Esquire.kz спросил представителей профессий, которым технический прогресс угрожает исчезновением, что они думают о своем будущем.
Скоро многие профессии станут ненужными, людей заменят машины – предупреждают футурологи и специалисты по HR. У каждого оракула свой «расстрельный» список, но есть такие работы, которые появляются в печальных рейтингах слишком часто, чтобы не задуматься о будущем. Из рабочих это билетеры, парковщики, операторы call-центров, лифтеры, почтальоны, охранники, фасовщики, прорабы, швеи. Из тех, что связаны с интеллектуальной деятельностью и более сложными знаниями и навыками, — библиотекари, испытатели, сметчики, копирайтеры, турагенты. Под угрозой до восьмидесяти процентов бухгалтеров, юрисконсультов, нотариусов, провизоров, секретарей, логистов, диспетчеров, переводчиков. Esquire.kz спросил у людей, попавших в зону риска: что они думают о собственных перспективах.
АКТЕР КИНО
Предпосылки к замене человека техникой: из уже существующих технологий — 3D-анимация. Необходимо доработать производительность оборудования и усовершенствовать технологию отрисовки человека.
Нуртас Адамбай, режиссер, актер
Сразу вспомнился фильм «Симона» далекого 1974 года, по сюжету которого режиссеры создают виртуальную актрису, ставшую в итоге кинозвездой. Технически, думаю, уже сейчас можно сделать что-то подобное, но значит ли это, что роботы заменят зрителю живого актера? Если бы в фильме «1+1» играли роботы, то я бы точно не проникся к ним такой симпатией. По-настоящему хороший фильм — это когда не задумываешься, искренне веришь происходящему на экране. Ведь фильмы с настоящими, а не рисованными на компьютере декорациями даже стоят обособленно и всегда подчеркивают свою «натуральность».
Я боюсь представить, что будет через 15-20 лет. Раньше театры были безумно популярны, сейчас ходить в театр – дань прошлому, телевизор также сдает позиции. Мир становится другим. Если учесть, что за последние 15 лет совершено больше открытий, чем за предыдущие две тысячи, то вполне реально представить роботов вместо актеров. Опять же все зависит от жанра: если мы говорим о каком-нибудь боевике, то, наверное, нет принципиальной разницы. Но как обойтись без человека в драме или мелодраме?
И вообще, сейчас делают фотографии шикарного качества, но картины Пикассо как стоили миллионы, так и стоят.
ПЕРЕВОДЧИК
Предпосылки к замене человека техникой: уже к 2025 году портативные переводчики станут настолько миниатюрными и переводить будут так качественно, что языковой барьер между людьми исчезнет.
Балгазарова Адия, переводчик
Каждый язык имеет свою особенность, будь то в грамматике, лексике или произношении. Многое зависит от диалекта. Хорошо, представим, что переводчиков, синхронистов заменили на портативные машинки. В целом это действительно рушит языковой барьер – но! Но машина не в состоянии донести до собеседника эмоцию, с которой была сказана фраза. А контекст? Любая человеческая фраза несет в себе скрытый смысл, потаенное контекстное ударение, чего техника даже из далекого будущего уловить не может.
Машина переводит механически – это фундаментальный недостаток, который нельзя исправить, не наделив ее сознанием. А переводчик, синхронизирующий на встречах разного масштаба, берет на себя ответственность не только служить мостиком через обрыв языкового непонимания, но и работать на более тонком уровне человеческого общения. Радушие приема, сухость несогласия, желание сотрудничать или вежливый отказ от пресловутой чашки чая… – человеческое общение невообразимо сложное, как сложна сама природа человека. Робот с этим не справится. Если, конечно, мы говорим о реальности, а не фантастическом фильме. Так что конкуренции я не боюсь. Переводчики – это храбрые, ответственные, эрудированные люди. Не могу даже представить себе такой машины, которая подобралась бы близко хоть к одному из перечисленных качеств.
ГЕОЛОГ
Предпосылки к замене человека техникой: технологизация процессов освоения труднодоступных месторождений. Управление машинами через спутниковую связь.
Вячеслав Пак, геолог
Мой отдел – а я руководитель производственного отдела сервисной компании в нефтяном секторе – занимается предоставлением услуг по газовому каротажу в процессе строительства скважин. Данная услуга подразделяется на три важные части. Мониторинг технологических параметров бурения, что значит сбор и анализ технических данных с буровой установки. Геологическое сопровождение скважины, то есть отбор и геологический анализ выбуренной породы. И последнее, интерпретация углеводородных газопоказаний.
Что из этого перечня работ может заменить машина? Думаю, вторую часть. Приборы, автономно делающие минеральный и элементарный анализ породы, существуют уже сегодня. Взять, к примеру, марсоход Сuriosity – он ведь сам может отбирать и анализировать образцы грунта. Технологии доступны уже сегодня, сдерживающим фактором является только их стоимость.
Но вот с первой и третьей частями сложнее, там всегда нужен человек. Мониторинг можно, конечно, автоматизировать при условии, что роботам привьют аналитическое мышление. Вы верите в это? В подобных случаях остается мало места для импровизации. Так что пока роботов на своем и своих коллег месте не вижу.
Ну а если все-таки… Моя должность связана с работой с людьми. Не понадобятся люди на нижестоящих должностях – не понадобится и моя должность, а значит, и я. Что делать в таком случае правительствам? Простой ответ: начать войну или контролировать рождаемость. А если подходить с позиций гуманизма, то держать путь на социализм.
ТУРАГЕНТ
Предпосылки к унификации профессии: все больше людей предпочитают организовывать свой отдых через интернет без посредников
Арыстан Жамау, турагент
Моя работа заключается в том, чтобы консультировать и информировать людей о курортах, отелях и странах. Я делаю отдых более продуманным и запланированным. Предоставляю туристам все, начиная от встречи в аэропорту, заканчивая медицинский страховкой. Я начал работать в 15 лет и учился самостоятельно. С появлением интернета это довольно легко. Также и отдых – люди могут организовать его сами. Но сделать это лучше, эффективней, точнее и быстрее, чем мы, живые туроператоры, вряд ли сумеют. Ведь мы лично объезжаем все отели, курорты мира, каждый запоминаем, с каждым местом у нас возникают свои ассоциации и особое мнение – мы делимся с клиентами своим опытом, любовью, если хотите. Это почти гарантия не-испорченного отдыха. У роботов и машин таких ассоциаций нет, даже при наличии полной базы данных на сайтах вы найдете общие факты об отеле или каком-то месте, а мы видим ситуацию изнутри.
Но все вышесказанное не значит, что я игнорирую происходящие перемены, это значит лишь то, что я не боюсь конкуренции с роботами. Я готов, на то и зовусь человеком, меня мама родила, а не сделали на конвейере.
ЛЕКТОР
Предпосылки к замене человека техникой: технологии онлайн-образования (интернет, видеоонлайн-трансляции, передача данных, базы данных знаний)
Лариса Харитонова, преподаватель вуза
В традиционной системе образования фигура лектора всегда занимала особое место. Именно лектор доносил, объяснял, интерпретировал информацию. Сегодня условия меняются. В учебном процессе повышается уровень технического обеспечения, в университетах вводится онлайн-обучение. Студент имеет свободный доступ к широкому ряду источников информации. Постепенно трансформируются сами отношения «студент — преподаватель». Преподаватель из ментора превращается в наставника, готового к диалогу и творческому обсуждению.
Я уверена, в будущем значение преподавателя только вырастет. Никакой робот, компьютер, машина не заменят живого диалога, дискуссии, в процессе которых рождается личность, способная к самостоятельной профессиональной деятельности, к принятию необходимых решений в проблемных ситуациях. Современное образование невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий – они дают богатейшие возможности в познании своей профессии, но если свести все образование к «цифре», тогда могут сбыться худшие прогнозы авторов антиутопий. Вместо живых творческих личностей мы получим специалистов, подобных замятинскому Д-503, герою фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества.
ВОДИТЕЛЬ
Предпосылки к замене человека техникой: навигация (GPS), потоковый анализ изображений, инфракрасные датчики и генераторы, ультразвуковые датчики и генераторы, цифровое аппаратное управление, интернет, распознавание и синтез речи, коммуникация устройств между собой (протоколы передачи данных).
Серик Кассенов, водитель
Я не персональный водитель, работаю в офисе по поручениям, с 9 утра до 6 вечера. Нужно сотрудников развезти – развожу, бумаги в компанию доставить – доставляю. Часто езжу с бухгалтерией по банкам.
О том, что когда-нибудь меня сможет заменить робот, я задумался после того, как появилась последняя модель Mersedes S класса. Автомобиль самостоятельно останавливается перед человеком за 10 сантиметров! Значит, к 2045 году сможет ездить сам. Пылесосы вот уже появляются, которые наводят чистоту в доме без хозяина.
С другой стороны, на дорогах сплошь и рядом происходят ситуации, когда нужно принимать решения экстренно и нестандартно. Машина может дать сбой. Но даже при самом лучшем или худшем (для кого как) развитии событий я к тому времени буду уже на пенсии. За молодых вот страшно, ведь во всех странах будут толпы безработных. Властям придется много думать.
БИРЖЕВОЙ/ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИТИК
Предпосылки к замене человека техникой: из уже имеющихся технологий — интернет, базы данных, технологии анализа и обработки данных с использованием систем искусственного интеллекта и нейронных сетей, трейдинговые площадки. Необходимо доработать системы искусственного интеллекта, анализ новостей, слухов и прочей информации.
Нурлан Ашинов, аналитик
Я четыре года работал инвестиционным аналитиком в Visor Capital. Моей задачей было дать справедливую оценку компании, ценные бумаги которой котировались на фондовом рынке. В работе много математики – построение модели, расчет финансовых показателей. Но также так называемая qualitative work, подразумевающая анализ высказываний тех или иных персон, прогнозирование действий центральных банков в области денежно-кредитной политики, ожидания инвесторов, etc. Более того, в сфере инвестиции очень важно чувствовать и понимать рынок, а это математическим расчетам не поддается. К примеру, мы в основном работали с иностранными инвесторами, многие из них – сами опытные аналитики, закончившие Гарвард и проработавшие на своем рынке более 10 лет. Но они обращались к нам. Не потому, что мы умнее, а потому, что мы из Казахстана, знаем местную специфику. Может ли машина компенсировать такие нюансы, очень человеческие по своей сути?
Я думаю, компьютеры могли бы нам помогать и уже помогают, выполняя огромный объем работы, но – не заменять. В данный момент я работаю в сфере M&A, сделки по слиянию и поглощению. Здесь все аналогично: помимо расчетов и умения правильно презентовать нужную информацию необходимы навыки ведения переговоров и общения, с чем роботу справиться трудновато.
АВИАПИЛОТ
Предпосылки к замене человека техникой: навигация (GPS), потоковый анализ изображений, инфракрасные датчики и генераторы, ультразвуковые датчики и генераторы, цифровое аппаратное управление, интернет, распознавание и синтез речи, коммуникация устройств между собой (протоколы передачи данных).
Владимир Шамов, авиапилот
Я почти всю жизнь в авиации, стаж работы – 35 лет. Начинал на советских машинах, нас было по четыре человека в экипаже – пилот, второй пилот, штурман и бортовой инженер. И вот на моих глазах штурмана и бортинженера – живых людей, товарищей – заменила техника. А вы говорите – будущее.
Тем не менее не все так просто.
Сегодня в мире много хороших аэропортов – таких, где системы управления позволяют посадку самолета с земли. Но человек все равно нужен, он должен контролировать – хоть на земле, хоть в небе. Есть условия: большое скопление птиц, обход грозы, болтанки – всего их девять, при которых пилот идет на второй круг. Оценить такую ситуацию может только человек. Не автомат. Автомат запрограммируй – у него одна маленькая птичка вызовет внештатную реакцию.
Мы на советских самолетах все делали руками – руками взлетали, руками сажали. На новых суднах – автопилоты, но даже молодые ребята взлетают на автопилоте, а садятся ручным управлением. Зачем? Чтобы не потерять навык, техника всегда может дать сбой, а человек ее страхует. По этой причине и второго пилота не убирают: если одному станет плохо, второй заменит.
Мой оптимизм вызван не тщеславием, а собственными наблюдениями. Техника постоянно совершенствуется, да, это так, тем не менее новые опции не работают без человека. Вот сейчас, если на самолете происходит сбой, данные посылаются в офис на землю, люди смотрят, что за проблема, и присылают решение, как ее устранить. Понимаете – человек человеку посылает решение проблемы машины, а не наоборот.
Поэтому меня и моих коллег нельзя заменить. Авиакомпании никогда не пойдут на это. Причин много, среди них одна самая очевидная: вы полетите самолетом, в кабине которого сидит робот, а не человек?
Оптимистическое послесловие
Для скептиков, критиков и тех, кто плохо знаком с историей технического прогресса: исчезновение какой-либо профессии, а также роботизация не ведут к тотальной безработице. При правильной организации труда и системы образования их следствием, как правило, становится повышение уровня производства и жизни людей. С прогрессом исчезают одни профессии, но появляются другие. Кроме того, часто при автоматизации процессов значительно увеличивается объем работы и спрос. И все эти системы пока еще будут обслуживать люди.
Подготовила Наталья Панова