В кинематографе есть целое направление фильмов об искусстве. Есть просто байопики выдающихся деятелей культуры, с подробным описанием создания того или иного шедевра. Есть и другие – когда художественное произведение есть средство, благодаря которому жизнь главного героя резко меняется. Esquire предлагает сегодня вспомнить такие фильмы.
«Девятые врата», 1999
Культовая картина Романа Полански с Джонни Деппом в главной роли снята по мотивам романа Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришельё».
Здесь история книголюба. Коллекционер антикварных книг узнает легенду про код, спрятанный в трех книгах 1666 года издания, ведущий прямо в преисподнюю. История оборачивается мистическим триллером о том, как «герой нашего времени» нашел нечто более ценное, чем деньги, и сбежал из мира материи в мир фантасмагории и сюра.
«Щегол», 2019
По сюжету фильма мальчик Тео становится свидетелем теракта в музее, во время которого погибает его мать. Мальчик выносит из-под развалин коллекционную картину голландской живописи «Щегол». Психологическая драма основана на одноименном романе американской писательницы Донны Тартт, получившей за него Пулицеровскую премию.
«Серафина из Санлиса», 2008
В основу фильма положена причудливая судьба выдающейся художницы Серафины Луи. Женщина работала служанкой в деревушке Санлиса и была никому не известной художницей до тех пор, пока путешествующий немецкий коллекционер не нашел ее картины и не прославил их на весь мир.
История помимо байопика представляет собой психологическую драму о том как художница со странностями взаимодействует с коллекционером и о том как их отношения проходят эволюцию от неприязни до признания гениальности странной домработницы-художницы.
«Мордекай», 2015
Экранизация романа «Великая тайна усов Маккабрея» Кирила Бонфильоли. Еще одна бенефисная роль Джонни Деппа.
Экшен-комедия о нахальном аферисте, который охотится за украденной картиной. Но привлекает его не эстетика, а код от банковской ячейки, скрытый внутри.
Увы, несмотря на блестящий актерский состав и великолепную актерскую игру зрителями картина была принята довольно прохладно. Многие отмечали затянутость картины. Тут, что называется, сыграла опасность того, что любой хороший замысел оборачивается провалом, если он оказывается скучным.
«Работа без авторства», 2018
Художник Курт Барнерт сбегает из Восточной Германии в Западную, чтобы учиться живописи и свободно работать. Однако болезненное прошлое дает о себе знать, ведь юность художника прошла при нацистах. А зрелость он встречает в коммунистическом ГДР.
История о том, как политика в плохом смысле врывается в жизнь художника и серьезно ее меняет — если не сказать уродует. Этот фильм — отличное художественное осознание трагедии Германии в ХХ веке через судьбу конкретного человека.