” Алдияром Байракимовым. Что необходимо для того, чтобы снять фильм в Казахстане, о чём нужно предупреждать студентов, которые хотят работать в кино, и почему снимать с дебютантами намного интереснее? Об этом режиссер рассказал автору проекта и колумнисту Esquire Евгению Абу-Зейду.
Сейчас во всех кинотеатрах страны гремит ваш новый фильм «Паралимпиец» (картина вдохновлен победой лыжника-паралимпийца Александра Колядина на зимних Паралимпийских играх в 2018 году – прим. автора) о сильных людях, о тех, кто борется до конца. Что изменилось в вашей жизни после того, как фильм вышел в прокат?
Если честно, я пока ещё не прочувствовал какие-то определенные изменения, потому что мы до сих пор в процессе работы, только теперь это больше стадия продвижения фильма. И часто бывает так, когда в процессе работы над фильмом ты бежишь-бежишь-бежишь и вдруг какие-то человеческие реакции тебя останавливают, ты начинаешь слушать, отвлекаться, оценивать ситуацию, смотреть как фильм повлиял на людей. И наверное, в этот момент приходит осознание: «Значит мы не зря столько пережили и столько сделали». Может, вы слышали историю, которая у нас произошла в Астане на премьерном показе? Про мальчика Мансура, ему 7 лет и у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом? Так вот, он приехал на показ на коляске, а после показа отказался садиться в коляску и пошел домой на ногах. И когда видишь такие случаи, ты думаешь — «Вау!». Это ведь та еще мотивация. Появляется осознание, что люди выходят после просмотра вдохновленные, у них появляется возможность что-то переосмыслить.
Как живется режиссеру в Казахстане? Снять фильм – в чем особенности этого процесса в нашей стране?
Есть несколько вариантов, как можно снять фильм в Казахстане: первый – это привлечь частные инвестиции, второй – участвовать в питчинге «Государственного центра поддержки национального кино». Там проходит конкурс, на который ты приносишь свои идеи, защищаешь их, бюджет фильма и потом получаешь госфинансирование. Проблема в том, что там очень много моментов, которые сейчас обсуждаются киносообществом в Казахстане, с целью изменить процессы, потому что на самом деле невозможно подвязать кино ко всем требованиям госзакупа.
До пандемии у кино в Казахстане был хороший темп развития, тот же “Бизнес по-казахски в Корее” Нурлана Коянбаева собрал сумасшедшую кассу для нашего рынка. А потом пандемия внесла свои коррективы – начали закрываться кинотеатры, люди перестали ходить в кино. И когда более-менее в прошлом году всё снова заработало, случилось перенасыщение рынка фильмами, которые в Казахстане отсняли, но из-за пандемии не успели выпустить. Премьеру «Паралимпийца» мы хотели сделать в марте, так нас в него даже не пустили, потому что уже были заявлены премьеры 8 отечественных картин! Получается, что при такой скорости развития киноиндустрии нам просто не хватает кинотеатров.
Первая мысль после просмотра финальной, экранной версии «Паралимпийца»?
Именно экранная? Первые ощущения хорошо запомнились именно тогда, когда был первый просмотр фильма со зрителями в кинотеатре. Было очень волнительно, очень нервно. Я помню, мы сидим в зале и мой лучший друг, а по совместительству сценарист Рома, сидит рядом и прям потеет. Просто представьте, мы с 2018 года работали над идеей, в течение года ее расписывали, проходили питчинг, потом были задержки с финансированием, проблемы с монтажом, монтировать приходилось на ноутбуке, неделями писали музыку, по ночам сидели с композиторами… И после всего этого ты приходишь и показываешь полному залу зрителей результат, к которому вы шли несколько лет. Было очень волнительно, настолько, что когда я понял – все в порядке и зритель хорошо принимает фильм, я начал танцевать и кричать, мне кажется, что у меня был какой-то легкий нервный срыв. А потом, с каждым показом, тебе становится чуть легче, особенно, когда ты видишь бурную реакцию зрителей и слышишь аплодисменты чуть ли не с начала финальной сцены. И это продолжается до показа титров.
Сейчас какие проекты в работе?
Сейчас заканчиваем писать сценарий нового сериала для Salem social media. Пока я больше занят в сценарном плане, потому что у тебя есть возможность не зависеть от места, ты можешь писать где угодно и параллельно делать какие-то ещё дела. Конечно, все уже говорят, что пора думать над новым фильмом, но сейчас больше хочется отдохнуть, если честно. Потому что работа над крупными картинами – очень эмоционально выматывает.
Современный мир меняется каждую минуту, люди ищут ответы в искусстве – в кино, в литературе. Что для вас кино? Безусловно, любимая работа. Но если мысль шире? Вед это возможность создавать и открывать для людей другие миры без границ. Такая свобода пугает или вдохновляет?
Мой друг – сценарист Рома Жуков, после того, как мы посмотрели фильм сказал: «Вы понимаете, что это мы написали, да?» Он имел в виду, что нам пришла эта идея, что мы её написали и сняли по ней фильм, который сейчас смотрят люди по всей стране, фильм, который многих вдохновляет и заставляет менять свою жизнь к лучшему.
Кино дает возможность поделиться какой-то историей с неограниченным количеством людей и это невероятное искусство. Оно завораживает, вдохновляет, но еще и довольно жестоко само по себе.
Я иногда преподаю для студентов Filmmaking и когда меня приглашают провести лекцию, всегда просят сказать: «Скажите студентам о том, как здорово быть режиссером, пусть приходят учиться». А я после съёмок «Паралимпийца» был так измучен, что у меня даже брови не поднимались два месяца. И я наоборот, хотел бы сказать студентам: «Подумайте, много раз подумайте перед тем, как выбрать эту профессию». Потому, что многие романтизируют, думают, что быть режиссером — это когда ты главный на площадке, тебе носят кофе, а ты снимаешь всё, что хочешь. А на самом деле, это тяжелый труд, потому что режиссёр должен контролировать все процессы, абсолютно все. Я даже в какие-то моменты завидовал актёрам на площадке, потому что после съёмок они все вместе отдыхали, сидели играли на гитаре, смеялись. А я после съемок всегда приходил в номер и готовил план на следующий съемочный день. Кроме того, никогда неизвестно как воспримут фильм зрители. А вдруг не понравится? Представляете, вы вложили столько энергии, душу, жизнь, а ваш фильм не принимают.
«Паралимпиец» был основан на реальной истории. А как проходит процесс, если всё должно быть с нуля, если нужно найти идею и она никак не хочет приходить сама? Что делать, если вдохновение и желание творить есть, а самой идеи нет? Куда бежать? Где ваша фабрика идей?
Фабрика идей… Меня вдохновляют реальные истории людей. «Паралимпиец» был вдохновлен реальной победой. Мы не просто взяли историю одного человека, мы взяли истории из разных источников, разные жизненные ситуации и дополнили их своим художественным замыслом. По сути, каждый человек живёт в своей драматургии, у него есть конфликты, внутренние переживания, внешние переживания, внешние конфликты с обществом и так далее. Я однажды листал новости и мне попалась на глаза эта история, я отправил ее всем своим друзьям, потому что никто не знал про победу нашего паралимпийца. Он принес стране золото, первое золото в Казахстане, в Зимней Паралимпиаде и никто об этом толком не знал, помню, мне тогда еще стало печально от осознания этого факта. И у меня много таких историй как бы «на карандаше», ну и плюс бывает, как у всех творческих людей – ты проснулся и у тебя в голове что-то щёлкнуло. Хороший вопрос: откуда приходит вдохновение… Но главное ведь, чтобы оно вообще приходило.
C какими темами особенно интересно работать? А с какими жанрами наоборот пока не хотелось бы себя связывать?
У меня никогда не было блокировки по жанровости. Я никогда не говорил – «Я буду снимать только авторское кино» или «Я буду снимать только боевики». Всё зависит от идеи. Те же комедии. Если в ней классный сюжет, крутая идея, и ты можешь попробовать благодаря клевым сценарным решениям вывести планку отечественных комедий на новый уровень, то почему нет? Поэтому, я бы хотел попробовать себя в разных жанрах. Я всем студентам советую: «Снимайте, как можно больше. Всегда должна быть практика, всегда должен быть поиск.” Конечно, было бы здорово снять какой-нибудь экшн. Еще хотелось бы сделать историческую картину, но при этом другую, не такую, какие сейчас снимают у нас. У нас в исторических фильмах все герои похожи, потому что они все идеальные, все бии, все батыры – они чуть ли не блестят, с супер чистыми костюмами, у них нет никаких внутренних изъянов. И хочется такую историческую картину, с такими настоящими персонажами, которую ты посмотришь и которой ты поверишь, потому, что увидишь в ней живых людей со своими переживаниями и мечтами. Ведь всю фальшь зритель почувствует, ты его не обманешь.
Будущее киноиндустрии за какими фильмами? И какие фильмы ваши любимые, настолько, что можно считать их «настольными»?
Я очень надеюсь, что в будущем у нас будет большее жанровое разнообразие, что люди начнут ходить на неожиданные картины, на другие жанры, будут больше доверять отечественным производителям.
Что касается любимых фильмов, то сейчас в моем топе «Нокдаун» с Расселом Кроу и «Эдди “Орёл» с Хью Джекманом. «Нокдаун» вообще один из моих любимых фильмов. Каждый раз, когда смотрю, испытываю очень сильные эмоции, настолько круто всё снято.
А чтобы сделать фильм про спорт, нужно еще понимать, как это все работает.
Например, у нас в фильме были сцены с лыжными гонками и мы искали референсы фильмов про лыжные гонки, но ничего не смогли найти, ни одного фильма. Пришлось придумывать специальные платформы, крепить туда главного героя, чтобы увидеть и снять его реакцию во время гонки.
И так совпало, что во время наших съёмок вышел российский фильм «Белый снег», про лыжные гонки. И вот мы сидим и смотрим, как они снимали. Большая платформа, 4 камеры закреплены, 4 оператора стоят – сумасшедший масштаб и бюджет! А тут мы, со своими съемками со снегохода. Но мы ведь не побоялись вызова, окей, хоть и с маленьким бюджетом, но мы же это сняли.
Что нужно знать людям о режиссерах? Или что нужно знать людям именно о тебе, как о режиссере? Что-то, что остается скрытым от посторонних глаз? Может быть, какие-то чудаковатые привычки?
Я очень требователен. Мне все мои друзья говорят – «ты такой перфекционист». Да, бывает, что я иду на компромиссы, но если я вижу, что человек может лучше, что какая-то работа может быть сделана лучше, то здесь я очень жёсткий. И еще я не люблю непрофессионализм. Если человек не претендует на звание профессионала, то я всегда подтягиваю и помогаю. Но если ты заявляешь, что ты крутой профессионал, то на моей площадке ты должен соответствовать. И если я вижу, что человек круто делает свою работу, то я вообще стараюсь туда не лезть. А кино — это всегда коллективное творчество.
Что касается актеров – я всегда стараюсь подбирать так, чтобы им в принципе не пришлось играть, то есть чтобы роль полностью подходила под них. Потому что в кино очень важен реализм, реалистичность, а если ты видишь, что актеры переигрывают или не доигрывают, всё, значит ты видишь игру. При этом я всегда стараюсь быть с актерами в хороших отношениях, у меня такая позиция, что актер должен быть всем доволен на площадке. Я для себя отметил, что актёры – это почти твои дети и на площадке они хотят внимания.
От чего зависит успех фильма? Идея, работа режиссера, сценариста, правильный каст, хороший сценарий? Бывают же слабенькие фильмы, но сняты хорошо, а бывает берут хорошую идею, а в итоге из зала на премьере люди уходят.
Для меня 80% успеха любого фильма – это сценарий. Бывает, что режиссер получает сценарий, но на самом деле не понимает, что из него лучше сделать, просто срабатывает принцип «Ну ладно давайте снимем, деньги нужны». И снимает, не чувствуя даже того, что минимально было в этот сценарий заложено. И всё, актеры тоже не чувствуют, они спрашивают:” Что я чувствую, как актёр, как мой герой?». А им отвечают: «Ну, что-то почувствуйте, подумайте сами, придумайте». Но это же ложь. Такого же не бывает, когда в жизни ты не знаешь, почему ты такой сейчас, что ты сейчас чувствуешь.
Есть много нюансов и они все в совокупности должны составлять хороший сценарий, который даст возможность и режиссёру раскрыться, и актёрам. А если сценарий плохой – фильм ничего не спасёт. Плохой сценарий как одна падающая единица домино – остальные доминошки просто уничтожит.
И конечно, нельзя игнорировать факт, что иногда невозможно предугадать, что стрельнет. Бывают хорошие фильмы, но почему-то мало человек приходит. Есть миллион факторов, почему зритель не пошёл сегодня в кино.
Например, сейчас я слышу от дистрибьюторов, что многие не хотят смотреть фильмы о войне. Но фильмы то уже сняты, деньги заложены и инвесторы требуют возврата средств. А мог ли человек об этом предугадать такое, когда изначально создавал фильм? Нет конечно.
Последние годы популярна такая фишка: начинают снимать сериал, например, 1 сезон, и сериал успешный и все хорошо идет, и идея отличная. А потом вдруг начинают менять режиссеров из сезона в сезон, приглашать актеров режиссировать новые серии сериалов –объясни почему так происходит? Разве так правильно? Не должен ли каждый заниматься своей работой? Режиссеры ведь не пробуют себя вдруг в качестве актеров на площадках.
Я пробую (смеется). Не на своих проектах, конечно, а когда приглашают. Мне нравится сниматься, потому что твоя зона ответственности сужается только до твоей роли, ты должен отвечать только за своего персонажа и всё. Тебе не нужно держать миллион задач в голове, как режиссёру.
По поводу замены режиссеров. В первый раз я столкнулся с этой голливудской системой во время работы над сериалом «Марко Поло», тогда я работал на должности casting production assistant. Помню, как в первый раз увидел, что приехало много разных режиссеров на три недели. А мы же снимали не по порядку, а каждый день разные серии, и вот я сижу и смотрю, что режиссеры все время меняются. Я ещё удивился, потому что как так-то? Ты выстраиваешь какую-то свою систему, какую-то свою стилистику, а тут это меняется из серии в серию.
Так вот у них так принято – режиссёр, который классно снимает экшн, будет снимать серию с экшном, а режиссёр, который классно снимает романтику, будет снимать про романтику. У нас пока нет такой практики, как минимум потому, что у нас и бюджетов таких нет, чтобы менять режиссёров так часто. У нас один режиссёр снимает всё и да, он может быть слаб в каких-то моментах, но с другой стороны, это рост, режиссеры стараются, работают.
А как быть с талантливыми дебютантами?
Конечно, бывает, что человек без образования приходит и сразу делает что-то крутое, потому что у него есть какая-то насмотренность и он использует ее в своих целях. Но самое главное, мне кажется, быть чуть скромнее. Амбиции это хорошо, но при этом чем громче ты будешь высказываться, тем больнее тебе потом будет падать. Часть моей группы, которая работала над “Паралимпийцем” – дебютанты. А дебютанты – это те люди, которым же нужно доказать что-то людям, они горят, от них чувствуешь искры.
А те ребята, которые уже 30 лет работают в кино, у них же какой подход чаще всего: «Ну, что там? Очередной проект? Что делаем? Что снимаем?» А у меня оператор-дебютант прыгает по сугробам с дорогущей камерой на плече за несколько минут до захода солнца, чтобы подснять дополнительные кадры и кричит: «Давай ещё! Успеем! Давай, ещё кадр надо снять!»
Дебютанты они такие – в них есть страсть и голод. А был бы матёрый оператор, он бы сказал: «Зачем это? Мы же все отсняли, смена окончена».
Поэтому для меня главный момент в том, чтобы с годами и с опытом не потерять этот творческий огонь, страсть к работе. Бывает, что коллеги больше уходят в ремесло и в заработок, и со временем теряют этот азарт, который есть у дебютантов.
Сила режиссера в том, чтобы…
Сила режиссера, как мне кажется, в вере в свой проект. Если ты в него не веришь, то никто на площадке верить не будет. Еще она в том, чтобы объединять вокруг себя талантливых людей, потому что как я уже говорил, кино — это коллективное творчество и каждый работник на площадке вносит свою частицу. Еще главная сила режиссёра в том, чтобы доводить дело до конца, потому что многие выгорают. Доведи до конца, а ещё лучше доведи до зрителей, а не просто так, что снял и на полку положил.
Мы сегодня обедаем в Swissotel Almaty. Вам не кажется, что это отличное место для съёмок: и от города недалеко и разных локаций множество?
Я как раз отметил для себя, что здесь очень классный интерьер. Природа вокруг невероятная, это само собой, но интерьер мне очень нравится. Тут можно было бы делать классные коллаборации с кинопроизводителями. У нас сейчас не так много интересных мест для сьемок и когда появляется что-то новое, все стараются первыми заснять это. А здесь я вижу отличный потенциал. Тут можно и кран поставить, потому что очень высокие потолки, и команде есть где развернуться.
Как вы выбираете место, когда вам хочется полакомиться чем-то вкусным? Какие основные критерии?
Мне кажется, у нас в семье всё зависит от настроения. Иногда просто хочется поесть и главное, чтобы заведение было рядом, а иногда сидишь и ужасно хочется чего-то специфического. Мы, например, обожаем грузинскую кухню. И бывает, что не важно, в какой части города мы находимся, мы едем в свой любимый грузинский ресторан. Еда – это ведь тоже про вдохновение…
Credits:
Producer — Irina Sharapova
Location — Swissôtel Wellness Resort Alatau Almaty
Photo — Ilya Aleshkovskiy MUA/ Hair — Madinat Idrisova